История одной фотографии…

May 20, 2007 10:17

Копаясь в пыльном архиве, нашел я как-то заметку о виленских крестьянах, нелегально пытавшихся перейти границу для эмиграции в Америку. Начав же, читать о предреволюционной иммиграции из России в Америку, я наткнулся на несколько интересных фактов .
Но, как неисправимому любителю картинок, одного текста мне всегда мало… И вот, разыскивая фотографии иммигрантов из Российской Империи, натыкаюсь на этот снимок.



Казалось бы - ну семейные фотографии… Обычные и неинтересные…
Но подпись!
Секта…
«Новый Израиль»
Наконец место - Уругвай!
Не знаю как вам, но мне ужасно захотелось больше узнать о этих уругвай-израильтянах




Оказывается, еще и сегодня в городке Сан-Хавьер небольшого южноамериканского государства Уругвай есть улица, которая называется «Воронежская область». Придумали это название потомки воронежцев, переселившихся сюда в начале ХХ века.
Среди жителей Воронежской губернии начала прошлого столетия было немало сектантов. Таких групп было много, и среди них - хлысты или, как они себя именовали, движение «Новый Израиль».

Что же о них говорят умные книги?
«Основателем и главой секты считается мещанин гор. Боброва Воронежской губ. Василий Семенов Лубков. По имени своего основателя она стала называться сектой "лубковцев". "Новым Израилем" сектанты сами называют себя потому, что считают себя "избранным народом Божиим", каковым в Ветхом Завете были некогда израильтяне. Начало распространения секты относится к девяностым годам прошитого столетия. Сделавшись лжехристом, Лубков объявил себя "вождем новоизраильского народа", "царем 21 века", "сыном светлого эфира", которому "вручены премудрость и власть по всей земле". Учение это было принято во многих крупных центрах хлыстовства. В конце 1905 г. Лубков избрал местом своего постоянного жительства г. Ростов-на-Дону. С тех пор этот город сделался главным средоточением и объединяющим центром всех последователей новоизраильских общин. Отсюда секта быстро распространилась преимущественно на юг России. Последователи ее имеются в губерниях - Екатеринославской, Воронежской, Владикавказской, в области войска Донского, в Ставропольской, Таврической, Харьковской, а также в Смоленской; немало их в настоящее время и в Сибири вследствие переселения. По своему вероучению Новый Израиль скорее не новая секта, но только переменившее свой внешний облик хлыстовство, или новый хлыстовский толк. Учение их о Боге, о Христе, о перевоплощениях имеет общехлыстовский характер. Лубков, вполне разделяя основной пункт учения хлыстовства о воплощении в людях Божества, отрицает, однако, возможность одновременного существования двух живых Богов, двух христов. Считая только себя самого за живого бога, он всех других, именующих себя богами и христами, называет лжецами и обманщиками. Лубков составил и издал в 1906 г. "Краткий катихизис основных начал веры Новоизраильской общины". Катихизис этот переполнен истолкованными в хлыстовском смысле текстами Св. Писания и искаженными изречениями св. отцов. К таинствам и обрядам Православной Церкви сектанты относятся отрицательно, в особенности - к почитанию крестного знамения, св. икон и таинству брака; у них требуется обязательное новобрачие для своих последователей, причем допускается полная свобода половых отношений и право каждого по влечению "духа" избирать себе "духовницу" или "сестрицу"; кровное родство при этом не принимается в расчет; является кровосмешение; допускается измена жен; к детям относятся отрицательно, а также и к деторождению от православных браков. Пост отвергается совершенно; вопреки запрещению хлыстов, разрешается употребление мяса животных. При крещении младенцев, причащении и браке употребляются и обряды, но не имеющие ничего общего с таинствами Православной Церкви. Внешний строй и организация "Новоизраильских общин" - те же, что и у других хлыстов»

Интересные были товарищи - отрицали понятие брака, оставляли за собой право менять жен и мужей столько раз, сколько им захочется. В секте была принята полная свобода половых отношений и право каждого по влечению "духа" избирать себе "духовницу". Кровное родство при этом не принималось в расчет.
Нередко пары «тасовал» по своему усмотрению руководитель общины. При этом дети, если они были, оставались при отце.
Хлысты назвали свою общину «Новый Израиль» потому что считали себя богоизбранными людьми (по аналогии с ветхозаветными евреями). Возглавил ее Василий Лубков, ставший вождем хлыстов в 24 года и остававшийся их духовным лидером почти 40 лет. Себя он именовал титулом «Папа, Мама, Сын Вольного Эфира».



"Tainaia vecheria" shesti apostolov sekty "Novyi Izrael" San Frantsisko. 1917 g.

Непростые отношения с государством, Православной церковью и населением, не жаловавшим сектантов, заставляли хлыстов задуматься о переселении. Сибирь их не устраивала суровыми условиями, поэтому было решено эмигрировать за границу. Первоначально было решено переезжать в Канаду. Однако по дороге туда Василий Лубков в Сан-Франциско познакомился с консулом Уругвая. Тот предложил предводителю хлыстов изменить намерение. Уругвай в то время активно развивался как аграрная страна, и приток иммигрантов, отлично владеющих сельскохозяйственными навыками, был как нельзя кстати. В теплом южноамериканском климате, где урожай можно собирать несколько раз в год, должно было понравиться и воронежским крестьянам.
Представителям Уругвая, побывавшим в российских общинах хлыстов, идея их переселения нравилась все больше и больше. Вот что они писали в донесениях своему правительству:
«Упомянутые крестьяне принадлежат к сильной и здоровой расе русско-немецкого типа, им запрещено принимать алкоголь и курить табак. Главная характеристика их поселений - это общинный тип работы…».

Сначала в Уругвай на разведку выехали первые представители русских хлыстов - Иван Житков и Михаил Забелин. И когда на родину пришли их восторженные слова о мягком уругвайском климате и веротерпимости населения, стали собираться и остальные члены общины.
Конечно, перебраться за океан, в другое полушарие не так-то просто и сейчас. В начале ХХ века это было сделать еще сложнее, особенно если учесть, что перевозить приходилось и имущество. Поэтому выехать на новую землю смогли только зажиточные члены общины. Но и их набралось около 1300 человек. Они то в итоге и осели в 1913 году на выделенной уругвайскими властями земле в городке Сан-Хавьер.



Поначалу все шло хорошо. К новоселам потянулись и другие семьи. Но в 1915 году все посевы были уничтожены саранчой, нашествия которой периодически повторялись. Поселок обнищал, люди голодали.
И в 1925 году 150 отчаявшихся человек вернулись на родину - уже в СССР.
Даже «сын вольного эфира» Василий Лубков - умер в советской тюрьме в 1937 году.



Переселенцы привезли собой свою культуру, свой уклад жизни. Из-за воронежских хлыстов в Сан-Хавьере появились:

дома с плоской крышей и большими окнами;

русские печи (правда, их стали строить во дворе, потому что в теплом климате печь в доме давала слишком много тепла);

земледелие (туземцы в то время занимались только животноводством);

пчеловодство (в нем до сих пор сохранены русские традиции);

подсолнечное масло (в Уругвае знали только оливковое);

тыквенное варенье (практически забытое в современной России).

Нынешние молодые потомки хлыстов (это уже четвертое поколение) говорят по-испански, почти не понимают русского языка, пьют, как и положено латиноамериканцам, матэ. Правда, называют его «мата», а калебас (сушеную тыкву, в которой заваривают напиток) - «матница». Они ходят по улице «Воронежская область», встречаются в клубе, который называется «Ла Собрание»). А еще в Сан-Хавьере есть школа имени Валентины Поярковой, поликлиника имени Владимира Рослика и культурный центр имени Максима Горького. Они - добропорядочные граждане своей страны, оставили религию своих предков. Но при этом гордятся историей своих прадедов и собирают информацию о России. Во многих домах бережно хранятся привезенные из России старинные прялки и утюги, ставшие уже предметом антиквариата. Сохранились кулинарные традиции - в каждой семье пекут пироги, варят борщи, готовят вареники. Только в Сан-Хавьере можно полакомиться солеными огурцами, приготовленными по старинному рецепту. Кстати, в городке живут 2 человека, в паспортах которых в графе «Место рождения» стоит «Воронеж». Одному из них 101 год, другому - 97 лет....
Поэтому-то, я и люблю старые фотографии - почти каждая, при внимательном рассмотрении, может поведать занятную историю....

Previous post Next post
Up