Первые: была бы статья, а человек найдётся

Dec 01, 2006 17:56


«Я... обязуюсь сохранять в совершенной тайне
содержание случайно принятых моей установкой
радиотелеграмм».
Из утверждённой формы расписки
владельца радиоприёмника
1912

Итак, Эрик Тигерстед, 18-летний любитель поболтать телеграфом на частотах русского флота, был в 1905 году пойман на радиоигре и избежал сколь-либо серьёзных последствий лишь благодаря вмешательству самого А.С. Попова. Естественно, возникает вопрос: а на каком, собственно, основании упомянутые последствия могли бы осуществиться? Как ни забавно, ответ звучит так: а вот чтобы неповадно было! Законодательная база, способная регулировать вопросы использования радио в частных целях, на тот момент фактически отсутствовала. (Зато вопрос «как поступить со шпионом?» никаких затруднений не вызывал).

Впрочем, несовершенство закона было достаточно быстро устранено. В том же 1905 году межведомственное совещание из представителей заинтересованных министерств (военного, морского, внутренних дел, финансов, путей сообщения, торговли и промышленности) создало "Положение о радиотелеграфных станциях"и внесло его на утверждение в Совет министров. Заметим, что в «Положении» внимание было уделено не только профессиональным, но и частным (по-нашему говоря, любительским) радиостанциям. И, если бы документ был утверждён в исходном виде, нашему брату радиолюбителю жилось бы намного легче...

Однако, Совет министров обратился к министру внутренних дел с просьбой - исключить из проекта статьи о частных радиотелеграфных станциях. Поскольку, цитирую, «...осторожность требовала бы не устанавливать общих условий для разрешения частных радиотелеграфных станций до всестороннего изучения этого нового дела и всех всех затрагиваемых им государственных, общих и частных интресов». Слишком уж подозрительное это ваше частное радиотелеграфирование, проще говоря. (Вот забавно: обычай ассоциациировать телеграф со шпионажем едва ли не старше самого телеграфа!)

Министр внутренних дел просьбе внял. Из 15 статей «Положения о радиотелеграфных станциях» в итоговой редакции осталось лишь 6, и теперь оно предусматривало устройство частных радиотелеграфных станций лишь на судах... Сами понимаете, насколько это осложняло жизнь российского радиолюбителя: если есть у вас личная яхта - так и милости просим в эфир; а если нет, так и извините. Сведениями же о частных судовладельцах-радиолюбителях мы не располагаем - видимо, по причине не существования таковых в указанное время.

Даже владелец радиоприемника, согласно утверждённому документу, обязан был дать подписку: "Я, нижеподписавшийся, обязуюсь сохранять в совершенной тайне содержание случайно принятых моей установкой радиотелеграмм, равно как не открывать посторонним лицам, кем и кому радиотелеграммы были поданы, в чем и даю сию подписку, в противном же случае подвергаюсь ответственности по всей строгости законов". [1]

Каковой закон, заметим, предусматривал меры взыскания в виде ареста до трех месяцев или денежного штрафа в размере до 300 рублей (это примерно 10-15 зарплат среднего служащего), лишение свободы на срок от одного месяца до одного года. Кроме того, решением суда могла быть конфискована радиоаппаратура. Так что не надо, не надо кивать на суровые сталинские времена... строгости в отношении радиолюбителей начались лет на двадцать пять раньше. Едва ли не сразу после изобретения радио.

Справедливости ради следует отметить, что Россия была далеко не одинока в своём стремлении ограничить любительские эксперименты со связью на расстоянии. Примерно аналогичные юридические конструкции воздвигли на пути первых энтузиастов эфира Франция, Бельгия, Англия, Австрия, Норвегия. А Германия и вовсе напрочь запретила что-либо напоминающее любительскую радиосвязь, и запрет этот действовал вплоть до 20-х годов. Забавно, что в наши дни радиолюбители Германии - едва ли не самые активные и многочисленные обитатели эфира. Долго терпели :-)

В общем, учитывая всё вышеперечисленное, а также делая скидки на обычное для стражей порядка всех времён и народов «усердие на местах», несложно представить себе, какой отваги требовало в то время наше, безобидное, в общем-то, хобби. И ещё, конечно, прекрасного знания телеграфа, физики, алгебры, электротехники, плюс - обязательно - умение работать руками. Но, как показывает практика, и наличие всех этих и многих других качеств ещё не гарантировало энтузиасту безоблачного будущего. Об этом и будет следующий рассказ.

1. Георгий Члиянц (UY5XE). "Наш первый радиолюбитель" (Львов; ф.А5, 14 с.)

ham stories

Previous post Next post
Up