Когда прочитала эту фразу о десяти книгах, конечно же сразу подумала о том, какие для меня эти десять книг? Сразу пришли на ум "Война и мир" и
"Анна Каренина" Л.Н. Толстого. А потом задумалась.
Книг прочитано много, разных, многие были прочитаны неоднократно, многие произвели очень большое впечатление, очень понравились, оставили след в душе. Но эту задачу - выбрать своих десять самых важных книг, которые сделали тебя мудрее - я для себя сформулировала не просто как выбрать любимые книги. Это должны быть книги, которые действительно повлияли на характер, на взгляды, на отношение к чему-то, что-то изменили в жизни, поведении и т.д. Т.е. книги, после прочтения которых понимаешь, что что-то в тебе изменилось в лучшую сторону.
Задумалась и поняла, что десятка пока не набирается :) Ну это дело наживное, читать же продолжаю, может до конца жизни десятка и сформируется :) Но несколько книг в десятку уже уверенно включить могу. Сегодня речь об одной из них -
"Нестандартный ребёнок" Владимира Леви.
Прочитала эту книгу больше двадцати лет назад. И это была первая книга, которая заставила меня серьёзно задуматься над темой отношений взрослых и детей, отношений взрослых к детям. О том, как взрослые заклыдывают в детей проблемы, от которых дети потом могут страдать долгие годы, если не всю жизнь. Об ошибках, которые совершают взрослые по отношению к детям, о недопонимании. И о том, как этих ошибок избежать, как научиться понимать, слышать, любить детей, не травмировать их.
Думаю, что книга может быть интересна и тем у кого уже есть дети, и тем, кто только задумывается о них, и тем, кто вообще по жизни общается с детьми - внуками, племянниками, или работа связана с детьми. Да и что-то понять о себе, взрослом человеке, тоже книга может помочь. Естественно, это не единственная книга на эту тему, возможно кто-то скажет, что не лучшая. Но меня книга заставила задуматься об этой теме так, как я никогда о ней раньше не думала и это было очень важным для меня и во многом на меня повлияло. Поэтому она в десятке :)
Захотелось что-то процитировать, чтоб дать понять, какой у книги стиль. Пролистала быстро, ну вот, например, навскидку:
_______________________________________________
Вы убеждены - я убежден - мы убеждены, мы твердо знаем, нет никаких сомнений в том, что нашему ребенку
Надо: (подставьте любое действие, навык, привычку, состояние, стремление, цель, программу).
Мы совершенно правы.
И вот мы начинаем: приказывать, требовать, добиваться,
а также:
убеждать, уговаривать, напоминать, обращать внимание, советовать, подсказывать, высказывать свои мнения, пожелания и предложения, торжественно провозглашать, обещать и брать обещания, заключать договоры,
а также:
ворчать, скрипеть, нудеть, зудеть, давать ценные указания, капать на мозги, пилить, мотать душу (нужное подчеркнуть) - короче, ВНУШАТЬ.
С той или иной окраской и интенсивностью, с теми или другими нюансами, но внушать.
С той степенью наивности, при которой, увы, сам акт внушения незамеченным не остается.
Вы ждете объяснения, почему же ничего не получается или получается наоборот.
На то есть по меньшей мере три основные причины.
Во-первых, сам акт внушения, пусть даже в форме деликатнейшего предложения или намека.
Ребенок не знает слова «внушение», но его подсознание моментально раскручивает, в чем дело. Моментально и очень рано, а именно с первого же замеченного повторения слова, интонации, жеста, выражения глаз... «Ага, от меня что-то требуется, от меня опять что-то требуется...»
Сработает антивнушаемость. (Особенно если дело происходит в один из периодов упрямства, когда и наша воспитательская наивность достигает своего апогея.)
Во-вторых, то, что внушение производим - именно мы - именно вы - именно я.
Никуда не денешься: для своего ребенка я есть по должности Главный Внушатель. Более чем вероятно, что именно на меня у него уже выработалась обостренная антивнушаемость, родственная аллергии... Вовсе не обязательно в виде открытого сопротивления, нет, со всем соглашается, понимает, честно старается - и... Честно забывает, честно срывается, честно преодолевает тошноту...
Наконец, важнейшее: КАК мы внушаем.
Контекст - скрытое содержание.
Допустим, я не взволнован ничуть, не устал и не раздражен, у меня отличное настроение, олимпийски спокоен (бывает же), и я говорю своему десятилетнему сыну:
- Уже поздно. тебе пора спать.
Говорю самым спокойным, самым благожелательным тоном. Уже действительно поздно, и ему действительно пора спать, ему и хочется уже спать, веки уже набухли, моргает... И однако же:
- Не поздно еще... Ну сейчас, ну еще немножко. Не хочу я спать, эти часы спешат... Сейчас доиграю только (досмотрю, дочитаю, дотяну резину, поваляю дурака до изнеможения)...
Что такое?.. Опять не желает слушаться и понимать очевидное! Опять провоцирует меня на утомительные уговоры, на глубоко чуждое моему демократизму употребление власти!..
- Ты еще не дорос ложиться спать по собственному желанию.
У тебя ограниченные права! ты ничтожество!!! - вот что слышит в моих словах его подсознание, вот он, контекст.
Вы спрашиваете, откуда я это взял? Из его поведения. Из своего детского багажа, довольно увесистого... Из вживания. (Вслушиваясь, постепенно начинаешь кое-что слышать...)
Стало быть, ошибка. А как же правильно? Несколько вариантов из «эн» возможных (по возрасту, по характеру, по опыту, по ситуации...).
- Ух ты, а времени-то уже сколько. МНЕ спать охота. (А тебе?)
- «Спят усталые игрушки... Баю-бай...»
- Вчера (позавчера) в это время ты уже видел второй интересный сон.
- Слушай, ты молодец. Сегодня тебе вовремя захотелось спать, гляди-ка, правый глаз уже закрывается...
- Опять забыл... Как будет по-английски «спокойной ночи»? Ага, гуд найт. Ви шел гоу ту слип- мы пойдем спать. Правильно?
- Отбой. (Безличная краткая команда без употребления глаголов в повелительном наклонении - хорошая форма внушения, особенно для возбудимых подростков; спокойно, решительно, непринужденно - снимает подсознательную оскорбительность.)
И наконец просто:
- Спокойной ночи. (Можно с улыбкой. Можно поцеловать.)
Дает ли какой-либо из вариантов гарантию?.. Нет. Ни один! Но уже легче, что их много. Уже интересно, что они есть...
Они всегда есть.
_______________________________________________
Если знаете какие-то книги на эту тему, которые тоже произвели на Вас серьёзное впечатление - делитесь :)