Когда-то я довольно много смотрела кино и даже немного в нем разбиралась (впрочем, это было давно и неправда). И хотела написать об удивительном времени в истории нашего кино, о котором мало кто сейчас вспоминает. В самом конце 80-х - начале 90-х годов XX века был странный период: когда снимать, не считаясь с цензурными, идеологическими и прочили ограничениями было УЖЕ можно, а деньги на то, чтобы снимать, ЕЩЕ были. А может быть, переживание гибели страны и привычного мира служило катализатором творческих порывов. И многие режиссеры сняли если не свои лучшие, то свои самые неожиданные и "странные" фильмы.
Те пять фильмов, о которых я хотела написать, объединены странным соединением невозможного и реального, фантасмагории и качественного советского кино, прекрасных актерских работ и новаторской музыки. Пятый я, к сожалению, забыла, а вот четыре перечислю, в надежде, что ЖЖ окажется крепче моей памяти.
Карен Шахназаров. Город Зеро (1988). Композитор Эдуард Артемьев
Олег Тепцов. Господин оформитель. (1988). Композитор Сергей Курехин. В отличие от предыдущих, это фильм режисера-дебютанта, выросший из дипломной короткометражки.
Сергей Соловьев. Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1989). Композитор Борис Гребенщиков
Сергей Овчаров. Оно. (1989) Композитор Сергей Курехин
Беда в том, что зрителей у этих фильмов было немного: в кино уже не ходили (не до того было), а видео еще не стало массовым. Те фильмы, которые я перечислила, мне кажется, все-таки остались в памяти, но похоже, немало было таких, которые незаслуженно канули в неизвестность. Про один из таких фильмов я узнала случайно и несмотря на громкие имена создателей, подозреваю, он не только мне неизвестен. А понравился очень. Можно ли его поставить в один ряд с перечисленными фильмами? И да, и нет. Расскажу немного о нем, а если тема интересна кому-нибудь, с удовольствием продолжу разговор о фильмах того странного времени.
Леонид Квинихидзе - отличный режиссер, из его фильмов видела "Небесные ласточки" и "Мэри Поппинс" - фильмы блестящие, отлично смотрятся, но... я бы сказала, неглубокие. Они доставляют радость, но не вызывают серьезных чувств. И вдруг случайно узнаю, что в 1992 году он ставил "Белые ночи" по Достоевскому, где действие перенесено в современность.
Заинтересовалась, нашла, посмотрела 10 минут, с трудом оторвалась (времени не было), поняла, что надо смотреть.
Герой Достоевского в фильме - водитель, который работает по ночам, развозит хлеб по булочным. Как и у Достоевского - мечтатель вне повседневной жизни, с огромным обаянием тонкого, совершенно небрутального мужчины. Его играет Вадим Любшин, сын Станислава Любшина, который так и не стал известным артистом (а жаль). Его "соперник" (Николай Еременко) - из тех, кого скоро станут называть "новыми русскими", но без малиновых пиджаков и криминальных замашек, скорее с усталой печалью много чего повидавшего человека. Героиня тоже хороша - и как и герой, сейчас неизвестна.
Просто удивительно, как точно удалось переложить сюжет Достоевского на реалии начала 90-х - неустроенность, неясность будущего, тягу к красивой жизни, криминал, хрупкость и непонятность настоящего - под стать хрупкости и неясности очертаний белых ночей. Как легко язык Достоевского сочетается с "Вы что, шизанутый?" (героиня - герою в первую ночь)
Ах, какой там Петербург (А может быть, еще Ленинград?) - до боли знакомый и неизменно прекрасный, застывший в нервном ожидании то ли утра, то ли более понятной жизни. Оператор Эдуард Розовский снимал еще "Человек-амфибия" и "белое солнце пустыни".
Как ностальгично смотрится фильм сегодня - когда прекрасно понимаешь, что эпоха тревог и надежд, ожиданий и неопределенности давно ушла в прошлое...
Музыка хороша (композитор Максим Дунаевский), но фильм не музыкальный. Единственная сцена, которая вызвала вопросы, в том числе, а нужна ли она - песня в конце.
Не буду пересказывать сюжет, там довольно много дететалей и сюжетных ходов "не по Достоевскому". Вернусь к вопросу, который я сама себе задала: можно ли "Белые ночи" поставить в один ряд с фильмами, которые я назвала в начале поста. думаю, да, хотя рассказанная история вполне реалистична. Но "провалы" героев в эпоху Достоевского, да и сама магия белой ночи создают еще одно измерение фильма, придавая ему очарование "иной" реальности.
А кто помнит хорошие фильмы того времени? Полагаю, среди них можно найти забытые, но прекрасные ленты.