Николай Чудотворец родился в III в. в Малой Азии, а мощи его находятся в итальянском городе Бари. Но особым почтением святитель всегда пользовался на Руси. Не случайно и первый киевский князь-христианин Аскольд стал в Крещении Николаем. С тех пор имя святого неразрывно связано с историей Киева.
Сколько киевских храмов было посвящено ему - и Никольский собор Покровского монастыря (на фото), и церковь Николая-Притыки, и церковь Николы Доброго и Никольская больничная в Лавре, училищная церковь Николая Мирликийского при 1-й Киевской гимназии - всех не перечесть!
Ступая на Киевскую землю, паломники, шедшие с левого берега Днепа в главную Руси ее святыню - Киево-Печерскую Лавру, проходили сначала через Никольскую слободку мимо Николаевской церкви. Если путешественники выходили к Днепру ночью, то путеводной звездой сияла им от горы киевской лампада, зажженная над дальними пещерами лавры для много веков тому (в 1928 году эта лампада была погашена). А с конца XIX века путь странников продолжался по красивейшему в мире Николаевскому Цепному мосту с часовней святого Николая у подошвы Николаевского спуска.
Торжественное открытие длиннейшего в Европе железнодорожного моста состоялось 4 апреля 1870 года.
С тех пор пассажиры, прибывающие в Киев по железной дороге, с нетерпением ожидали, когда с высоты моста им откроется «в зелени на горах самый красивый город в России - Киев» (Михаил Булгаков). Пешие же паломники устремлялись Николаевскому спуску к Лавре. А, поклонившись ее святыням, растекались по Киеву.
Ближайшим к Лавре был Киево-Николаевский (Никольский) монастырь. Начало свое он вел от деревянного храма Святителя Николая, построенного на могиле князя Аскольда-Николая княгиней Ольгой. Ольга и себя завещала похоронить на Аскольдовой могиле. Но позже ее тело князь Владимир перенес в построенную им Десятинную церковь. Храм же на Аскольдовой могиле хоть и перестраивалса несколько раз, но сохранился до наших дней. Первоначально Николаевский Пустынный монастырь был женским, и здесь приняла монашество мать одного из основателей Киево-Печерской лавры - Феодосия.
В 1115 году сын Владимира Мономаха - Мстислав перевел монастырь в разряд мужских. В XVII веке на деньги Мазепы здесь был построен величественный белокаменный храм. А в начале XVIII века на средства киевского губернатора князя Дмитрия Ивановича Голицына - так называемая Столбовая церковь (в память о том, что на сем месте стоял каменный столб с иконой Святителя Николая). Столбовую со временем стали называть Малым Николаем, а храм, построенный Мазепой - Большим. В 1831 году Большой Николай становится Никольским Военным собором, где служили молебны в память о погибших воинах.
Но вернемся к нашим паломникам - поклонившись Никольскому Военному, шли они далее в центр Киева по Никольской улице и входили в Никольские ворота Печерского форта с его Никольскими казармами. В сторону теперешнего Олимпийского стадиона тянулся длинный ряд двухэтажных казарм, круглых башен, капониров собственно Печерской крепости, а также Госпитального и Васильковского укреплений (от них остались Косой капонир и Военный госпиталь). Укрепления соединялись стенами, валами и подземными галереями.
.
Никольские ворота: како было, кака есть
Если приплывал паломник по Днепру, то встречала его Николаевская гавань, церковь Николы Притиска на Подоле, церковь Николая Набережного. А как не вспомнить Николаевскую училищную церковь при 4-й Киевской гимназии (на Васильковской улице) и даже костел Николаевский (на той же улице)? И сколько еще домовых, больничных Никольских и Николаевских церквей было в Киеве!
В конце XIX столетия в центре города была проложена еще и Николаевская улица (сейчас - архитектора Городецкого). К сожалению переименована не только она. Никольская улица стала в конце концов улицей Мазепы, а Николаевский спуск - Днепровским… Еще большее, что связывает Киев с Николаем разрушено. C 1920 г. нет взорванного поляками Цепного моста. Уже большевики - из "классовой ненависти" взорвали оба Николая - Большой и Малый. Поклоняться же павшим воинам теперь ходят к языческой природы Вечному огню. Так от «символа военной славы» осталось только общее наименование площади - Площадь Славы…
Изменился и вид Киевских гор: как искажают их масштаб несуразные «небоскребы»! Сегодня трудно представить, что каких-то 100 лет назад Киев был респектабельным европейским городом. Узнаваемый почерк талантливых скульпторов и архитекторов и художников, сады, раскинувшиеся на многие версты вдоль высокого берега могучей реки, чарующей красоты ландшафты с ярким орнаментом куполов церквей. Не удивительно, что любое грубое вмешательство в сложившуюся архитектурную среду вызывало праведный гнев общественности.
Да и сама «общественность»… Вот как А.М. Ремизов передал впечатления паломников, покидавших Киев: «… Все с богомолья едут из Киева. Показался им Киев, что рай Божий: ни пьющего, ни гуляющего не встретили богомольцы в Киеве, ни одного на улице безобразника, а много везде ходили, ходили по святым местам, службы выстаивали, к мощам да иконам прикладывались. Не город, рай-город Киев, лучше нет его, в трактирах с молитвою чай пьют, с молитвою закусывают. Только и разговоров о Киеве, хвалят не нахвалят…»
Конечно, времена меняются, но почему же мы выбираем только худшее, при этом восхитительно крича: «как это современно, почти Запад!»? Сказал бы об этом выборе Евгений Гребинка: «Как ты красив, мой родной Киев! Добрый город! Святой город! Как ты красив, как ты светел, мой седой старик! Что солнце между планетами, что царь между народом, то Киев между городами. На высокой горе стоит он, опоясан зелеными садами, увенчан золотыми маковками церквей, словно святой короною, под горою широко разбежались живые волны Днепра-кормильца… Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно вы не русские!»?
"
2000"