На «расширенном заседании» приходского совета собора, -
сообщает сайт прихода, - «все клирики и члены приходского совета» во главе с И.В. Лысовым (фактическим владельцем комплекса) приняли решение выразить поддержку митрополиту Александру Драбынко и «не возражать ему проводить богослужения в Спасо-Преображенском соборе».
Однако по сообщениям источников «
Страны»,
большая часть клира храма ушла из него после перехода Драбынко в «ПЦУ». Из семи клириков, числящихся на
официальном сайте собора, на последней службе Драбынко сослужили только два человека: один из идеологов автокефалистского лобби в УПЦ (МП) Андрей Дудченко и отлучённый за участие в «Объединённом соборе» диакон Ростислав Воробей. Зато на службе появились отлучённый от церковного причастия за участие в службе константинопольских экзархов в Андреевской церкви бывший заштатный клирик Житомирской епархии Мацюра и переехавший в Киев бывший диакон также запрещённого митрополита Винницкого Симеона Андрей Воевода.
Служба (в день святого Николая) большей частью велась не на церковно-славянском, а на украинском языке с поминанием «патриарха Варфоломея и митрополита Епифания».
«Половина людей уходили со службы, - сообщают источники «
Страны» из числа бывших уже прихожан храма. - Те, что остались, в основном детей привели, за подарками».
А вот как описывает «первую литургию Драбынко в новой церкви» один из священников: «Посмотрел на Драбынковскую «службу». Сослужили ему два уже бывших священника, один из которых Дудченко. Очевидно, остальные не захотели идти в раскол? Драбынко влетел как угорелый, откровенно смешно было наблюдать, как к нему подбежал на встрече «священник» с крестом на блюде, который Драбынко должен был взять, поцеловать и «благословить». Но он просто пролетел мимо. И тогда «священник» с крестом, не снижая скорости, сделал круг за спиной Драбынко и с другой стороны вбежал в алтарь. С рисования вот таких магических кругов началась первая раскольническая псевдолитургия на Теремках. Проповедь говорил весьма заматеревший Дудченко, разъевшийся на харчах той самой «неправильной» УПЦ, которую он просто использовал для получения сана, наград, митр всяких, у которой не стеснялся долгие годы брать зарплату и получать пожертвования у «неправильных» православных».
Храм, в котором проходила служба, изначально строился президентом строительной компании «Лико-Холдинг» депутатом ВР 6-го созыва Игорем Лысовым для «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Однако когда президентом Украины был избран считавшийся православным Виктор Янукович, вступивший в «Партию регионов» Лысов перевёл храм в УПЦ (МП). Настоятелем он пригласил близкого к администрации Януковича личного секретаря тогдашнего предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира, занимавшего ряд высоких руководящих постов в УПЦ (МП) Александра Драбынко.
Поскольку Драбынко первым в Киеве ввёл практику служб на украинском языке (неканонический перевод), к нему перетекла большая часть неканонической общины «УАПЦ».