Jan 06, 2011 22:12
Я начну издалека - с одного поста в Живом журнале. Его автор - очень даже нерядовой юный единоросс из Челябинска. Он описывает как компанией (полный автобус) ездил волонтером в дом престарелых. Вот они в красивых маечках с символикой ЕР "обсуждают поездку". Вот выходят на сцену, где наш герой рассказывает, "почему мы откликнулись на призыв помочь ветеранам". Вот он машет ручкой со сцены. Вот весело улыбается в автобусе. Вот он с пакетами "подарков" - быстрорастворимой каши неизвестной мне фирмы. Вот заключительная фраза: "так в праздник мы доставили частичку счастья нашим ветеранам".
Стоп! Чего-то не хватает. Где же счастливые лица ветеранов?, - спрашивают в комментариях. - А нас к ним не пустили, им завтра кашу раздадут, - спокойно отвечает автор. И на все последующие ехидные вопросы у него один ответ: это не ко мне, это к организаторам (хотя он сам руководит чем-то там).
У меня создалось впечатление, что и после почти сотни комментариев мальчик так и не понял, что между красованием на сцене в форменной маечке и "частичкой счастья ветеранов" нет ничего общего. А уж до этих комментариев - точно не понял, потому что тогда постыдился бы выкладывать свой торжествующий репортаж.
Я вспоминала этот сюжет, когда пыталась разобраться со сравнением данных психологического тестирования двух групп студентов - Ленинградского и Владивостокского университетов. Владивостокцев тестировала моя ученица в октябре 2010 года, данные по ЛГУ мы взяли из руководства к тесту, к сожалению, дата тестирования там не указана, но поскольку ЛГУ не существует с 1991 года (переименован в СПБГУ), то с хорошей вероятностью, это данные 80-х годов. То есть, получилось сравнение не только второй столицы с провинциальным вузом, но и двух поколений.
Были получены статистически значимые различия по 12-ти из 16-ти изучавшихся характеристик личности - одновременно логичные и достаточно неожиданные.
Во-первых, новое поколение оказалось на удивление активным, довольным и эмоционально устойчивым. По сравнению со студентами ЛГУ, Владивостокцы более уверены в себе и стабильны эмоционально, они менее тревожны, больше удовлетворены своим положением, обладают более развитым самоконтролем.
Во-вторых, это поколение более практично и прагматично и одновременно несколько более косно. Они более реалистичны и трезвомыслящи, не склонны к сентиментальности, меньше склонны к риску и меньше открыты для изменений, у них больше выражен консерватизм и меньше - склонность к абстрактному мышлению. Показатели интеллекта у них тоже хуже (от результатов некоторых студентов университета я приходила в шок), но это в понятно: лучшие ученики стараются поступать в вузы в Москве или в том же Петербурге.
Наконец, это поколение более раскованное и открытое для общения: они более подвижны и экспрессивны, энергичны и напористы.
Но самые большие различия были обнаружены по фактору, который отражает тенденцию к самостоятельности и независимости в формировании своей позиции и принятии решений и их сохранении, независимо от того, встречают ли они поддержку социума. Вот с этой тенденцией у современного поколения - просто катастрофа. То есть, Владивостокцы крайне зависимы от группы и авторитетов, несамостоятельны в выработке собственного мнения и собственной позиции.
Вот такое поколение идет нам на смену: уверенное, активное, прагматичное и... крайне несамостоятельное. Скорее всего, оно с готовностью пойдет за теми, кто посулит им заманчивые перспективы. И убедить их будет несложно.
Владивосток,
жизнь,
психология