Серый, дождливый по осеннему холодный день. Я в деревне, за утренним кофе натыкаюсь у С. Моэма на такую занимательную страницу, привожу её полностью:
"Не знаю, как другие, но про себя могу сказать, что долго заниматься
созерцанием прекрасного не могу. По-моему, ни один поэт не ошибался
больше, чем Китс в первой строчке "Эндимиона" (Красота не стареет во веки веков...)
Насладившись волшебным ощущением, которое доставило мне нечто прекрасное, я быстро отвлекаюсь; я
не верю людям, которые говорят, что могут часами как зачарованные смотреть
на какую-нибудь картину. Прекрасное - это экстаз: оно так же просто, как
голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно - как аромат розы: его
можно понюхать, и все. Вот почему так утомительны все критические
рассуждения об искусстве - если не считать тех, которые не касаются
прекрасного и поэтому не имеют отношения к искусству. Все, что может
сказать критик по поводу "Положения во гроб" Тициана - картины, которая,
может быть, больше всех в мире исполнена чистой красоты, - это
посоветовать вам пойти на нее посмотреть. Все остальное, что он скажет,
будет или историей, или биографией, или чем-нибудь еще. Но люди связывают
с прекрасным другие качества - возвышенность, человечность, нежность,
любовь, потому что само прекрасное не может их надолго удовлетворить.
Прекрасное - это совершенство, а совершенство (такова уж природа человека)
лишь ненадолго задерживает наше внимание. Математик, который, посмотрев
"Федру", спросил: "Qu'est ce que ca prouve?" [А что это доказывает? (фр.)]
- был не таким уж дураком, как обычно считают. Никто еще не смог
объяснить, почему дорический храм в Пестуме более прекрасен, чем стакан
холодного пива, если только не привлекать соображений, не имеющих к
прекрасному никакого отношения. Прекрасное - это тупик. Это горная
вершина, достигнув которой дальше идти некуда. Вот почему нас, в конце
концов, больше очаровывает Эль Греко, чем Тициан, несовершенство Шекспира
нам ближе, чем безупречность Расина. О прекрасном написано слишком много.
Вот почему я написал немного еще. Прекрасное - это то, что удовлетворяет
эстетический инстинкт. Но кому нужно полное удовлетворение? Только тупицы
считают, что от добра добра не ищут. Будем откровенны: прекрасное немного
скучно."
Какая интересная, мужская точка зрения, подумалось мне. Действительно, что можно ещё написать? Иди и смотри! Увидел-одномоментно восхитился (получил, так сказать, эстетический оргазм) и за стаканом холодного пива в паб! Отдохнул? Вперёд созерцать новое, покорять другие вершины прекрасного, может и там простой экстаз случится.
А, буквально, накануне я читала пост в сообществе о Тициане
http://popova-artclass.livejournal.com/187088.htmlВот, она женская точка наивысшего переживания прекрасного! Размеренно, в несколько подходов, поэтапно: от телесного отклика до тонкого подбора слов при описании переживаний. Словно волны накатывают, одна за другой, всё глубже, погружаясь в восприятие образа, лишь затем достигая сути понимания глубинного замысла.
Н-дааа.... Сколь разная природа телесных откликов на прекрасное у мужчин и женщин! Понимание этого, я бы сказала, феномена, помогло принять и тот факт, что похоже мы, действительно с разных планет. Задача марсиан восхититься женской красотой, в меру своего таланта её изобразить, ну а венерианок, в свою очередь, скромно принять этот дар и не отказать себе в удовольствии при созерцании оного испытать множественные переживания прекрасного.
А, дождь всё идёт и идёт...