Гавань Св. Ольги. 15 мая 1883 г. Гавань «Тихая Пристань» открылась ото льда в нынешнем году довольно поздно - 29 апреля, и в апреле еще выпадал снег до полуаршинна. Зима отличалась также суровостью и, по обыкновению, бесснежием, составляющим причину того, что озимые хлеба здесь не садятся, так как семена вместе с корнями разносятся господствующим здесь зимою сев.-зап. Ветром. Хлеб здесь только пшеничный.
В настоящее время в деревне Новинка (в двух верстах от Ольгинского поста) живет только 9 русских семей, в деревне Пермской 13 семей, всего же по реке Аввакума 15 семей, а общее количество крестьян, включая женщин и детей, в Ольге и её окрестностях не превышает 50 человек.
Занятие крестьян, преимущественно уроженцев Тамбовской, Вятской и Пермской губерн. - хлебопашество правда не особенно удачное, и, в ничтожном размере, скотоводство.
Причину захудалости хозяйства относят к неудобству почвы для возделывания. На местах более или менее возвышенных земля пересыпана камнями и почва годится не более как на три летних посева, затем, будто бы, её надо бросать и избирать новую. Места же низменные весьма часто затопляются. Маленькие, едва заметные ручьи, текущие с гор до 2000 футов вышиною, после продолжительных дождей производят наводнения, губящие хлеба. В следствии наводнений большая часть ольгинцев перебралась несколько лет назад в Цимухэ (Уссурийский залив).
В следствии суровости весны, всходы трав весьма поздние, и домашний скот тощ, едва передвигает ноги, к тому же за зиму, тигры несколько коров зарезали и нескольких изувечили, всего 7 голов.
Более знакомые с условиями жизни местных крестьян объясняют захудалость их хозяйства не сколько природными препятствиями, сколько ленью и привычкою сидеть на казенных хлебах. К этому, пожалуй, надо прибавить развившуюся при прежних более частых посещениях судов страстишку к быстрой наживе. Мужики не задумываются ничего уступить за хорошую цену, у них ничего нет заказного.
В самом Ольгинском посту стоит местная команда, под начальством подполковника Громхау, при ней офицер и фельдшер, другой такой же - гражданского ведомства и единственный свободный гражданин купец в то же время производитель метеорологических наблюдений г. Борисов; некоторые из них женаты - вот и все население Ольги.
Имеется церковь, довольно, с виду, благообразная, но нет при ней священника. Бывший здесь выехал, да и в бытность то его утешение было не большое, так как он вел жизнь не трезвую и доброго примера не подавал обывателям.
Но, впрочем, кто же и может сюда приехать? При столь малочисленном и бедном приходе чем будет жить священник?
Нет здесь и врача, хотя и говорят, что в команду в прошлом году назначен врач, но от назначения до прибытия в здешних краях очень далеко - это два дела совершенно разные. Сообщение Ольги с Владивостоком, как известно, совершается летом на военных судах, изредка заходящих сюда; раза 2 га пароходе «Байкал», а зимою сообщения с Владивостоком нет, так как вьючный путь, идущий большею частью по береговым хребтам, весьма затруднителен; лошади могут быть доставаемы только случайно, и путь иногда продолжается 25 дней, тогда как пароход идет обыкновенно 20 часов! А надобность то во враче сказывается и теперь. Хотя общее состояние здоровья и солдат и мужиков не оставляет почти желать лучшего, сто надо отнести к благоприятным гигиеническим условиям. Но есть один больной (фельдшер гражданского ведомства), потерявший еще в прошлом году рассудок, затем получивший паралич, и, лежит он неподвижен, без языка, ожидая смерти… как возможно предоставлять лечение его фельдшеру, и не лучше ли было бы переслать больного во Владивосток?
Тигры, беспокоившие население зимою, с весны вновь стали подходить к реке Аввакума. Всего в апреле убито 6 тигров, шкура наибольшего из них длиною 20 четвертей (без головы). Цена шкур здесь от 25 до 50 рублей за штуку. Следы этого зверя видели и в мае месяце.
О результатах вывоза отсюда морской капусты будет сообщено в последствии. Манз в этом году менее, чем в предыдущие годы.
Смотря на маленькую и мелководную «Тихую Пристань» приходит мысль - и как это хотели здесь флоты вместить, когда трем пароходам стоять тесно?
«Владивосток» 29 мая 1883, №7