Nov 12, 2013 16:01
Уже стало банальностью начинать почти каждую рецензию на постановку классического текста словами: «действие пьесы (романа, повести) перенесено в наше время, в 20-е, 30-е годы и т.д.». Да, режиссеры любят делать это, хотя сам по себе такой перенос, как и смена костюмов и декораций, ничего не дает. И, в большинстве случаев, это просто прием, который и является как бы режиссурой. Эйфман тоже перенес действие «Онегина» (хотя, как это возможно?) в 90-е годы прошлого столетия.
Когда я смотрела спектакль в первый раз (в декабре 2009 г.) эта пресловутая и весьма фальшивая «современность» сильно мешала и даже те сцены, где можно было бы просто получать удовольствие от танца (а исполнение было хорошим, виртуозным, насыщенным), как-то не впечатляли. Казалось, что балет полностью создан для продажи в Европе и Америке, где зрители все равно не поймут пушкинских мыслей и образов.
Второй раз я посмотрела балет почти через четыре года, 28 октября с.г. Танцевали О.Габышев, М.Абашова, О.Марков, Д.Фишер и др. Сразу скажу, что актерски спектакль вырос. Исполнителям удается даже в коротких сценах-эпизодах наполнить образ чувствами, энергетикой, передать сложность отношений. С очень трудными техническими партиями все справляются отлично. Но…стремление приблизить к нам классические образы, «поставить» их рядом чаще всего заканчиваются их упрощением. Так, к сожалению, случилось и здесь. Техника балетных артистов вырастает, усложняется за счет глубины образов, а до пушкинских Татьяны и Евгения остается расстояние в 1000 км.
На мой взгляд, в этом балете наметился любопытный «перевертыш»: реальным в нем оказалось наше время (смута, перестройка, олигархи, слепой генерал, видно, после Афгана, массажи и макияжи - в общем, всякая «бесовщина»), а что касается Пушкина, Чайковского и подлинных чувств - это все сон. И напрашивается печальный вывод о невозможности подлинных чувств, о невозможности существования таких героев в наше время, только в снах-мечтах. Балету очень мешает его «клиповость» особенно в первом акте, а также цитаты из самого себя («Братья Карамазовы», «Поручик Ромашов»), неоправданное чтение текста письма Татьяны…
В конце еще и еще раз хочу сказать, что театру нужен свой оркестр, а балетмейстеру - хороший сценарист, который сумеет написать вполне современный текст, без привлечения классиков, но с серьезными, яркими образами и темами.
Габышев,
Марков,
28октября 2013,
Эйфман,
"Онегин",
Абашова,
Фишер