1990s.

Jul 09, 2017 10:02






90е.
Изменилось так много, что я уже несколько месяцев мечусь - о чём писать в первую очередь.
Набросала короткий план, попытаюсь ему последовать.





Vivienne Westwood 1994
Jil Sander winter 1997
Issey Miyake Winter 1995

1. Разные стили вместо одного ведущего.
Это кое-что действительно новенькое в мире моды планеты Земля.
Обычно существовал один ведущий стиль - ему следовали аристократы, буржуазия, он сглаживал свои черты по мере приближения к улице.
Потом ему на смену приходил другой, какое-то время они конфликтовали, потом взаимодействовали, потом новый полностью. вытеснял предыдущий.
До 1970х годов - движения стиля преимущественно шло сверху вниз.
70е изменили этот порядок, улица стала влиять на подиумы.
80е удивлённо и бурно (и не вполне понимающе) переживали по этому поводу.
А 90е внесли и вовсе немыслимые коррективы.
Стили пришедшие сверху и снизу стали равноценны в системе координат "стильно. модно."
Влияние уличных стилей на высокую моду стало стремительным, год-два, вместо трёх-пяти.
Внутри стиля-стилей, в которых прилично ходить на работу - тоже появился выбор.
Я очень хорошо помню 80е задержавшиеся включительно по 1995й год - в России, пять минут назад СССР женщина среднего "рабочего" возраста, старшеклассница и пенсионерка были незримо обязаны носить юбка-блузка-лодочки-пиджак. На работу, на "работу попроще", в школу, в ВУЗ, за пенсией и за хлебом. Для старшего поколения надеть вязаный кардиган - было своеобразным "признанием поражения" - перейти в социальный статус "бабушка".
Конечно - отдых и дача допускались послабления и вольности, а вот город не очень.
Это отпало чуть ли не за одну зиму и вызвало у меня уже активно охотящейся за ещё редчайшими условно модными журналами немалый шок.
Насколько я могу судить по иностранным модным изданиям тех лет - Европа, Америка и пытающаяся за ними успеть Азия двигались в похожем направлении, просто имели доступ к большему разнообразию товаров в целом.





Yohji Yamamoto FW 97-98
Comme des garcon 1997
Issey Miyake 1995

2. Признание японских модельеров на равных с европейскими.
Сразу оговорю - Кензо за скобки.
Всё те же имена Реи Кавакубо, Иссей Мияке, Йоджи Ямамото.
Мир признал Хииросиму шик.
Скажу откровенно - дошло наконец.
Но дело не только в этом.
До сих пор - Азии дозволялось всего лишь влиять на культуру и моду Европы.
Все гравюры, шелка, керамика и фарфор, ширмы и гребни привозимые из Японии и Китая проходили по разряду "экзотика", "шинуазри". Вносились в костюмы и интерьеры состоятельных сословий без особого смысла и понимания "заморской культуры".
Были "фишечкой", на похвастаться.
Даже то, что эти три мастера имели успех в течении полутора десятилетий не вносило их в категорию равных.
Оставляло в категории "экзотика" (и немного "понаехали").
Признание некой полноценности и полновесности их творчества во второй половине 1990х годов требует исследования не неплохую диссертацию (но этим займусь не я).
Мне просто очень импонирует тот факт, что мир развернулся в сторону востока.




Kate Moss, Versace 1996-1997
Valentino Haute Couture 1993

3. Итальянские модельеры вошли в Haute Couture (насколько мне известно в палату HC в том числе) .
Итальянский код стиля (кроя, силуэта, колорита) утвердился наравне с французским и английским.
Да, Валентино прекрасно чувствовал себя в 1960х (свадебное платье для Жаклин Кенеди для брака с Онассисом - это очень серьёзно), Роберто Кавалли в 1970е, Армани и Версаче в 1980е.
Но для мира мужчин, Англии и немного можно Франции - Италия была в статусе - или развлечения для бедняков и богемы, или некой драгоценности для избранных. Не то "хулиганы", не то "элита".
(Нормальное, впрочем, для italiano vero состояние.)
В 1990е это изменилось - как минимум, уже на двадцать лет.




Jean Paul Gaultier 1998

4. Более быстрое влияние уличной моды на подиум.
Уже упоминала, но пойду по списку.
До 1970х было по-своему "неприлично" сознаваться в том, что какая-то модельерская идея была подхвачена не в высоких кругах, не в театре - в крайнем солучае.
1960е спасались космосом.
1970е внесли цветы, любовь, цыганский табор, Индию и прочий хаос.
1980е переваривали сам подход (и снимали "Династию").
1990е просто перешли на другую скорость обработки и цикла идей.
(2000е пойдут в этом смысле ещё дальше, но именно по этому вектору.)
В качестве иллюстрации к этому "тезису" ставлю платье "enfant terrible" "ужасного ребёнка" парижской моды Жана Поля Готье.
Сейчас такие игры с контекстами, техниками и приёмами уже привычны - тогда эта вещь просто завораживала - классический силуэт бального платья, тончайший тюль и грубая вязка.



Issey Miyake Spring 1995

5. Новые синтетические материалы подходящие для спортивной одежды.
Для спорта, обуви, для аксессуаров.
Открытия позволили иначе распоряжаться формой.
Об этом надо писать отдельно.
Пока просто упомяну важный факт.
Иссей Мияке вложил очень много сил в развитие этого направления, включая разработку танцевальных костюмов.
Это так же и про новый виток развития "экстремальных" видов спорта.




L'Eau Par Kenzo Perfume by Kenzo 1996
Parfum d'Ete by Kenzo 1996

6. Новые химические формулы создавшие невозможные до этого водно-цветочные стойкие запахи.
Об этом тоже надо писать отдельно.
Если звёзды будут благосклонны - об этом напишет northern_wind.
(А пока я одна наслаждаюсь чарующими подробностями, именами и ... названиями молекул... )
Напомню только, что многие запахи до этих открытий были попросту невозможны.




Beri Smither by Peter Lindbergh for DKNY 1990s
Donna Karan, American Vogue, March 1998

7. Подключение американских модельеров к мировому влиянию.
Кэльвин Кляйн, Донна Карен - это только совсем навскидку.
Да, как и итальянцы они, в принципе - делали своё дело, имели свой доход и немного славы, но долгое время - сбоку, в стороне и не всерьёз.
Это вопрос влияния, признания, распространения идеологии, прибыли.




Dries Van Noten winter 1997-1998

8. Антве́рпенская шесте́рка. Бельгийские модельеры тоже в строю.
Может показаться, что я "повторяюсь", но каждая новая страна, каждый новый код внезапно не просто внесённый в мир моды, в мир высокой моды в том числе - самостоятелен, имеет отдельную смысловую и сутевую ценность.



Vanessa Paradis 1990s

9. Стиль гранж.
Его можно было и на первое место.
Мусор. Музыка и одежда.
Из второй половины 2010х не очень видно - чем это было двадцать лет назад.
Девушка? В рваных джинсах? В мужском? И колготки тоже рваные? Платье и ... и вот это вот... И дезерты?
Мусор.
"Да. Мы не с вами до такой степени. Именно до такой."
Трудность в подборке "слайдов" к гранж в том, что он плавно прошёл в нулевые, не останавливается в 2010е, а даты при выкладывании фотографий почти никто не проставляет.
Для достоверности Ванесса Паради тех лет.

*
Да, я знаю - я не упомянула о карьере Джона Гальяно и Александра Маккуина.
А так же об изменениях в Палате Высокой Моды в Париже.
Если я скажу, что лично мне это не очень интересно - у меня есть шанс быть правильно понятой?
Ничего о музыке - это пост про моду "в картинках".
И ещё о чём-то...

fashion in time, pictures, 90s, fashion

Previous post Next post
Up