Березовский. Часть третья, последняя

Feb 06, 2010 14:42

Я уже говорила, что Березовский нередко носился с новыми, часто экстравагантными идеями. Иногда идеи были совсем не бессмысленными, а вполне полезными. Перед выборами в парламент 99-го года, он загорелся еще одной. Созданием партии. Партии, которая пройдет в парламент. У Березовского не было ни названия, ни понимания, что это будет за партия - у него была идея. Новому лидеру, кандидату в президенты, нужна своя партия. Которая не ассоциируется ни с одной из старых, провластных партий - «Наш дом - Россия», «Демократически выбор России» т.д. Я хорошо помню первые дискуссии по этому поводу на даче у главы администрации Александра Волошина, когда Березовский рьяно, шумно и эмоционально убеждал, что без партии будущему президенту не справиться, что у каждого президента должна быть партия. И одна из серьезных ошибок Ельцина, что он не создал свою партию, на которую бы мог опереться. Без своей партии вот какие у него проблемы в Думе. Александр Стальевич лениво, с видимым безразличием слушал эти страстные взывания Березовского. Не то, что ему идея не нравилась, но у него осенью 99-го столько было своих, касающихся его прямых обязанностей, текущих забот, что это он все слушал в полуха. Но Березовский не успокаивался. Он сам объехал несколько серьезных губернаторов, которым, как выяснилось, активно не нравился новый, только что созданный союз московского мэра Лужкова и бывшего премьера Примакова, вместе с их новым блоком «Отечество - Вся Россия». И эти губернаторы были готовы принять активное участие в становлении новой партии.

В какой-то момент Волошин решил, что время настало, что партией пора заняться. И теперь нужно было найти того, кто будет этим проектом заниматься в ежедневном режиме. Понятно, что Борис Абрамович на эту роль не годился, он был хорош для фонтанирования идей, а вот для каждодневной, рутинной работы он был неприспособлен. Помню, как все отчаянно отпихивались от этого задания. Например, Волошин попросил заняться этой работой Юмашева, своего коллегу, не так давно покинувшего пост главы администрации, у которого были хорошие отношения со многими губернаторами. Валентин категорически отказался, сказав, что никогда никаких партий строить не будет.

В результате Волошин поручил этот участок работы своему первому заму Игорю Шабдурасулову. Вскоре родилось название новой партии - Медведь, Межрегиональная движение «Единство» - МеДвЕд(ь). И началась работа. Регистрация. Подготовка списков. Поездки по регионам. Рекламная кампания и т.д. и т.п. Этим уже полностью стал заниматься штаб предвыборной компании под руководством Дмитрия Козака. Кстати, про депутатские списки. Березовский мог воспользоваться тем, что партия новая, только что созданная, можно было заполнить проходные списки в Думу какими-то знакомыми, единомышленниками. Чтобы они потом заседали в парламенте и продвигали интересы Бориса Абрамовича. Ничего подобного. Его это вообще не интересовало. Он туда не засунул ни одного человека. И, вообще, чем ближе были выборы, тем меньше его интересовала партия, он уже придумывал что-то новое, более глобальное.
Партию возглавил Сергей Шойгу - человек яркий, харизматический, волевой, пользующийся поддержкой и доверием многих людей. Красивой была идея войти в список новой партии нашего трехкратного Олимпийского чемпиона Александра Карелина. Александр сам слегка походил на медведя - огромный, добрый, умный, но если кто его обидит!..

Главным аргументом оппозиции в борьбе против новой партии - то, что Березовкий имеет к ней какое-то отношение. Об этом трубили все оппозиционные СМИ. Мы в штабе в начале считали, что результат будет приличным, если «Единство» наберет около 10 процентов, то есть повторит результат выборов 1995-го года черномырдинского проправительственного НДР. Но мы тогда не могли предположить, насколько мощным оказался потенциал нового премьера Владимира Путина. После того как Путин объявил, что он поддерживает новую партию, рейтинг «Единства» взметнулся почти в два раза, с 8 % до 15 %. Последние пару недель еще больше переломили ситуацию. В результате окончательного подсчета голосов партия «Единство» набрала 23,3 %, меньше одного процента проиграв коммунистам. Это был удивительный результат.
Сейчас « Единая Россия» не любит вспоминать, что Березовский имел какое-то отношение к идее возникновения «Единства». Но история - есть история. Нельзя забывать тех, кто стоял у ее истоков. Иначе это напоминает Историю ВКП (б), которую каждый раз тщательно переписывали, когда очередной ее основатель оказывался врагом народа.

Березовского всегда интересовали большие, глобальные проекты. Например, после отставки Александра Лебедя в 1996-м году с поста секретаря Совбеза, все как-то про генерала забыли. Но не Борис Абрамович. Когда началась подготовка к выборам губернатора Красноярского края в 1998-м году, Березовский решил, что время пришло. Вот он, замечательный момент для возвращения Лебедя в большую политику. Березовский всегда считал, что у Александра Ивановича большой потенциал, и что он один из самых реальных кандидатов в президенты 2000-го года. И он всеми своим ресурсами - и человеческими, и материальными вложился в Лебедя. Был создан один из самых сильных предвыборных штабов с очень талантливыми, креативными ребятами. Федеральный центр пытался поддержать действующего губернатора Валерия Зубова. Были направлены дополнительные средства на погашение долгов по зарплате. Приехали Алла Пугачева, мэр Москвы Юрий Лужков, многие другие поддержать Зубова. Но сам по себе Лебедь был настолько харизматичен и убедителен, а его кампания была столь мощной и эффективной, что вскоре сомнений уже ни у кого не было, кто победит. Может быть, помните интригу, которую штаб Лебедя незадолго до голосования закрутил в связи с приездом или не приездом Алена Делона в Красноярск, чтобы поддержать кандидата на выборах. Никто уже не понимал, при чем тут Делон, при чем тут Лебедь, при чем тут выборы. Но народ с замиранием сердца следил, приедет в холодный Красноярск из далекого Парижа тот самый Делон? За пару дней до выборов Делон приехал, перед огромной многотысячной толпой красивый седой Ален Делон с изящным шарфом на шее появился на трибуне митинга, они с генералом обнялись. Выборы состоялись, Лебедь набрал 57 % голосов, у Зубова было 38 %. Березовский торжествовал. Администрация президента, Белый дом делали все возможное, чтобы поддержать Зубова. Но мы бесславно проиграли.

Почему я вспомнила этот эпизод? Несколько раз уже, вспоминая Березовского, говорила насколько он не командно действовал. У него было самонадеянное ощущение, что он понимает лучше, видит дальше, чем остальные, чем Юмашев, чем Волошин, чем Чубайс. Поэтому, когда с ним не соглашались, он не обращал внимания на мнение других и действовал сам.
Березовского, конечно, всегда волновал вопрос, кто будет президентом в 2000-м году. Это одна из причин, почему в 98-м году так плотно стал помогать Лебедю. Но через несколько месяцев их отношения испортились, Лебедь поменял почти всю команду, которую ему предложил Березовский. Их пути разошлись.

Расскажу другой эпизод, который очень точно характеризует Бориса Абрамовича. Это произошло в начале августа, когда папа окончательно принял решение, что Сергея Степашина он премьером не оставит, а назначит Владимира Путина. И вопрос стоял лишь в том, когда произойдет смена, в начале августа или позже, уже осенью.
Кстати именно тогда состоялся тот самый знаменитый спор между главой администрации Александром Волошиным и Анатолием Чубайсом, который потом многие в разных видах пересказывали. Но чаще всего пересказывали неточно. Спор был, действительно, яростным, шумным и отчаянным. Позиция Чубайса была следующей - Степашина ни в коем случае нельзя убирать. Это будет катастрофой для президента. Путин, безусловно, блестящий, идеальный кандидат. И он, Чубайс, прекрасно знает Владимира Владимировича еще по Питеру. Но Путина Дума никогда не пропустит. После трех голосований - роспуск парламента. Коммунисты вместе с Лужковым и Примаковым на следующих выборах набирают твердое, может быть и конституционное большинство. После этого страна катится к катастрофе, вплоть до гражданской войны. Лучший вариант - слегка адаптированный к новым условиям коммунистический режим, с жестокой национализацией, закрытием границ, закрытием неугодных СМИ и т.д. Волошин же считал, что Дума Путина пропустит. И когда Чубайс спрашивал, откуда такая уверенность, аргументы у Волошина были следующие. Дума, говорил он, считает, что Путин слабый, никакой. Они его пропустят, потому что они не воспринимают его серьезно. Сейчас парламент мало волнует, кто будет накануне выборов премьером. Они уже заняты своими декабрьскими выборами в парламент. Так что, Волошин говорил, что он не видит серьезных угроз, и поэтому будет рекомендовать президенту назначать премьером Путина прямо сейчас. Спорили они так несколько часов. Друг друга ни в чем не убедили. И тогда договорились о следующем. На следующее утро Волошин попросит президента встретиться и с ними двумя - Чубайсом и Волошиным, чтобы у президента была возможность выслушать оба мнения. И если президент решит оставить Сергея Степашина, тогда Волошин попросит президента, чтобы Чубайс возглавил администрацию и довел вместе с президентом президентские выборы 2000-го года до конца.
Поэтому когда сейчас рассказывают историю о том, что Чубайс был против Владимира Путина - это неправда. Он лишь считал, что риски такой смены слишком велики.

Но, вернемся к Борису Абрамовичу. Пока шли вот эти горячие дискуссии, он предпринял свой ход. В тот момент папа отправил Путина в отпуск (тогда он был директором ФСБ, секретарем Совета безопасности). Я думаю, отправил специально, понимая, что осенью ему будет уже не до отпуска. И поэтому все эти споры, разговоры, дискуссии проходили без Владимира Владимировича.
Березовский, не говоря ни слова ни Волошину, ни Юмашеву, никому, рванул туда, где Владимир Владимирович отдыхал (видимо, позвонил, сказал, вопрос жизни и смерти, надо встретиться). Он приехал и сказал о том, что принято решение, он, Путин, будет премьером. И кандидатом в президенты.

Тут надо иметь ввиду, что до этого с Путиным никто конкретно на эту тему не говорил. Были частые встречи папы с ним. Наверное, Владимир Владимирович что-то мог чувствовать. Но конкретного разговора не было. И глава администрации Волошин также, не имея полномочий от президента, с Путиным на эту тему не говорил. А тут врывается Борис Абрамович, как добрый вестник. С судьбоносным известием.
Еще раз повторяю, об этом визите никто не знал. Он тщательно этот факт скрывал, даже когда выборы уже состоялись. Я узнала об этой поездке лишь несколько лет спустя, прочитав об этом визите в интервью с уже уехавшим из России Березовским.
В этом - весь Березовский. Знал, что не имел ни полномочий, ни права ехать. Но поехал. Чтобы у Путина возникло ощущение, что именно Березовский к этому решению имеет отношение. Чтобы будущий президент навсегда был благодарен именно ему. Что именно Березовский, можно сказать, творец будущего президента.

Чем закончились все эти истории, вы знаете. Папа не прислушался к мнению Чубайса. Позицию Анатолия Борисовича Волошин тщательно пересказал, а с самим Чубайсом папа встречаться не стал. Сергей Степашин был отправлен в отставку, исполняющим премьера был назначен Владимир Путин. Дума с первого же голосования утвердила его в должности премьер-министра. В марте 2000-го года на президентских выборах он набрал больше 50% голосов. И стал вторым президентом России.
Борис Абрамович очень быстро поругался с Путиным и Волошиным, и уехал в Англию. Где продолжает судиться и ругаться почти со всеми своими бывшими друзьями и партнерами.

политика 90-е

Previous post Next post
Up