Так получилось, что зв последний год мы побывали в трех странах Кавказа: Армения, Азербайджан, Россия (Карачаево-Черкессия). При всем своеобразии непростого кавказского мира, во время прогулок по Баку у меня было странное ощущение: мы заглядываем в будущее своей страны. Ереван в чем-то напоминает Москву "лихих 90х" - шумную, грязную, радостно нарушающую все возможные правила и запреты, живую и активную - и при этом город по-восточному открыт и доброжелателен. Баку в каком-то смысле антипод Еревану - грязь и бедность, восточная открытость частной жизни упрятаны во дворы и закоулки (где все это - в ассортименте), а фасад - монументальный, вылизанно-чистый и прогрессивно-технологичный. В отношении к "чужим" меньше открытости и доброжелательности, больше настороженности и обмана.
Известно, что в Азербайджане достаточно жесткий тоталитарный режим, нарушаются свободы и права человека. Учитывая, что и наша страна движется по пути тоталитаризма и жесткой власти, было очень интересно посмотреть, как живут люди при тоталитарном режиме. Оказалось, что в целом неплохо живут - лучше, чем можно предположить. Тоталитаризм, оказывается, прекрасно уживается с многими атрибутами свободной европейской жизни. Многие парадоксы современной Москвы стали понятней.
Дальше пойдут сценки и наблюдения из жизни Баку.
Аэропорт. Аэропортовскя таксишная мафия похожа во всех странах мира. Но в Баку сочетается восточный напор и отсутствие языкового барьера: нас сразу берут "в окружение" 4-5 человек и беспрерывно говорят, буквально не давая опомниться. Если бы они были менее напористы, возможно, мы бы уехали на такси, здесь я даже не рискую начать торговаться.
Мы идем по площади перед аэропотом, я повторяю: где же остановка автобуса. - Здесь не ходит автобус, - дружно говорят таксисты. Под их напором мы какое-то время не можем сообразить, что вот он, автобус, мы уже давно прошли мимо. Мы поворачиваем обратно. - Это служебный автобус, он не берет пассажиров, - галдят таксисты. - О, говорю я радостно, увидев табличку, - то, что нам надо. Хор таксистов: - Вас не посадят без карточки, у вас нет карточки.
Так мы и доходим до входа в автобус в окружении таксистов. Водитель показывает нам автомат по продаже карточек в 10 метрах и помогает с ним справиться. Через 40 минут мы в центре города...
В гостинице у нас не берут оплату карточкой (можно было бы и догадаться - то же самое было и в Армении и на российском Кавказе). Приветливая рецепционистка объясняет, что банкомат есть у метро. На входе в метро стоит милиционер и рамка. Он уверенно говорит, что банкомата тут нет. Вскоре мы обнаруживаем банкомат в двух метрах от милиционера.
Конечно далеко не весь сервис в Баку такой, как в этих двух случаях, но концентрация назойливости, обмана и пофигизма весьма высока.
Две вещи удивили. Первая - светский характер страны. Мы видели всего одну новую мечеть (огромный контраст с российским Кавказом), а женщин в хиджабах если и больше, чем в Москве, то ненамного. Второе - чуть ли не половина местных жителей очевидно нерусского вида между собой говорит по-русски.
Многое в Баку напоминает европейские города. Современная архитектура, инсталляции и "малые скульптуры", заполненные гуляющей публикой кафе и вечерние улицы, бегуны на набережной, знакомые брэнды на вывесках магазинов - все как везде и даже лучше: фонтаны восхитительны, а такой весело-сумасшедшей атмосферы как в Бакинском хард-рок кафе не припомню, чтобы где-то встречала. Разве что в Амстердаме.
При этом на лицах людей гораздо меньше улыбок и легкости, чем в Европе или в Армении. Примерно то самое, что обычно говорят про Россию. Но после России бросается в глаза: наверное мы изменились за последние годы.
По технологичности и монументальности, мне кажется, Баку давно обогнал Москву. Только в Баку я поняла, зачем Москве ледяная пещера и прочие дорогстоящие чудеса, спроектированные американцами: на фоне Баку нам совершенно нечем поражать публику :( Пусть хотя бы пещера будет. А огромные пустые пространства напомнили об аналогичных (правда поменьше) пространствах, образовавшихся после сноса ларьков. Монументальность требует жертв.
Количество охраны впечатляет даже после Москвы. При осмотре достопримечательностей постоянно натыкаешься на охранников, которые вежливо, но сурово показывают, что сюда нельзя. В аэропорту стоит машинка для просвечивания обуви - такой я еще не видела.
Вот такие сумбурные и противоречивые впечатления. Мне хотелось об этом написать прежде, чем я перейдцу к рассказу о возможно самой интересной и самой противоречивой достпримечательности нового Баку.