Я уже рассказывала о том, как проходило в нашей семье повторение эксперимента Екатерины Мурашовой "Восемь часов одиночества"
"Эксперимент". Начало ,
День эксперимента. Теперь постараюсь вспомнить, что я все-таки психолог и попробовать разобраться, в чем могут быть причины происходившего в эксперименте с 12-18-летними подростками и почему в нашем случае ничего подобного не происходило. Я попробую рассмотреть несколько версий, хотя это скорее объяснение одного и того же, но в разных терминах и системах категорий.
Итак, версия первая, назовем ее встреча с Я, принадлежит автору эксперимента Екатерине Мурашовой. "Для меня самой бытие наедине с собой (да ведь еще и читать, и гулять можно было!) настолько не представляет сложности, что я и подумать не могла, что для подростков одиночество окажется НАСТОЛЬКО травматичным, а встреча с собой НАСТОЛЬКО пугающей... Мне кажется, тут что-то связанное именно с отсутствием привычки (и страхом) надолго остаться наедине со своими собственными мозгами и тем, что они могут нагенерить."
Здесь нужно вспомнить, что 12-18 - это достаточно кризисный период. (Далее использованы мои записи во время эксперимента) Подростки более эгоцентричны, больше фиксированы на себе, погружены в свой внутренний мир, и он их не устраивает. Я много лет читаю самоописания 16-20 летних (в порядке проверки студенческих работ) и все это в ассортименте встречаю. Поэтому залезать "внуть себя" еще больше оказывается страшным
Изредка попадаются в студенческих работах самоописания зрелых людей, они совсем другие, как правило, гораздо менее открытые и трепетные. Взрослые больше задействованы в формальных коммуникациях - семья, работа - они хуже умеют лезть себе в душу и возможно меньше боятся это делать, потому что знают: далеко они не заберутся. Может быть, в этом дело?
Версию вторую, "гаджетоориентированнуя", я высказывала еще при давнем обсуждении эксперимента. Повторю ее. У поколения, которое с ранних лет "подсажено" на гаджеты, гаджетодепривация вызывает состояние, аналогичное тому, которое вызывала пару поколений назад сенсорная депривация. Они не могу без гаджетов так же, как мы не можем без звуков, запахов и пр. Обычных ощущений не хватает для создания нормальной для них сенсорной среды.
Сейчас мне хотелось бы немного дополнить эту версию по результатам собственных впечатлений. Есть в одной психологической теории (для тех, кто знает - теория поля Курта Левина) такой термин: валентность как способность предмета притягивать (или отталкивать, но это нас сейчас не интересует). Такое чувство, что валентность гаджетов - на порядок больше, чем у реального мира, они не то, что притягивают, они засасывают. А если их нет?
По идее, в отсутствии гаджетов мы должны обращать внимание на объекты с меньшей валентностью, воспринимать которые в повседневной жизни мешают гаждеты. У меня было прекрасное чувство обостренного восприятия - голубого неба, желтых листьев (и не надо "ловить в фотоаппарат!), как будто мир стал ярче. А что происходило с подростками? Неужели они настолько отравлены гаджетами, что потеряли способность воспринимать "живой" мир??
Версия третья, смыслообразующая, родилась в процессе эксперимента. Хотя многие еще в ходе старых обсуждений спрашивали про что-то в этом роде - иными словами, какова была цель эксперимента, как ее ставили для подростков.
Для меня довольно неожиданный и очень важный смысл оказался в свободе. В редчайшей возможности делать 8 часов только то, что ты сама хочешь, не считаясь с чужими желаниями, своими обязательствами, мнением других о тебе. Это было настолько замечательно, что хотелось бы повторять хотя бы раз в квартал, и я уже думаю, как можно провести 8 часов зимой.
(Из записей во время эксперимента). Гипотеза: у подростков слишком много свободы (они могут гораздо больше распоряжаться собой, своим временем, они более одиноки - не зря же поется "свободен - значит одинок"), они ограничивают ее гаджетами, потому что слишком много - это страшно.
А может быть, это только кажется, что у них больше свободы, чем у нас? Но не зря же мне эти восемь часов казалось, что я вернулась в детство...
Может быть, что-то не в порядке со смыслами у наших подростков??
Вот такие первые итоги. Что-то еще не отстоялось, не сформулировалось, но хочу высказать, пока еще свежи непосредственные впечатления.
А на фото - одно из впечатлений этих восьми часов (снято днем позже): маленькое чудо - виноградник над московским переулком. В каком-то смысле метафора того, за что я благодарна эксперименту.