Целиком в один прием текст не выкладывается. Значит, будет кусками.
Передохнули и поели под Эвдиалитовой перемычкой. Я подобрала там кусок породы с вкраплениями эвдиалита. Красивый. В два кулака, и соответствующего веса. Ребята говорили: «Выбрось!» Но я упрямо запихнула находку в рюкзак. Вообще, всяких интересных образцов там можно насобирать не меряно. Некоторые люди ездят в Хибины специально за камнями. Меня пронимает периодически: сказывается наследственность. Отец тоже выпускник МГРИ, хотя не работает много лет по специальности.
Забрались на Южный Рисчорр, а с седловины на отрог справа (южнее) перевала. Пошли по плато Кукисвумчорр в сторону озера Академического. По дороге видели интересную штуку. Лежит на плато огромный валун, возле него начинается и тянется в сторону долины Каскаснюнйока прямой как стрела разлом-щель. С вертикальными, очень ровными, только слегка обвалившимися, стенками. В щели снежник. Высота стенок от снега до верху полтора-два человеческих роста.
Вышли на край плато над Академическим. Поглядели с обрыва: у озера уже стоят две группы. Ничего, оно большое, всем места хватит. Одна группа собралась и ушла, пока мы спускались вниз: прямо вечером.
Встали лагерем у северо-восточного берега. Место, на самом деле, не слишком уютное.
Сверху смотрится куда эффектнее: огромный цирк-чаша, овальное озеро на дне. Вблизи голый, плоский, до клочка открытый взгляду берег: узкой полосой у вечно неспокойной воды. Скальные обрывы с трех сторон и морена с четвертой заслоняют горизонт. Верхний край цирка ровный, как срезанный. Никаких тебе живописных вершин, скал: наверху плато. Никакого отражения в озере: ветер гоняет туда-сюда мелкие рябые волны в клочьях желтоватой пены. Нигде ни кустика (к вопросу о дровах). Даже вездесущие черника, голубика и шикша здесь почему-то не растут.
Пустое место. Вот бы где снимать «Малыша» по Стругацким: с гигантскими тараканьими усами, торчащими из-за горы.
А еще очень интересно: в честь какого безымянного академика дано имя озеру? Большинство названий в Хибинах от Ферсмана. Честь ему и хвала за то, что не стал выдумывать сам, а сберег (по большей части) древнюю саамскую топонимику: все эти «чорры», «явры» и «йоки». Для многих объектов известно по два названия: Пайкуньявр Гольцовое. Как звалось Академическое по-саамски? Нигде не нашла. В шутку мы выдвигали разные «академические» версии. Например, что некого академика в озере утопили. Или что здешний водяной академик среди своих
Перистые облака в очередной раз грозят сменой погоды. Очень сильный порывистый ветер гораздо сильнее, чем наверху. Казалось бы, горы должны защищать от него ан нет. Видимо, здесь получается что-то вроде Новороссийской боры: холодный воздух стекает с обрыва и разгоняется над озером. Вообще, когда дутьё на закате не прекращается это плохо: гораздо хуже перистых облаков. А если то и другое вместе
Поставили палатки: несколько минут отчаянной борьбы с ветром, валуны на оттяжки. Приготовили ужин: горелку пришлось прятать между камнями маленького, сложенного кем-то до нас очажка. Поужинали и легли спать.