Учебный и рабочий год выматывает все силы и никак не кончится. И иногда в суматохе текучки и бюрократии приносит нечто...
На днях сидела на защитах дипломов на втором высшем образовании. Дипломы там совсем другие, не такие, как на первом высшем - в них где пунктиром, где подтекстом, а где и напрямую - жизненные драмы и непростое дело помощи человеку. В том числе и в таких ситуациях, где нужно большое человеческое и профессиональное мужество, чтобы за эту помощь взяться. Об этом - диплом Оксаны Фандеевой, который я второпях читала и смотрела (фото), пока шла защита. И отвлекаясь от профессиональной позиции члена комиссии, пыталась как можно больше узнать, представить, прочувствовать. Обрывки того, что из этого получилось, дополненные короткой студенческой публикацией (
www.psychol.ru/about/conferences/docs/2009IV-tesis.php Аюпова Е., Звягинцева З., Фандеева О.Особенности использования песочной терапии при работе с детьми в условиях стационара (детское отделение Онкологического Центра) я и хочу представить.
В игровой комнате детской онкологии появляется новый предмет - сравнительно небольшой ящик с голубыми бортиками, наполненный гречневой крупой (песок, который обычно используется, не подходит для больницы, да и сам ящик меньше, чем принято). А еще есть фигурки, которые можно размещать в ящике. Кого-то из детей приглашают приглашают сюда специально, кто-то заходит сам и просит поиграть. Обычно все начинается и кончается одной встречей, редко с кем удается поработать два-три раза. Что же может дать час игры вот в такой "песочнице" ребенку, оказавшемуся перед лицом страшной болезни?
(здесь я цитирую)
"Эти встречи - глубокие проникновения во внутренний мир детей с детскими и не очень детскими порой, сложными и волнующими переживаниями. Здесь можно отыграть страхи и горе, символически обозначив смерть, разлуку, злость на то, что всё идет не так, как хочется. Играя в песочнице, дети видят рядом с собой понимающего взрослого, который не боится страшных тем, не учит, как надо себя вести в больнице, с ним прилично изображать «блюющую» акулу и не стыдно заплакать. В песочнице рождается уверенность, что как в игре, так и в реальной ситуации, из плохого настроения и страшных мыслей всегда есть выход.".
Строя в песочнице свой мир, ребенок оставляет в нем часть неподъемного эмоционального груза, который он несет. А еще - дает нам возможность соприкоснуться с этим миром, с тонкими и трепетными чуствами больных детей - но все-таки прежде всего детей. Со мной останется образ, созданный мальчиком - "Ангел пролетел мимо": жила в созданном им мире больная девочка. Ангел мог бы спасти ее, но ангел пролетел мимо. И девочка умерла...
А еще песочница важна для матерей как возможность понять своего ребенка, выразившего в игре то, о чем он не рискует поделиться с родителями:
"...у них появляется возможность, соприкоснувшись с чувствами, желаниями и страхами болеющего и страдающего ребенка, найти новые пути взаимодействия с ним. У матери появляется еще один способ найти свое место в жизни болеющего ребенка, обеспечивающее ему поддержку и защиту в условиях пугающей неизвестности больничной действительности. Песочница становится общим для матери и ребенка пространством, в котором проигрывается многое из детско-родительских отношений и крепнет семейная команда, работающая на выздоровление."
И еще обрывок рассказа на защите: ребенок играет, а мать стремительно выходит. Потом объясняет: не могла сдержать слез, не хотела, чтобы ребенок видел, как она плачет. Песочница помогла маме понять многое, что нелегко принять и пережить...
Жаль, что только в памяти остались фотографии этих построенных миров и их творцов, стоящих рядом с песочницей - худых, лысых - и не то, чтобы улыбающихся, но несущих тень, зародыш улыбки на лице.
"Эти короткие, продолжительностью всего один час, встречи многое меняют в психологическом состоянии и ребенка, и матери. В песочнице и дети, и взрослые получают возможность говорить о сложных и болезненных переживаниях, проживать гнев, страх, разрушенные мечты, одиночество, горе, надежду и боль. Язык игры исцеляет, и песочница - еще один способ разговаривать на этом языке. "