Не первый год с грустью констатирую: мне все труднее и труднее работать, студенты меняются и учить их надо по-другому. Знать бы еще как...
Поэтому
интервью Анны Варги, одного из главных отечественных специалистов по семейной психотерапии, яркого и неординарного человека (пересекались несколько раз) вызвало одновременно облегчение и ужас. Облегчение - потому что все разложено по полочкам, диагнозы расставлены, приговор вынесен. Ужас - потому что "доктор сказал в морг - значит в морг": если не нас самих, то уж наши методы преподавания и общения с подрастающим поколением - точно.
Особенно в этом семестре я мучилась со вторым курсом: труднейший предмет, симпатичные детишки (примерно половина очень старается, половина радуется жизни, занимаясь по минимуму). Задаешь текст. Читали? Читали (не все, конечно, но некоторые точно читали). Ответы на вопросы по тексту (который перед ними) - сплошное мучение и для них, и для меня. С середины семестра я забила на семинары, отдиктовывала им основное, читала истории из жизни, пыталась что-то объяснить не столько для экзамена, сколько для жизни.
А на последнем занятии решила прочесть им рту самую статью. Объяснила, что если они и не "поколение Z", то всего на пару лет старше (в основном они 97-го - 98-го года рождения) - и им это поколение учить, им все карты в руки, потому что они сами такие или почти такие.
Так вот, статья вызвала шок и почти единодушную реакцию: нет, это не мы, мы не такие! Надеюсь, что при всем уважении к А.Варге, они хотя бы частично правы, и реальность не настолько щокирующа, как в интервью.
А вчера они сдали экзамен гораздо лучше, чем я рассчитывала. Учили, старались и все хоть что-то да поняли. Те, кто учился в семестре, ушли с пятерками, те, кто радовался жизни - в основном с тройками, но и у них от курса что-то осталось.
Под катом - фрагменты интервью. Ваше мнение мне очень интересно. Некоторые тезисы выношу из-под ката, чтобы вы немного поняли, о чем речь и почему интервью вызывает.... м-м-м... неоднозначную реакцию.
Родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам.
Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить.
Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.
Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим.
Если (ребенок) ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.
Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально.
«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.
Какие проблемы волнуют современных родителей?
Проблемы разные, но суть одна - потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность - дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, - читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.
Что вы понимаете под коммуникативной культурой?
Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций - устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное - понимать язык друг друга... Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать... (В информационную эпоху) Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту...
Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания - это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего. Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать - он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.
Значит, надо отнимать у детей гаджеты?
Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации...Школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться. Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.
Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?
Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя - в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети - это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10-20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.
Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?
У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично... Им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, - нормально. Он будет лучше понимать своих детей.
Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?
Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.
Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?
Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером - ничего страшного, это теперь нормально.
Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.
Могу им только посочувствовать - у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители - это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель - это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.
Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?
Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется - мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтическим потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.
А что вы думаете о наказаниях -стоит ли их применять?
К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких...
А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?
Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, - пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом - бросай, иди на робототехнику. Не понравилось - ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще - по крайней мере, им хочется быть вместе с подружками. И еще многое зависит от педагога или тренера...
Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?
Это не дело родителей, они - уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное - найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.