В этом году исполниться ровно век с того момента, как в виленское небо поднялся первый самолет...
Николай Жуков
"Первым с кем «виленские энтузиасты воздухоплавания» вступили в переговоры был русский пилот Николай Евграфович Попов. Сын московского купца- суконщика, в недавнем прошлом - зарубежный корреспондент газеты «Новое время». Он стал вторым русским летуном, который19 апреля 1910 года получил диплом французского аэроклуба. Его пилотское свидетельство «бреве де пило» зарегистрировано под №50.
Господин Франк писал :
«Мы натолкнулись на несговорчивого Попова, заломившего несуразную цену. 12 000 рублей. Вильна не смеет об этом и мечтать.
...Иное дело, если бы Попов предложил нам оплатить, во-первых, все путевые расходы его, Попова, вместе с аппаратом, в оба конца, и, во- вторых, стоимость поломок, буде таковые окажутся, а в виде вознаграждения - назначил бы себе рублей 500- 700 за причиненное ему беспокойство.
Насколько мне известно, Латам, слава которого крупнее и заслуженнее славой Попова, за свой петербургский полет должен был получить 600 рублей, плюс все расходы по приезду, перевозке и по починкам.»
Николай Попов оказался не по карману виленским организаторам. В кассе кружка на 17 августа 1910 года наличности было всего на сумму 473 рубля 71 копейка. Тем не менее поклонники моторной авиации надежд не теряли. С 26 июня по 2 июля представители кружка находились в Варшаве, где проходили международные авиационные соревнования, в которых принимал участие любимец публики, известный русский летчик Сергей Исаевич Уточкин. Ему было предложено полетать в Вильне. Пилот не возражал и с благодарностью принял предложение ... только на следующий год, так как план его гастролей на 1910 год уже переполнен.
Виленцы не опустили руки и продолжили поиски «гастролеров» дальше.
В то время, после окончания парижских авиационных школ , в Россию возвращаются два воздухоплавателя - граф М. Ф. Сципио дель Кампо и А. М. Габер-Влынский. Им было предложено продемонстрировать свое летное мастерство в небе над Вильной. Условия организаторов их устроили. Летчики должны были заплатить местному клубу 5% от прибыли. Граф Мишель или, как писали российские газеты того времени - Михаил Фадеевич, родился 26 января 1887 года в городке Райки, что под украинским городом Бердичев. Итальянский графский титул купил отец авиатора киевский богач. Его унаследовал сын, окончивший в Киеве реальное училище, а во французском Лилле - политехнический институт. В 1910 году во Франции он получил международное пилотское свидетельство №210.
Адам Мечисловович Габер-Влынский родился в 1883 году во Львове в польской семье. Обучался во Франции у Блерио, затем у Фармана. В 1910 году возвращается в Россию с самолетом «Фарман-4». Полеты в Вильне были первыми показательными выступлениями для будущего знаменитого авиатора. Впоследствии он стал едва ли не самым популярным пилотом-профессионалом в России перед Первой мировой войной.
Первые авиационные полеты напоминали скорее цирковое представление. Смотреть на это чудо ХХ века собиралось немало людей. Увидить собственными глазами, как аппарат тяжелее воздуха оторвется от земли, - это был настоящий праздник.
Вот он - первый самолет в виленском небе, "Фарман-4"
Самолет. Летчик. Хорошая погода. Указатель направления и силы ветра. Небольших размеров, относительно ровное поле. Как правило, для этих целей подходили ипподромы. Здесь тебе и поле, откуда пилот мог взлететь и показать свое мастерство, и трибуны, где могла разместиться почтеннейшая публика, и главное - забор, то что позволяло контролировать публику и брать с них плату за просмотр.
В Вильне таким местом было беговое поле в Поспешках, что в конце Антакальниса. (Сегодня это территория напротив Литовской киностудии, рядом со студенческим городком). Именно здесь в сентябрьские дни 1910 года граф М. Сципио дель Кампо на моноплане «Брелио» и Адам Габер-Влынский на биплане «Фарман-IV» выполнили свои первые показательные полеты в виленском небе. Вот как описывала эти полеты газета «Lietuvos Žinios» 11 сентября 1910 года. « В субботу 4 сентября около 5 часов пополудни должен был показаться со своим бипланом Габер-Влынский. Но сильный дождь и ветер ему помешали. Только около 7 часов,по требованию публики, он поднялся в воздух два раза. Первый раз поднялся от земли на высоту 15-18 саженей и продержался в воздухе 2 с половиной минуты. Пролетел почти две версты. Поднявшись второй раз, он очень красиво облетел весь ипподром и мастерски приземлился перед трибуной с публикой.
Место где впервые в виленское небо поднялся самолет...
В воскресенье оба авитора имели большие успехи, чем в субботу. Радость собравшихся нескольких тысяч зрителей была неописуема, когда моноплан и биплан летели над горами и лесом. Моноплан за 13 минут пролетел около 25 верст. Красивый полет человека -птицы, шум мотора вызвали большой энтузиазм публики.
В понедельник Габер-Влынский на своем биплане поднимался два раза. Первый раз пробыл в воздухе 9 мин. 38 сек., второй раз -7 мин. 20 сек. Поднялся до высоты 70 саженей. Моноплан Кампо-Сципио в первый раз пролетел полторы минуты и приземлился на горе, по-видимому было трудно боротья с ветром. Поднявшись второй раз, пролетел 23 мин. 40 сек., преодолев почти 60 верст».
«Наконец-то и Вильна дождалася воздухоплавателей. ... И Вильна увидела то, чего еще не видела», - констатировала на своих страницах газета «Viltis».
На следующий год, 29 и 30 мая, как и было обещано, сразу же после гостролей в Египте, в небе над Поспешками летал знаменитый Сергей Уточкин на свое «Фармане».