Как бы ни ценили мы дворянские особнячки, как бы ни вопили об уничтожении исторического облика улицы, на сегодня облик Остоженки определяет застройка начала 20 века. Это было время архитектурного разнообразия, получившего название "модерн". Рядом со строящимся храмом Христа Спасителя вырастали доходные (а попросту - многоквартирные) дома, а в переулках строились особняки для богатых москвичей.
Я так и не знаю, что такое модерн, но знаю, что это мне нравится - разнообразием, правом на эксперимент, яркими красками, смелыми формами и полными света окнами. Я даже не уверена, что все показанное - действительно модерн, да и покажу далеко не все, что у меня нафотографировано, а только самое известное. Пройдемся по Остоженке от Храма, заглядывая по дороге в переулки.
Начнем мы с самого наверное красивого дома, выходящего на пересекающий Остоженку Соймоновский проезд, а другим фасадом - на набережную Москвы-реки.
Это так называемый дом Перцова, об истории создания которого можно рассказать словами его домовладельца, инженера-железнодорожника П.Н.Перцова. Он приобрел участок и решил, что дом, стоящий в этом необычном месте, тоже должен быть необычным. Перцов объявил конкурс "на составление проекта «доходного дома в русском стиле» и обратился к художникам А.М. Васнецову и С.В. Малютину, архитектору А.И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л.М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал «духу и преданиям Москвы и требованиям современности»...
Я лично руководил всеми работами и входил во все детали постройки, целыми днями носясь по всем этажам и не оставляя без личного надзора ни одного места работ. Все работы велись одновременно, и через четыре с небольшим месяца от начала работ постройка была закончена, в конце сентября были сняты леса, и на зиму остались штукатурные работы, настилка паркетов и малярные работы, которые и продлились до марта месяца. Таким образом, в одиннадцатимесячный срок были закончены решительно все работы, и с апреля месяца квартиры были объявлены к сдаче. В мае (1907 г.) въехали в дом первые жильцы.
Сам Перцов жил здесь же, в четырехэтажной квартире, с отдельным подъездом и выходом на набережную. В верхних этажах располагались мастерские художников, а в подвале одно время размещалось созданное артистами МХТ кабаре Летучая мышь, где по данным Википедии, Станиславский показывал фокусы, а Немирович-Данченко дирижировал оркестром. В 1923 году Перцов был выселен, а в его квартире одно время жил Троцкий.
Выходим на Остоженку. С домом 3 связана такая легенда. Купец Филатов выстроил доходный дом (1909) на средства, образовавшиеся после того, как почтенный торговец бросил пить. Дал зарок - и опрокинул напоследок, чисто символически, чарку.
Это ничем особенно не примечательные дома. Но какие красавцы... (д.5 или 7?)
(д.20)
Этот дом (19) знаменит тем, что построен одним из главных архитекторов московского модерна Львом Кекушевым.
Рядом с ним (21) - особняк, который Кекушев строил для себя, возможно самый изящный дом на Остоженке. Но о нем - отдельно, в другом рассказе.
Дом 36, ныне принадлежащий нашему институту, декорирован в русском стиле, который еще называют псевдо-русским, или русским узорочьем. Его создали в 1890 году для совета детских приютов. В начале XX века здесь открылась бесплатная детская больница, а в первые годы советской власти - дом матери и ребенка.
Внутри дома сохранилась парадная лестница. А еще там хорошие виды на окрестности, я еще надеюсь покажу хотя бы один.
Вновь углубимся в переулки. Этот дом (№7) в Померанцевом переулке обшарпан и неказист, и я бы никогда не обратила на него внимание, если бы он не был упомянут в путеводителе. И... смотрите
А рядом (д.6) - восхитительный особняк.
Завершить эту часть наверное должен был бы дом по Кропоткинскому переулку (д.18), спроектированный знаменитым Шехтелем, но я его недавно демонстрировала, поэтому повторяться не буду.