Латынь как улика

Feb 20, 2015 02:03

Оригинал взят у shel_gilbo в Латынь как улика

Для затравки приведу несколько таблиц из Брокгауза и Евфрона

Недельное распределение уроков в австрийской гимназии по плану 1884 г.:

Предметы

Классы

Всего

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Закон Божий
2
2
2
2
2
2
2
2
16

Латинский язык
8
8
6
6
6
6
5
5
50

Греческий язык
-
-
5
4
5
5
4
5
28

Отечественный язык
4
4
3
3
3
3
3
3
26

География и история
3
4
8
4
3
4
3
3
27

Математика
3
3
3 (1-е пол.)
3
4
3
3
2
24

Естественная история
2
2
2 (2-е пол.)
-
2
2
-
-
10

Физика
-
-
2
3
-
-
3
3
11

Философская пропедевтика
-
-
-
-
-
-
2
2
4

Итого
22
23
24
25
25
25
25
25
194

Недельное распределение уроков в прусской гимназии по плану 1882 года:
[Spoiler (click to open)]

Предметы

Классы

Всего

VI

V

IV

IIIa

IIIb

IIa

IIb

Ia

Ib

Закон Божий
3
2
2
2
2
2
2
2
2
19

Немецкий язык
3
2
2
2
2
2
2
3
3
21

Латинский язык
9
9
9
9
9
8
8
8
8
77

Греческий язык
-
-
-
7
7
7
7
6
6
28

Французский язык
-
4
5
2
2
2
2
2
2
21

История и география
3
3
4
3
3
3
3
3
3
28

Математика
4
4
4
3
3
4
4
4
4
34

Естественная история
2
2
2
2
2
-
-
-
-
10

Физика
-
-
-
-
-
2
2
2
2
8

Чистописание
2
2
2
-
-
-
-
-
-
6

Итого
28
30
30
30
30
30
30
30
30
268

Недельное распределение уроков в русской гимназии по плану 1890 года:

Предметы

Классы

Всего

Приготовительный

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Закон Божий
4
2
2
2
2
2
2
2
2
16

Русский язык с церковнославянским и логика
6
5
4
4
3
3
3
3
4
29

Латинский язык
-
6
6
5
5
5
5
5
5
42

Греческий язык
-
-
-
4
5
6
6
6
6
33

Математика
6
4
4
3
4
4
4
3
3
29

Физика
-
-
-
-
-
-
2
3
2
7

История
-
-
-
2
2
3
2
2
2
13

География
-
2
2
2
2
-
-
-
-
8

Французский язык
-
-
3
2
3
3
2
3
3
19

Немецкий язык
-
-
3
3
3
3
3
2
2
19

Чистописание, рисование и черчение
6
4
4
2
-
-
-
-
-
10

Итого для обучающихся обоим новым языкам
22
23
28
29
29
29
29
29
29
225

Для обучающихся одному французскому
22
23
25
26
26
26
26
27
27
206

Для обучающихся одному немецкому
22
23
25
27
26
26
27
26
26
206

Как видим, ещё в конце XIX века во всех трёх империях в гимназиях преобладают латынь и греческий. Остеррайх игнорирует существование иных языков, как тузменых (коих в Империи было великое множество, так и европейских. Пруссия добавляет в образование язык аристократии - французский. Россия добавляет основы немецкого языка для тех, у кого он не домашний.  Но нигде эти реально полезные по жизни языки не могут сравниться по количеству часов с латынью и греческим.

Поскольку ещё несколько десятилетий назад число помнивших содержание образования в гимназиях было весьма велико, представители того поколения пытались нам объяснить причины, по которым три императора в государственных гимназиях впаривали "мертвящую латынь". Утверждалось, что латынь была... языком науки.

Эта версия проверки не выдерживает, ибо всякий психически здоровый человек может пройти в библиотеку и убедиться, что языком науки весь девятнадцатый век была вовсе не латынь, а немецкий и французский языки. Да и в восемнадцатом веке на латыни не писали уже даже и медицинских трактатов. Да и при всём уважении трёх императоров к науке, она не была столь массовым и государственнообразующим занятием, чтобы школьные программы их величества утверждали из желания думать, будто их страна - академи де сиянс.

А для чего вообще нужны были императорам гимназии? Они готовили чиновников. Для других профессий всегда существовали другие учебные заведения - духовные, военные, певческие, позже реальные и профессиональные. Следственно, учреждая гимназии и определяя им программы, государи исходили из того, что латынь и греческий будут крайне необходимы чиновникам в повседневной работе.

Насколько необходимы? Настолько, насколько количество уделяемых им часов соотносится со всем остальным.

(продолжение следует)


лингвистика, история, мифы и реальность

Previous post Next post
Up