От Кравчука до Зеленского - хроники государственной русофобии. Часть IV.
В 1994 г. президентская предвыборная кампания Кучмы строилась на идее сохранения единого культурного и экономического пространства с РФ. В её ходе Леонид Данилович не раз
называл созданную Кравчуком т.н. «Украинскую православную церковь - Киевский патриархат» («УПЦ-КП») позором Украины. А глава избирательного штаба Дмитрий Табачник обещал, что после победы на выборах Филарет будет поганой метлой выметен из захваченной им резиденции УПЦ МП и кафедрального Владимирского собора.
Поэтому, когда одним из первых своих указов новый президент упразднил Госкомитет по делам религий (через который и проводились абсолютно противозаконные решения по созданию «УПЦ-КП»), многие увидели в том добрый задел на восстановление конституционной законности в сфере отношений церкви и государства.
И действительно, уже в 1994 г. правоохранительные органы плотно занялись бесчисленными «прачечными» и прочими мафиозными структурами, которые расплодились под «крышей» Филарета Денисенко. В их числе - и некое «братство» «Чин святителя Илариона», которое занимались вербовкой и доставкой наемников на Кавказ.
Напомним, первый предстоятель УПЦ (МП) Филарет в 1992 был запрещён в служении архиерейскими соборами РПЦ и УПЦ (МП) и «разжалован» в простые монахи. Этим воспользовался первый президент Украины Кравчук. Из Филарета и части непризнанной самопровозглашённой «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») он слепил себе «УПЦ-КП». Но официально главной новой «церкви» Денисенко не стал. Слишком уж ненавидели экс-агента КГБ «автокефалы» (вчерашние украинские диссиденты, диаспоряне и просто начинающие фашисты). Формально Филарет оставался замом «патриярха», хотя на самом деле командовал всем он, как единственный канонически рукоположенный из всего этого отребья и, главное, «держатель кассы», которую украл, сбегая из канонической церкви.
С поражением на президентских выборах патрона Денисенки, «патриарх УПЦ-КП» Володымыр Романюк понял, что есть возможность избавиться от ненавидимого всеми балласта. Он издал указ об увольнении зама. Также «патриарх» сообщил в Управление по борьбе с организованной преступностью, что Филарет пытался его отравить. Случилось это сразу после того как Володымыр заинтересовался судьбой кассы бывшего Киевского экзархата РПЦ. Но вскоре «патриарх» «загадочным образом»… погиб. И это был лишь первый акт трагедии «Филарет идёт ва-банк».
С гробом наперевес
Второй акт Денисенко начал, выдвинув власти заведомо неприемлемые условия захоронения «патріярха». А именно - в Софии Киевской. Поскольку этот монастырь Русской церкви оставался в собственности государства, согласие, как минимум, означало бы благоволение к одной из конфессий. Кучма прогнозируемо дал команду отказать, и Филарет устроил майдан, вошедший в историю под название «Чёрный вторник».
18 июля на Софиевскую площадь Киева стянулись боевики со всей Украины. В том числе, вернувшиеся с Кавказа «дикие гуси». «Мирным шествием» они направились к Софии.
На похороны прибывают отряды «унсовцев» (центре кадра покойный уже Сашко Билый)
Послы заинтересованных государств также «совершенно случайно» встретились на площади, где у них на глазах вот-вот должно было совершиться «звиряче побыття», которое, как ожидалось, ОМОН устроит «всенародной похоронной процессии».
Но спецподразделений на Софийской площади не оказалось. Только ряды патрульно-постовой службы. Их и принялась таранить гробом «мырна хода». Лишь после того, как в ходе трансляции все убедились в истинной «всенародности» и «демократичности» акции, на авансцену вышел ОМОН. В считанные минуты очистил он площадь от всех «героїв» и «нэзламных».
Кучма объявил об открытии уголовных дел и заявил, что все организаторы «черного вторника» понесут наказание. Казалось, представился удобнейший случай раз и навсегда покончить с самосвятами, раскалывающими Украину. Да и активные общественные организации (чернобыльцы, казаки, афганцы) предлагали
решить проблему раскола «в два пинка». Уже на начальной стадии производств, стало ясно, что целью «черного вторника» было вынудить президента подать в отставку, передав власть премьер-министру, кравчуковскому главе СБУ Марчуку (сразу же после побоища тот, воспользовавшись зарубежным визитом президента, дал распоряжение отпустить на свободу всех 33 задержанных боевиков). Именно Марчука называли подлинным организатором «черного вторника», хотя на «заупокойной литургии» сам Кравчук
открыл прибывшим в Киев «архиереям»: «хоронить будем в Софии!». А уже во время Софийского побоища потирал ручонки: «Хороший подарок к годовщине инаугурации Кучмы».
Сейчас это невозможно представить, но в октябре 1995 г., когда Филарет, наконец, объявил себя «патриархом», его не поздравил ни один из действующих лидеров Украины. Председатель Верховной Рады А. Мороз вообще
заявил, что не может поздравлять «дважды лишенного архиерейского сана церквами, к которым он принадлежал».
Но всё более входя во вкус «самостийной» власти, второй президент понял, что иметь карманную церковь - да ещё на крючке компромата - не так уж плохо. Это же касалось и унаследованного от Кравчука партхозактива с теми же Кравчуком и Марчуком во главе.
В том же 1995 Кучма
принял делегацию межфракционного депутатского объединения «За поместную Православную церковь» во главе с униаткой Грыгоровыч (то самой - «христианкой» - что в 2001-м устроит неудачное самосожжение в знак протеста против увольнения Кучмой премьера Ющенко) и одобрил их лозунг «Не бывать независимой державе без единой Церкви».
Тогда уже и в пресс-службу УПЦ (МП) стали поступать «товарищеские предложения» из Администрации президента (руководимой тем же Дмитрием Табачником): «Может, заявите где-нибудь, что нам надо своя церковь, а не московская?».
Путём украинства
«С Филаретом Кучма пошел на мировую, которая затем переросла во вполне приятельские отношения, -
вспоминал глава пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов. - Были закрыты или приостановлены уголовные дела в отношении «черного вторника», правоохранительные органы отошли на безопасное расстояние от филаретовских бизнес-структур.
Был восстановлен Комитет по делам религий, который занялся своим обычным делом - давлением, «управлением» религиозной жизнью, укреплением расколов, интригами против канонической Церкви. Царский подарок власть преподнесла расколу при правительстве Павла Лазаренко - Филарету был незаконно передан древнейший Выдубичский монастырь, в котором филаретовцы устроили
один из самых дорогих ресторанов столицы.
Вместо того, что стать на сторону закона, вернуть захваченное филаретовцами имущество, финансы и храмы, Кучма начал говорить о «гармонизации» межцерковных отношений, о создании единой поместной церкви, и т.д. - словом, повторять всю риторику, придуманную еще при Кравчуке для оправдания произвола против Православной Церкви... Предначертания Президента начал настойчиво внедрять в жизнь глава Госкомрелигий, заявив, что “нет таких шаров, которые нельзя было бы загнать в лузу, главное правильно их направлять”. Под “шарами” разумелись православные церкви….
Собор УПЦ (МП) вынужден был принять обращение к Президенту с одной единственной просьбой - чтобы кучмовские чиновники оставили Церковь в покое со своими склонениями к “объединению”» (Заявление Собора епископата, духовенства и мирян Украины от 22 декабря 1998 г., - Д.С.).
Недвусмысленному мэсседжу о том, что УПЦ (МП) твёрдо намерена оставаться в лоне Русской церкви власть не вняла. В январе 2000 г. на торжественном заседании во дворце «Украина», посвященном 2000-летию христианства, Кучма повторил
тезисы о необходимости создания «единой поместной церкви» путем объединения УПЦ (МП) с самочинными сборищами «УПЦ-КП» и «УАПЦ» с прицелом на дальнейшую интеграцию с униатами. А спикер Верховной Рады Плющ вообще прямо
заявил о «неконструктивной позиции Московского Патриархата» в этом вопросе.
Следует сказать, что бывший сельскохозяйственным завотделом обкома партии, экс-глава Киевского облисполкома был уже достаточно подготовлен в вопросе «слияний христианских конфессий». И возлияний, естественно. На одно из таких возлияний Кучма как-то повёз к Филарету Ивана Степановича с Виктором Андреевичем (тогдашним премьер министром). «Напились они там хорошо, - рассказывали нам злые языки в резиденции «УПЦ-КП». - И вдруг Кучма им: “На колени - це ваш батька!”. Так Плющ с Ющём - бах перед Филей!».
«Батьки і діти»
С начала 2000-х Кучма по примеру Кравчука стал засылать делегации в Константинополь с целью добиться признания самосвятов. Он даже добился создания по этому вопросу комиссии Московского и Константинопольского патриархатов с участием Госкомрелигий Украины. «Когда дошли до изучения хиротоний и биографий раскольничьего епископата, все ахнули, -
писал в 2007 г. Василий Семёнович Анисимов. - На большинстве и клейма ставить негде. С такой «благодатью» и с такими биографиями не то, что в иерархи Церкви, в дворники не во всякий дом пустят. Президентским ходатаям дали понять: может, для Украины это и нормально, но в цивилизованный мир с такими «архипастырями» лучше не соваться».
Было от чего ахнуть и по части создания «УПЦ-КП».
Ещё в 1993 г. пресс-служба УПЦ (МП) подтолкнула «Украинскую правовую фундацию» к проведению юридического анализа создания «УПЦ-КП». Обнаружились десятки статей законов, включая Конституцию, которые были нарушены Госкомрелигий, кабмином, Верховной Радой и Кравчуком лично. Это экспертное заключение было опубликовано в парламентской газете "Голос Украины". Генпрокурор Шишкин вынес протест, признающий «УПЦ-КП» незаконно созданной организацией. Кравчуку ничего не оставалось, как провести через парламент постановление о… снятии генерального прокурора, а с ним и всей коллегии.
В 2002 г. пресс-служба УПЦ (МП) предложила межфракционному парламентскому объединению «В защиту канонического Православия» дать всё же ход правовому анализу девятилетней давности. Депутаты подготовили запрос Генпрокурору. 26 февраля Генпрокуратура вынесла протест (№ 07/1-42), опять ставивший «УПЦ-КП» вне закона. Но Кучма уговорил тогдашнего предстоятеля УПЦ (МП) Владимира (Сабодана) не поддерживать протест в суде. Попросил войти в положение - не утихает «кассетный скандал», а уже начинается скандал «кольчужный»; если поднимутся ещё и защитники «національної церкви»… И тот «вошёл в положение». В положение человека, предавшего православие.
Ведь за год до этого Кучма совершил то, на что не решался ни один правитель Киевской земли - пустил в её пределы папу римского. И, будучи крещёным в Православие, таки принял «дары» от папы, участвуя во львовской мессе.
Да, визит преподносился как государственный. Но
никаких межгосударственных соглашений в его ходе подписано не было.
«Каноническая Церковь выступила против визита, указывая на нерешенные проблемы между униатами и православными, -
писал Анисимов, на общенациональном уровне чуть ли не в одиночку противостоявший тогда армии писак, восторженно ожидавших явления «наместника Бога». - У власти была возможность посодействовать их разрешению, примирить, чтобы визит не стал оскорблением тысячелетний истории своего народа. Но, по обыкновению, решили действовать «через колено». Филаретовцев и автокефалистов, которые себя именовали православными, быстренько прижали к ногтю, и затанцевали они польку-бабочку в унисон власти (за это официально непризнанный Ватиканом «Филарет» всё же был допущен к фотографированию с понтификом, - Д.С.).
Православную же Церковь подвергли многомесячному шельмованию в СМИ. Распоясавшиеся религиоведы, униаты даже на государственных телеканалах клеймили УПЦ, как антигосударственную организацию, мешающую интегрироваться в Европу, именовали «пятой колонной» и «греко-византийской ересью». Это было очень тяжелое время для Церкви, которую никто не хотел ни понимать, ни выслушивать.
Визит стал мощным толчком к католической экспансии. Столичные власти, которые давятся за каждую сотку земли, если дело касается строительства православных храмов, выделили аж шесть гектаров для униатской резиденции в Киеве. Были созданы униатские центры в восточных и южных областях. Кучма назвал папский визит “планетарным”».
При этом сами организаторы визита «планетарным» его совсем не считали. Их запросы были куда скромнее: папа просто ехал «в свою землю».
На волне эйфории униаты из числа парламентариев подготовили законопроект «О реабилитации УГКЦ», которым предусматривалось «возвращение» униатам основанных за столетия до Брестской унии Киево-Печерской и Почаевской лавр, Софию Киевскую и все других «национальных святынь, построенных или принадлежавших УГКЦ» (т.е. построенных ещё в период Древне Руси монастырей и соборов, но захваченных униатами в период польской оккупации). И что же Госкомрелигии? Его руководство посчитало данную законодательную инициативу всего лишь «несвоевременной».
Чтобы подвести итог антиправославной деятельности президента Кучмы, вновь дадим
слово не просто свидетели, но участнику событий Василию Семёновичу Анисимову: «В эпоху Леонида Кучмы несколько раз предпринимались попытки законодательно расширить права Церкви: вернуть ей статус юридического лица, решить вопросы реституции церковной собственности, снизить налоговое бремя и т.д. Все они были провалены. Власть предпочитала Церковь, объединяющую большинство верующих страны, иметь бесправной, в ручном управлении, паразитировать на ее имуществе. Чего стоит только совершенно незаконная передача в собственность Филарету киевского Владимирского кафедрального собора, выдающегося памятника культуры с подлинниками гениальных художников! Ведь если «Криворожсталь» еще можно оценить, то этот собор - бесценный.
При всем своем легендарном авторитаризме, Леонид Куча не направлял его на службу законности. Захваченные боевиками-филаретовцами еще при Кравчуке храмы (в т.ч. кафедральные соборы в Ровно и Луцке) так и не были возвращены законным владельцам, несмотря на решения высших судебных инстанций…
В последний период правления Леонида Кучмы возросла роль государственной атеистической бюрократии, Госкомрелигий едва не добился получения контрольных функций над религиозными организациями. Государство оставалось самой большой проблемой для Церкви.
Потакание расколам нередко ставило власть в нелепое положение. В 2001 году на празднование 950-летия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры прибыли высшие иерархи всех Православных Поместных Церквей. Они заявили, что признают в лице Блаженнейшего Митрополита Владимира единственного законного преемника апостольской благодати в Церкви Украины. Тем не менее, власть организовала под патронатом Президента юбилейное собрание в оперном театре, куда пригласила не только высоких гостей, но и схизматиков. Представители Поместных Церквей были в шоке, увидев среди зрителей анафему в куколе и «епископат» раскольничьих группировок. Лишь уважение к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру остановило их желание немедленно покинуть театр. Весь православный мир увидел, что раз власть не отличает праведного от греховного, значит, жив еще курилка-атеизм…
В.С. Анисимов времён позднего Кучмы
Сегодня можно только сожалеть о том, что была упущена возможность решить раз и навсегда церковно-государственные проблемы, встав на путь неукоснительного соблюдения законности и конституционных норм. Ведь сколько сил верующим пришлось потратить на борьбу с расколами, бюрократией. И Кравчук, и Кучма несут свою долю вины за то, что содействовали раскольничьей лжи, ее пропаганде и распространению в Украине, хотя ведь прекрасно знали, что попавшие в филаретовы сети души, обречены на вечную гибель. Недаром президентства обоих заканчивались позором, остракизмом и унижениями. Не правое дело творили перед Господом и Церковью Его».
Фонд стратегической культуры