t2t

Руководство_Основы научного цитирования. Оформление ссылок и цитат, ч. 1.5

Jan 23, 2009 19:25

1.5. Косвенное цитирование (перефразирование, парафраз)
В научных работах наиболее распространенным видом цитирования является косвенное цитирование, или парафраз.
Парафраз - пересказ цитаты (обычно, небольшого фрагмента) своими словами с обязательной ссылкой на источник цитирования. При изложении информации своими словами не допускается искажение первоначального смысла текста.
Без ссылки на источник или при дословном списывании без кавычек текст является плагиатом.

По поводу псевдопарафраза в студенческих работах метко заметил известный ученый и писатель У. Эко:
«Обязательно проверьте, чтобы списываемые вами куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника. Если вы спишете незакавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат.
Подобная форма плагиата попадается в дипломах нередко. Студент не слишком щепетильничает, поскольку в какой-нибудь сноске или в затекстовом примечании обязательно указано, что текст неким образом связан с таким-то автором. Но все же когда читающий видит, что перед ним на странице не пересказан, а попросту списан кусок источника, причем в незакавыченном виде, у него складывается неблагоприятное суждение о работе. Это касается и оппонентов, и любого, кто в будущем обратится к этому диплому либо для публикации, либо ради справок, либо чтобы посмотреть, как вы пишете».

Использование парафраза в научной работе является незаменимым в следующих случаях:
- оригинальные цитаты чересчур объемны для прямого цитирования;
- необходимо представить обобщенную информацию при одновременной ссылке на несколько источников;
- необходимо кратко изложить содержание теоретической концепции или процедуру и результаты исследований, на которые дается ссылка в работе.
Парафраз также рекомендуется употреблять при цитировании работ на иностранном языке, когда студент не уверен в качестве дословного перевода.

Например:
1.    Эллен Дж. Лангер и др. [74] приводит хорошо известный пример того, что она называет "бездумным поведением". В ее исследовании помощник экспериментатора пытался получить доступ к копировальной машине без очереди, приводя при этом различные заранее оговоренные "извинительные" аргументы. В результате наблюдений выяснилось, что неаргументированные просьбы (например, "Извините, можно я воспользуюсь ксероксом?") отклонялись, однако почти все обращения, сформулированные в форме объяснения, были удовлетворены (включая такое: "Извините, можно я воспользуюсь ксероксом, потому что я хочу сделать копии?"). Поражает достаточность столь поверхностного объяснения.
2.    Как показывают исследования Б. Вайнера [49], М. Селигмана [14] и ученых, реализующих их идеи при исследовании безработицы [32; 33; 50], способы объяснения успехов и неудач порождают определенные эмоциональные переживания и состояния, влияют на мотивацию достижения, облегчают преодоление трудностей или препятствуют этому.

Обратите внимание! Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи, когда необходимо под-черкнуть специфичность авторского термина, а также в случаях явной по-лемики с автором.

Например:
1. Б.И. Додонов выделяет в связи с этим мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии, грезах).
2. Поэтому потребности «латентные» (Д.А. Леонтьев) или «потенциальные» (В.С. Магун) есть не что иное, как знание о появляющихся потребностях («знаемые потребности»).

Текст является фрагментом пособия
Кулинкович, Т.О. Основы научного цитирования : метод. пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович. - Минск : БГУ, 2010. - 58 с.
При использовании материалов пособия ссылайтесь, пожалуйста, на источник.

Научное цитирование, Этика соавторства и этика цитирования, Оформление цитат, Руководство_Основы научного цитирования

Previous post Next post
Up