Винницкий митрополит готовится к генеральному сражению в преддверии «Объединительного собора ЕПУЦ»

Nov 29, 2018 23:22

Перегруппировка сил или ложные манёвры?

Ну что, Стамбульский синод оказался очередным пшиком. Гаранту Томаса вновь отфутболили остатОчнэ ришэння. Мол, ты на эту тему всех развёл (Варфоломея, госдеп, кастрюль), ты и разруливай. Где твой Объеднавчый собор?

В этом свете ключевым пунктом становится… Винница. Без местного Симеона «собор» бесполезен. Да и невозможен. Так что вотчина Порошенко - его последняя соломинка.

На 5 декабря назначено собрание Винницкой епархии. Оно и покажет, есть ли смысл созывать «Объединительный собор ЕПУЦ».

Как мы помним, 15 НОЯБРЯ в Виннице прошло экстренное собрание духовенства города при участии игумена мужского монастыря и игумений двух женских монастырей епархии, а также секретаря епархии протодиакона Владислава Демченко - правой руки митрополита Винницкого Симеона. 42 из 44 участников собрания (а это подавляющее большинство духовенства областного центра) заявили о полной поддержке решениям архиерейского собора УПЦ (МП) от 13 ноября, в которых отрицалась возможность участия канонической Церкви в т.н. «Объединительном соборе Единой украинской православной церкви», подготавливаемом под эгидой Порошенко и Варфоломея.

Митрополит Винницкий Симеон, давний приятель Порошенко и его единомышленник в плане автокефалии Церкви на Украине - единственный из участников архиерейского собора УПЦ (МП) не подписал итоговое заявление собора. Это и явилось причиной, по которой священники Винницы и монахи епархии решили собраться, чтобы выразить поддержку позиции архиерейского собора во главе с предстоятелем УПЦ (МП) митр. Онуфрием и «осудить грубое антиканоническое вмешательство Константинопольского патриархата в жизнь нашей Церкви». Своему правящему архиерею Симеону священство города предложило созвать на 19 ноября общее собрание всей Винницкой епархии (включая духовенство райцентров и сёл) с тем, чтобы «общеепархиальным голосованием поддержать решения (архиерейского собора) и явить всецерковное единство перед лицом будущих испытаний».

16 НОЯБРЯ самые сановитые участники проведенного накануне собрания, сообщили остальным его участникам, что «владыка Симеон ни на какой контакт не идёт и срочно собирает под свои флаги сельских священников, так как районные благочинные (руководители благочиний - районных ячеек епархии, - Д.С.) в большинстве своём его ставленники и сторонники автокефалии».

Источник ФСК сообщил,что благочинный Казатинского района, вернувшись с заседания у Симеона, заявил подопечным сельским священникам, что 12 винницких их коллег якобы отозвали подписи под своим обращением от 15 ноября. На самом деле этот «темник» оказался лживым с точностью до наоборот. Никто не только не отзывал подписи против позиции правящего архиерея, но количество фамилий увеличивалось.

Благочинный Винницкого района (которого называют будущим викарием Винницкой епархии и преемником Симеона «когда тот пойдёт на повышение в «ЕПУЦ») архимандрит Дорофей Маркевич действовал и другими методами убеждения сельских священников.
Им он разослал сообщения следующего содержания: «Митрополит Симеон ещё не за штатом… Он может достичь взаимопонимания с митр. Онуфрием. Городских (священников) не тронут, а на ком-то отыграются».

Так руководители районных благочиний Винницкой епархии готовили своих подчинённых к общеепархиальному собранию духовенства, которое Симеон решил созвать лишь после соответствующей «обработки» сельских священников.

Впрочем, ещё накануне участники Винницкого собрания духовенства признавались корреспонденту ФСК: «У нас на 99% уверенность, что владыка наше предложение об общеепархиальном собрании на 19 ноября проигнорирует. В этом случае поедем в понедельник в Киев к Блаженнейшему Онуфрию».

Однако к вечеру 16 ноября митрополит Онуфрий был уже в курсе происходящего в Винницкой епархии.

Как подтвердил источник в Киевской митрополии, 17 НОЯБРЯ предстоятель УПЦ (МП) уже общался с участниками городского собрания по телефону.

К этому времени уже было опубликовано открытое обращение одного из застрельщиков винницкого собрания иерея Виктора Парандюка. «Вчера в епархиальное управление вызывались на беседы наиболее лояльные к автокефальной позиции митрополита Симеона благочинные и священство из районов, - писал о. Виктор. - Это ярко свидетельствует о том, что владыка свою позицию изменять не намерен и тщательно собирает под свои знамёна всех "прихильників". Теперь, мне кажется, самое время для слов и действий по этому вопросу предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия. Мы терпеливо ждем. А владыка Симеон, если не поменяет своё решение, даже своим отступничеством может послужить службу Церкви - стать "санитаром леса". Пускай собирает под своё крыло весь этот сброд приспособленцев от священства, для которых их зона комфорта, уют и спокойствие важнее Христа и Истины. И пусть уходят в очередной автокефальной раскол!»

Интересно, что своё обращение священник проиллюстрировал репродукцией фрески Джотто "Предательство Иуды" и словами Христа, обращёнными к задумавшему предательство Иуде "Что делаешь, делай скорее" (Ин. 13.27).

Так же и митрополит Онуфрий, в ответ на просьбу некоторых священников хотя бы на время отстранить Симеона от кафедры, ответил: «Иуду Христос не отстранял. Пускай владыка делает, что задумал». И благословил винницкое духовенство молиться о вразумлении Симеона.

Последний и сам подтверждал эту позицию митрополита Онуфрия, рассказывая о «перепалках с отдельными собратьями» на архиерейском соборе УПЦ (МП) 13 ноября: «Они обратились к митрополиту Онуфрию. “Ваше Блаженство, видите, как Симеон ведет себя, нужно подумать о его замене»… Но Блаженнейший всех успокоил. Говорит: “Никто никуда не переходит, ничего никто не нарушает, на каком основании лишать его управления епархией?”».

Но не все в Виннице согласились с данным подходом предстоятеля: «Представьте себе, что мечется душевнобольной с ножом - того полоснул, другого. И это на глазах у милиционеров. Им говорят: “Куда вы смотрите?”. А те: “Пока никого насмерть не зарезал, молитесь за его вразумление». В разговоре с корреспондентом ФСК имелось в виду, что митрополит Симеон не только сам идёт на предательство Церкви (как Иуда), но уже ведёт в раскол целые благочиния и паству, отравляя их идеологией предательства по отношению к своей поместной церкви.

С другой стороны, вовлечение в конфликт предстоятеля УПЦ (МП) дало понять Симеону, что «по-тихому замять ситуацию» не получится.

В тот же день в чатах винницких священников и прихожан - пользователей соцсетей - стали массово появляться призывы к акции протеста против митрополита Симеона (от чего как раз настоятельно просил воздержаться накануне о. Виктор Парандюк в своём обращении). Неизвестный источник призывал в воскресенье в 10.30 собраться в кафедральном соборе, где служит сам митр. Симеон.

То, что в 10.30 в подавляющем большинстве храмов ещё идёт воскресная служба, а потому верующие в это время просто не смогут собраться в одном месте, выдавало провокацию. Она явно была направлена на создание для СМИ картинки «мизерности протеста против правящего архиерея на Винничине». Мол, против «автокефалии Украины» - одни маргиналы.

Дабы упредить воскресную провокацию винницкие городские священники после субботней вечерней службы в 20.30 вновь съехались на срочное собрание. На этот раз их было уже более 50 человек. Подписи под постановлением собрания от 15 ноября поставили ещё 4 человека. И уже этим количеством поддержали прежнее решение, чтобы опровергнуть «темники» об «отзыве подписей».

На 17 ноября были приняты следующие пункты:

1. Поддержать инициативу прихожан храмов г. Винница о сборе подписей в защиту УПЦ, поддержку её предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Онуфрия и решений Архиерейского Собора УПЦ от 13.11.18.
2. Прихожанам, во избежание возможных провокаций не участвовать в массовых акциях 18.11., а в это время принять участие в Воскресном богослужении в своих храмах, где молитвенно поддержать единство УПЦ.
3. Провести собрания на приходах, где разъяснить решения Архиерейского Собора УПЦ от 13.11.18 и определить дальнейшие шаги по защите храмов и поддержке канонического Православия.

Своевременность упреждающего 2-го пункта была подтверждена на следующий день.

В воскресенье 18 НОЯБРЯ винницкий ресурс «20 минут» поместил репортаж с «протеста противников митрополита Симеона» под заглавием «Иуды внутри Церкви». Иудами были названы те, кто поддерживает позицию канонической Церкви. А именно «несколько верующих», собравшихся у ограды во время «утренней службы». На непрофессионализм журналистов указывало не только наименование службы (утренней она в 10.30 не может быть хотя бы потому, что утренняя служба проходит, самое позднее, перед рассветом), но и то, что авторы репортажа фактически «засветили» источник провокации. Им оказался помощник нардепа от «Укропа» (партия Коломойского).

Впрочем, к этому времени винницкое духовенство уже заявило о своей непричастности к данному действу, чем сорвало планы представить подавляющее большинство священников винницкой епархии маргиналами.

К этому времени для противодействия городскому духовенству были созваны собрания в шести из семи районных благочиний епархии. Пять из них убедительно проголосовали в поддержку решений архиерейского собора под председательством митрополита Киевского Онуфрия. Так, в Барском благочинии общецерковную позицию поддержали из 18 из 19 священников. Не поддержал только сам благочинный, архимандрит Серафим Поворозник, личный друг Симеона. «Он очень старался переломить ситуацию, но ничего не смог сделать», - сообщает источник.

Позицию Симеона поддержало только Казатинское благочиние (18 за Симеона и 6 за Церковь) и - на следующий день - Винницкое районное.

Собрание Винницкого районного благочиния прошло 19 НОЯБРЯ под председательством самого митрополита Симеона. Но и при этом 5 из 20 участников собрания отказались подписывать заверение в поддержке своего правящего архиерея.



Как сообщает источник, на следующий день один из «неподписантов», настоятель храма в ПГТ. Медвежье ушко иерей Николай Дудник был приглашён в управление СБУ, где 40 минут с ним проводилась «воспитательная» беседа.

20 НОЯБРЯ митрополит Симеон созвал епархиальный совет (собрание благочинных епархии).

«Главной темой были события, происходившие в епархии в течение последней недели, и имели, - по мнению пресс-службы Винницкой епархии, - негативный резонанс в церковной среде. Рассмотрев их, Епархиальный совет констатировал, что «Постановление собора епископов Украинской православной церкви, который был принят 13 ноября 2018, является документом, обязательным для исполнения всеми епископами, клириками и мирянами Украинской православной церкви и подтвердила готовность к выполнению Постановления всей полнотой Винницкой епархии».

Из вводного оборота «рассмотрев их» следовал факт признания митрополитом Симеоном того, что именно «события в епархии» (его поддержали только 2 из 9 благочиний) вынудили епархиальный совет под его председательством констатировать, что Постановление собора епископов Украинской православной церкви, которое митрополит Симеон отказался подписывать, «обязательно к выполнению». В том числе и следующий пункт: «Собор епископов отмечает, что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства, углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины. При таких условиях участие епископата, духовенства и мирян Украинской Православной Церкви в этих процессах считаем невозможным».

Таким образом, митрополит Симеон публично отрезал себе возможность участия в т.н. «Объединительном соборе ЕПУЦ», на котором, в случае его проведения, рассматривался Петром Порошенко в качестве кандидата в предстоятели будущей ЕПУЦ.

Вместе с тем «Епархиальный совет категорически осудил самовольные собрания, проведенные в Винницкой епархии с нарушением церковных канонов, а именно 39-го правила Святых Апостолов». Дескать, именно эти собрания «внесли искушения в церковную среду», а не отказ митрополита Симеона подписать решения архиерейского собора УПЦ (МП).

Итак, если верить, пресс-службе епархии, один из винницких городских благочинных, участвовавших в указанных собраниях, также «категорически осудил» собственное «самовольство».

Впрочем, единства по формулировке итогового заявления достичь на епархиальном совете не удалось. Поэтому за основу взяли заявление, принятое на собрании Винницкого благочиния.

Что же касается упомянутого 39-го апостольского правила, то в нём указывается: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают». Однако по общепринятому в Церкви толкованию это относится лишь к управлению недвижимым церковным имуществом, но никак не праву на собрания. А по общепринятому в Винницком епархиальном управлении мнению, подобная каноническая безграмотность и внутренне противоречивые документы - плоды деятельности советника митр. Симеона, вышеупомянутого секретаря епархии протодиакона Демченко (который, как мы успели отметить, в «самовольном собрании» также участвовал).


Примером такого противоречивого подхода явились письма в поддержку митр. Симеона, подписанные тем меньшинством сельских священников, которое удалось «переломать» районным благочинным. В таком типовом письме Симеона заверяли: «Священнослужители, которые действительно переживают за дальнейшее развитие Православной церкви в Украине, которые ищут реальные шаги для преодоления длительного церковного раскола, разделяют выраженные Вами взгляды на события, которые происходят в сфере церковно-государственных отношений». А именно в эти дни митрополит Симеон выражал в прессе взгляды на автокефалию, корне отличающиеся от выраженных в соборном мнении Церкви, «искал реальные шаги для преодоления длительного церковного раскола», попирающие каноны Церкви и доказывал право Константинополя вмешиваться в дела других поместных церквей. Да и конкретно в отношении своего возможного участия в «Объединительном соборе ЕПУЦ», который УПЦ (МП) отвергла, владыка ответил, что «пребывает в процессе ожидания».


Благодаря этим 60 подписям пресс-служба отрапортовала, что «духовенство Винницкой епархии выразило поддержку митрополиту Симеону». На самом деле на порядок больше священников епархии данные листы подписывать отказались. «90% священников епархии против, - возмутился один из источников ФСК. - Против кого владыка идёт! Когда архипастырь доносит на своих священников в СБУ, пастырь превратился в волка».

По данным источника, Епархиальный совет принял решение запретить в епархии сбор подписей в поддержку Блаженнейшего Онуфрия и архиерейского собора, и также проведение собраний. За нарушение грозило отлучение от таинства Причастия. «Представляете, за поддержку предстоятеля - отлучение!», - подчёркивает источник.

В отношении тех священников, которые просили митрополита Киевского Онуфрия назначить на Винницкую кафедру временно исполняющего, был спущен слух, что они на самом деле не о Церкви пекутся, а, как личные враги Симеона, добиваются его перевода на Луганскую кафедру. И это якобы план нынешнего митрополита Луганского Митрофана. Для «правдоподобия» этих измышлений приводились слова владыки Митрофана о том, что дискуссии с некоторыми участниками архиерейского собора были острыми (и якобы в этих «перепалках», уже по словам мирт. Симеона, шла речь об «обмене кафедрами»). Также говорилось о желании митр. Митрофана вернуться на родное Подолье, а именно в Винницу, где он служил иподиаконом ещё в 1980-х.

Для паствы Винницкой епархии вырисовывался образ Симеона - жертвы, которую «готовят на заклание луганским террористам-сепаратистам». Уже сейчас винницкий ресурсы выходят под заголовками вроде «Владыка Симеон заболел. Это от стресса, истощения или “рука Москвы”?».

Так на фоне его заявления в поддержку архиерейского собора конфликт переводится в плоскость личных отношений с бунтовщиками, усыпляется бдительность православной общественности, выступающей против автокефалии.

А тем временем союзные Симеону проавтокефалистские силы готовятся к 5 декабря - дате, на которую епархиальный совет назначил епархиальное собрание (с участием всего духовенства и монашества епархии). На нём очевидно и должен прозвучать голос в поддержку участия митр. Симеона в «Объединительном соборе ЕПУЦ», намеченном на 10 декабря. «Голос церковного народа», которому Симеон «не смоет воспротивиться».

Не зря же он на собраниях своих сообщников приводит слова митрополита Онуфрия: «Каждый (архиерей) представляет свою поместную церковь, которая называется епархия. Делайте так, как велит вам ваша совесть».

Фонд стратегической культуры

о. Виктор Парандюк, Симеон, СЦУ

Previous post Next post
Up