1.4. Ссылка на автора или работу
При использовании в научной работе теоретических положений, идей, доказательств, результатов исследований других авторов, необходимо представлять ссылки на авторов и источники приводимой информации. Иногда ссылки на других авторов приводятся с целью обоснования своей позиции, посвящения читателя в круг изучаемых вопросов и существующих научных разработок в исследуемой области. В таких случаях не требуется приведения дословных цитат, и может даваться ссылка сразу на несколько источников.
Например:
1. Предположение о его значении для преодоления безработицы вытекает из идей социаль-но-когнитивной теории А. Бандуры [30], исследований зарубежных авторов [38] и собственных исследований [8; 9].
2. Эмпирическая экспликация психического как процесса была выполнена С.Л. Рубин-штейном и его учениками на материале психологии мышления [15; 16; 19]. Б.Ф. Ломов конкре-тизировал сходные представления в экспериментальных исследованиях осязания, зрительного восприятия, памяти, представлений и антиципации [2; 3; 10; 12]. Эти работы позволили дать развернутую характеристику процесса психического отражения и его связи с деятельностью.
Обратите внимание! При заимствовании из работ других авторов графических материалов (таблиц, схем, рисунков, фотографий и т.д.), а также экспериментальных данных (в том числе, первичных необработанных мате-риалов) ссылка на источник информации необходима!
При написании научной работы бывают случаи, когда необходимо обратить внимание читателя на большой срез литературных источников, привес-ти ссылки на которые в работе не представляется возможным из-за их большого количества. Такие случаи отдельно оговариваются в тексте работы, дается ссылка на новейшие или наиболее известные работы по теме, и читателю рекомендуется при желании обратиться к самостоятельному рассмотрению остальных источников.
В научной литературе нередко можно встретить специально оформленные ссылки, подчеркивающие, что цитируемый источник является одним из множества подобных ему изданий. В студенческих научных работах такие ссылки употребляются редко.
Например:
1. Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, используются слова «См., например,» или «См., в частности,».
2. Когда надо показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, то используют слова «См. также».
3. Когда ссылка приводится для сравнения, то это подчеркивают словами «Ср.».
4. Если в указанном согласно ссылке источнике информации более подробно рассматривается проблема или какой-то вопрос, чем в основном тексте, то используют словосочетание «Об этом подробнее см.:».
Для грамотного оформления в научной работе ссылок на работы других авторов следует придерживаться следующих правил и рекомендаций:
1. При ссылке на других авторов следует указывать не только фамилию, но и инициалы автора.
Эта рекомендация нередко игнорируется в учебной и научной литерату-ре, поэтому можно встретить ссылки на авторов без указания инициалов. Если в студенческой работе автор цитируется по вторичному источнику, в котором не указаны его инициалы, информацию об авторе можно узнать в списке литературы вторичного источника или найти в других источниках (например, в Интернете). О цитировании иностранных авторов читайте ни-же в разделе «Цитирование источников на иностранном языке».
Например:
(Следует) Будучи учеником З. Фрейда, А. Адлер придерживался…
(Не следует) Будучи учеником Фрейда, Адлер придерживался…
2. В научных текстах принято указывать инициалы цитируемых авторов перед фамилией, а не после нее.
Например:
(Следует) М. Морваль и Г. Лефевр [19] приводят мнения многих авторов, что собственный опыт родителей ухода из родной семьи образует стержень в процессе отделения подростка от родителей [8, 40].
(Не следует) Морваль М. и Лефевр Г. [19] приводят мнения многих авторов…
3. Не рекомендуется писать имена цитируемых авторов целиком, даже если их имена хорошо известны (К. Левин, а не Курт Левин; З. Фрейд, а не Зигмунд Фрейд и др.). Весь текст работы следует оформлять в едином сти-ле, указывая только инициалы и фамилии цитируемых авторов.
Например:
(Рекомендуется) В подходах З. Фрейда и К. Хорни важным механизмом как нормального, так и невротического развития является идентификация, причем нормальной признается иден-тификация с родителем своего пола.
(Не рекомендуется) В подходах Зигмунда Фрейда и Карен Хорни…
4. Не рекомендуется начинать абзац с инициалов и фамилии цитируемо-го автора (нестрогая рекомендация).
Например:
(Рекомендуется) По мнению А. Фрейд, …
(Не рекомендуется) А. Фрейд подчеркивала, что
4. Инициалы цитируемого автора следует отделять от фамилии пробе-лом. Чтобы избежать разрыва фамилии и инициалов при переносе слов на следующую строку, рекомендуется отделять фамилию от инициалов нераз-рывным пробелом (тонкой шпацией).
Тонкая шпация добавляется при наборе текста как вставка специального знака (Меню - Вставка - Символ - Специальные знаки - Неразрывный пробел) или сочетанием клавиш (обычно это клавиши «Ctrl» + «Shift» + «Про-бел», но можно самостоятельно назначить любое сочетание клавиш).
При включенном режиме просмотра непечатных знаков (значок на панели) тонкая шпация отображается в тексте значком º. Так выглядит текст в режиме просмотра непечатных знаков:
(Верно) Изучая социальные репрезентации, С.ºМосковичи… (тонкая шпация)
(Не рекомендуется) Изучая социальные репрезентации, С.•Московичи…(пробел)
(Неверно) Изучая социальные репрезентации, С.Московичи… (без пробела)
Приводя в работе ссылки на других авторов, следует обращать внимание на пол цитируемого автора и грамотное склонение его фамилии (даже в учебных изданиях нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением фамилий).
При цитировании удостоверьтесь, что не спутали цитируемого автора с известным однофамильцем и не процитировали дважды исследователя, сменившего фамилию или взявшего псевдоним.
Чаще всего ошибки совершаются при упоминании в работах женщин-ученых, фамилии и инициалы которых не позволяют сделать вывод о половой принадлежности. Вот, например, некоторые фамилии и имена известных советских женщин-психологов: Биренбаум Гита Васильевна, Божович Лидия Ильинична, Зейгарник Блюма Вульфовна, Рубинштейн Сусанна Яковлевна. Ниже представлен список имен некоторых наиболее известных зарубежных женщин-ученых в области психологии - возмож-но, он поможет избежать ошибок при ссылках на их работы.
Анастази Энн (Анна)
Кларк Мэми Фиппс
Рут Мария
Бем Сандра
Кляйн Мелани
Сатир Вирджиния
Бендер Лауретта
Колкинс Мэри
Тайлер Леона
Бернал Марта
Лафромбуаз Тереза
Тейлор Спенс Джанет
Броверман Инге
Лейси Беатрис
Тэрстоун Тельма
Бюлер Шарлота
Лэдд-Франклин Кристин
Уоллстон Барбара
Гибсон Эленор
Мак-Вильямс Нэнси
Уошберн Маргарет Флой
Говард Рут
Маккоби Элеонор
Фрейд Анна
Гуденау (Гудинаф) Флоранс (Флоренс Лаура)
Маслач Кристина
Харлоу Маргарет
Дауни Джун Этта
Мид Маргарет
Хэлен Томпсон Вули
Джеймсон Доротея
Милнер Бренда
Холлингворт Лита Стеттер
Джонс Мэри Ковер
Монтессори Мария
Хорнер Матина
Дойч Хелен
Морган Кристина
Хорни Карен
Дэтэн Нэнси
Морган Кристина
Хоус Этель Паффер
Инхельдер Барбель
Проссер Инесс
Шериф Кэролин
Кейта Гвендолин
Райх-Рубинштейн Анни
Шинн Милисент
Кендлер Трейси
Рейд Памела Тротмэн
Текст является фрагментом пособия
Кулинкович, Т.О. Основы научного цитирования : метод. пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович. - Минск : БГУ, 2010. - 58 с. При использовании материалов пособия ссылайтесь, пожалуйста, на источник.