До этого года кажется ни разу не приходило в голову всерьез рассматривать метро с позиции изобразительного искусства. В лучшем случае как свидетель и памятник эпохи (насквозь фальшивые многоцветные мозаики на Киевской, огромно-парадная Комосмольская, набитая бедно одетыми людьми с огромными баулами). Ну или рассеянно скользя взглядом по витражам на Новослободской, на хорошей скорости бежала на пересадку.
Заставила задуматься
Достоевская, которая впечатлила и как оказалось вызвала нешуточные споры. В общем, сегодня я проехалась по четырем станциям самой свежей линии московского метро - Люблинско-Чкаловской, или (по привычке называть ветки метро по их цвету на схемах) салатовой. Той самой, где Достоевская. Впечатлений - не на один пост. В качестве "затравки" - из найденного в поисках материалов об этих станциях.
http://www.earthburg.ru/earthadm/php/process.php?lang=r&c1=7&c2=2&c3=2&part=3Как известно, московский метрополитен является подлинной моделью мироздания.
Подземные слои культуры, переплетение многих исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного, одновременное путешествие в пространстве тысяч индивидуальных судеб - все это создает представление о неком параллельном мире, живущем по собственным законам. Кто туда попадает, на время становится его обитателем...
Известно, что сознание советского человека определяли вывернутые наизнанку христианские ценности. Подземный (по определению "изнаночный") мир сталинского метрополитена демонстрирует законченную модель идеального советского социума. Выдержанные в классическом вкусе с безупречным вниманием к ордеру, залы первых станций - античность (Первый
Рим). Их "благородная простота и спокойное величие" дополнены псевдосредневековыми мозаиками и фресками, изображающими трудовые подвиги советских людей (станции "Комсомольская", "Киевская"...).
Мозаики, фрески, мраморная инкрустация, тяжелое, дорогое мерцание - это уже Второй Рим, Константинополь. Поскольку метро - транспорт подземный, то вся наземная часть Москвы в прямом смысле вырастала из фундаментов "античности" и "средневековья", конкретно овеществляя метафору "Третьего Рима". Что и требовалось доказать партийным идеологам, реконструирующим новую имперскую мифологию тоталитарного государства.
Но до того, что вызвало к жизни этот пассаж, нам еще (надеюсь) предстоит добраться. А сегодня - станция, которая мне понравилась больше всех: Сретенский бульвар. Ее "тема" - человек и бульвар.
Люблю Бульварное кольцо. Мне кажется, что его 9 километров - возможно самая "московская" улица моего родного и такого утомительного города. Гуляя по бульварам, можно получить ту порцию покоя и природы, которая все еще доступна жителям безумного мегаполиса. И проникнуться тем, что Москва - это не только пробки, толпы и стрессы.
Вот это состояние светлого и грустного одиночества человека на бульваре на мой вкус замечательно передано в оформлении станции. Люди растворяются в деревьях, домах, церквах, в той самой привычной московской серости, которая "у природы нет плохой погоды". Так же растворяются те, кто когда-то ходил здесь, а теперь стоят статуями - а они тоже мечтали, грустили и радовались (жаль, что нет ни Высоцкого, ни Рахманинова, ни инженера Шухова, ни многих других). Мы все сопричастны бульвару и любимому - невзирая на - городу.
Дальше пойдут фото. К стыду своему, я почти ничего не узнала, поэтому подписей мало.
Тимирязев на фоне Никитской площади
Монументальная особа (и при чем тут Пушкин?) кажется стоит на Яузском бульваре
На последнем моем фото - дом на Сретенском (а вовсе не на Чистопрудном бульваре) под номером 6, который очень нравился Ле Корбюзье. И имена создателей всего, что я показала.
Станцию Сретенский бульвар стали строить в 1990-м, потом стройку заморозили, вновь начали в 2004-м, открыли в самом конце 2007-го. Работы по оформлению велись в 2005-2007гг. Техника, в которой выполнено оформление, называется "плоские аппликации, прикреплённые поверх мраморных плит - стальные силуэтные элементы с травлеными изображениями, травленый черный металл с полировкой и покраской"
Иван Лубенников (р.1951) - народный художник России, глава секции художников-монументалистов и др. и пр. Помимо Сретенского бульвара, оформлял Славянский бульвар, новый вестибюль Маяковской, а также станцию Мадлен в Париже (по протенции тогдашнего начальника Московского метро Гаева). Но лучше - прямой речью.
"Станции метро - это тоже идеология... Метрополитен - это публичный выставочный зал. Это публичное место. И поэтому, так или иначе, можно предложить людям свои размышления и некоторым образом украсить человеческую жизнь. Все, что называется монументальным искусством, служит именно этой цели. Это, конечно, не станковое творчество для самовыражения, это порыв в обращении к людям, которые тебя окружают....
У меня мастерская на Чистых прудах. Я обожаю этот район, я там уже тридцать лет, и с грустью наблюдаю, как деградируют с
точки зрения «московского аромата» прилегающие улицы, и очень сожалею об этом... Если мы будем все менять, то время будет уходить, и мы даже не будем замечать, как время проходит. И что остается в результате..."
"У художника такая планида, ему и деваться-то особо некуда от постоянной вовлеченности в творческий процесс. Возникает в голове какой-то образ - тут же его и начинаешь воплощать. Оживление мертвой ткани захватывает, к этому делу привыкаешь как к наркотику. Я даже думаю, что это идет от мужской природы: мужчинам не дано рожать детей, они только бывают немного причастны к появлению новой жизни - вот и хочется самому создать что-то живое из праха."
Про Сретенский бульвар. "Я настоял, чтобы была нержавейка, хотя были противники у этого материала. Травленая сталь очень красива. Я вспомнил, как выглядит офортная доска, когда цинк еще не корродировал, и постарался достичь этого эффекта. Иногда спрашивают: а почему там пустые пилоны? Да потому что воздух нужен, простор. Ощущение воздуха под землей - это важно."
Продолжение надеюсь последует.