Праздник Середины осени в Китае (кит. 中秋节/中秋節, zhōngqiūjié, Чжунцюцзе), Mid-Autumn Festival
Sep 18, 2013 23:59
Праздник Середины осени (кит. 中秋节/中秋節, zhōngqiūjié), Mid-Autumn Festival, Moon Festival - один из самых красивых и поэтичных праздников Китая. В современных городсках традициях Китая - это вечер любования полной луной, сопровождаемый угощением «лунными пряниками». В этом 2013 году он пришёлся на 19 сентября (завтра). И в Китае с завтрашнего дня 3 дня - выходные.
Романтический праздник Середины осени ("Чжунцюцзе") отмечают по лунному календарю миллионы китайцев, проживающие в материковом Китае, Сянгане (Гонконге), Аомэне (Макао), на Тайване, а также в зарубежных "чайнатаунах".
По своей значимости этот праздник уступает только Новому году, знаменуя собой середину годичного цикла в представлении народов Восточной Азии. Праздник Середины осени по лунному календарю всегда приходится на 15-ый день 8-ой луны, а в пересчёте на даты нашего с вами современного солнечного григорианского календаря в 2013 году в Китае праздник Середины осени отмечают 19 (20) сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» имеет несколько разных смыслов. С одной стороны, это время завершения сбора урожая. С другой стороны, луна является символом женского начала. Таким образом, полнота луны имеет символ плодородия. Этот праздник относится к традиционным, а это означает, что его справляли, как празднества по случаю сбора урожая и делали это издревле, когда отрезок времени в год у китайцев был расписан на 24 сельскохозяйственных сезона. Оно и понятно, ведь Китай является древней земледельческой цивилизацией. По сельскохозяйственному, "крестьянскому" календарю к осенним месяцам причисляют отрезок времени с начала августа и до начала ноября.
История этого праздника восходит к древним обрядам жертвоприношения: весной правители поклонялись духу Солнца, а осенью приносили жертвы Луне. В исторических записях эпохи Чжоу (примерно XI в. до н.э. - 256 г. до н.э.) есть упоминания о Чжунцю - Середине осени. Потом знать и интеллигенция, подражая князьям, в день Середины осени тоже стала любоваться круглой и ясной луной, устраивать жертвоприношения и относиться к этому дню, как к празднику. Этот обычай, распространившись среди простого люда, стал традиционным мероприятием, а ко времени династии Тан (618-907 гг.) сформировался устойчивый праздник Чжунцюцзе. В период династии Сун (960-1279 гг.) церемонии праздника Середины осени стали еще торжественнее, а в период династий Мин и Цин (1368-1911 гг.) Чжунцюцзе был уже одним из главных китайских праздников. Ритуальная сторона празднества наиболее широко отображена в возжигании благовоний Чаньэ - мифической жительнице Луны.
Легенда о Хоу И и Чанъэ (одна из многих).
В народе бытует легенда, связанная с этим праздником, что в незапамятные времена на небе появились десять солнц. Из-за страшной засухи вымерли все посевы, жизнь народа стала невыносимой. Жил в те времена на свете герой по имени Хоу И, он обладал невероятной силой. Хоу И поднялся на вершину горы Куньлунь, натянул тетиву, запустил стрелы в девять солнц, и они упали. Он приказал оставшемуся солнцу вовремя восходить и опускаться. Стрелок Хоу И, чей героический поступок принес людям большое счастье, заслужил уважение и любовь народа. Многие почитатели Хоу И пошли к нему в ученики, одним из них был человек по имени Пэнмэн. У Хоу И была красивая жена, которую звали Чанъэ. Однажды Хоу И отправился в гору Куньлунь, чтобы навестить там своего друга. На пути он встретил небесную правительницу Сиванму. Она подарила Хоу И эликсир бессмертия и сказала, что, выпив эликсир, Хоу И мог бы тут же подняться на небо и обрести вечную жизнь. Но Хоу И не захотел оставлять любимую Чанъэ, поэтому он отдал эликсир бессмертия на хранение жене. Пэнмэн случайно увидел, как Чанъэ прятала эликсир бессмертия в ящичек для драгоценностей. Однажды, когда Хоу И не было дома, Пэнмэн пришел к Чанъэ. Угрожая мечом, он стал требовать от Чанъэ эликсир бессмертия. Чанъэ понимала, что она не соперница Пэнмэну. Поэтому ей не оставалось ничего другого, как самой проглотить эликсир бессмертия. Тут стали происходить чудеса. Чанъэ оторвалась от земли, вылетела через окно и устремилась на Луну. Пэнмэн убежал ни с чем. Стрелок Хоу И был убит горем, когда он узнал о случившимся. Всматриваясь в ночное небо, Хоу И звал имя своей любимой. Вдруг он с удивлением заметил, что в эту ночь Луна была особенно ясной и светлой, а на ней промелькнула тень, похожая на Чанъэ. Хоу И изо всех сил помчался за Луной, но, как он не старался, он не мог настигнуть Луну. Хоу И каждый день тосковал по жене. Он велел установить в саду, в котором любила гулять Чанъэ, столик для курильницы, поставить на него любимые женой сладости и фрукты в качестве жертвоприношения. Узнав, что Чанъэ попала на Луну и обрела бессмертие, люди один за другим стали устанавливать под Луной курильницы и просить Чанъэ о ниспослании им счастья и благополучия. С тех пор в народе распространился обычай в день Середины осени поклоняться Луне. В разных регионах Китая сохранились неодинаковые обычаи, связанные с праздником Чжунцюцзе, но все эти обычаи отражают бескрайнюю любовь людей к жизни и их мечту о прекрасном будущем. В наши дни люди совершают самые главные обряды - в этот день принято любоваться красотой луны и кушать «юебин» - лунные пряники. Нам важно запомнить одно, а именно то, что каждый год праздник Середины осени совпадает с полнолунием, а луна, как главный носитель одного из 2 видов энергии в китайском миропонимании в символическом плане связана с жизнеохраняющим вектором, со сменой фаз и циклов, с завершением какого-то периода и одновременно с началом нового отрезка времени. Достигается некая полнота времён, соединение раздробленного и разбросанного, воссоединение частей в целое. Вот почему полная луна - это символ всех воссоединившихся членов семьи, собранных вместе. 15-го числа каждого месяца по Лунному календарю луна становиться круглой, большой и ясной. А день Середины осени, т. е. 15-е число 8-го месяца приходится на благодатный период, когда поспевают посевы, овощи и фрукты. Вечером в праздник Середины осени родственники и друзья собираются на открытом воздухе, накрывают столы со всевозможными яствами, ведут беспечные разговоры, наслаждаются прелестью лунной ночи. Ныне в различных живописных местах Китая в праздник Чжунцюцзе устраиваются мероприятия, на которых люди любуются красотой луны.
А как же быть тем, кто находится вдали от дома или пребывает в разлуке с любимыми и родными? На сей счёт и существует такая вкусная вещь, как "лунный пряник". У многих народов символические действа, священные обряды, традиционные торжества и церемонии сопровождаются поеданием ритуальной еды, или сакральной, как её ещё называют. И китайские "лунные пряники", которые все китайцы дарят друг другу в праздники Середины осени или берут с собой в дорогу, удаляясь от дома и родных, как раз относится к такого рода лакомствам и угощениям. По преданию, лунные пряники впервые испекли некие заговорщики во времена владычества монголов, то есть в 14 веке. На пряниках были напечатаны тайные знаки и рисунки. Так ли это, теперь сказать трудно, но то, что на печатных китайских пряниках и по сей день, есть благопожелательные иероглифы и орнамент, и всевозможные изображения, это верно.
Лунный пряник, высокий, плотный из тугого теста, именно пряничного, долго не высыхает, не твердеет, можно сказать, подлежит хранению. Некоторые китайцы их даже и не рассматривают как булочку или пирожное-печенье, то есть едят не сразу, а берегут как символ или сувенир. Теперь в Китае всякая снедь продается в современных или вакуумных упаковках, и жизнь лунных пряников, таким образом, увеличивается. Для пряников делают и невероятной красоты короба. Упаковка бывает очень богатой. Вошла в моду и такая новая услуга, как доставка лунных пряников по почте и даже отправка пряников в другие азиатские страны. Привозят в Китай и импортные пряники с кофейной, шоколадной или иными начинками.
В праздник Середины осени пряники повсюду продаются с самой разной начинкой: бывает сладкая, фруктовая, с орехами и мёдом и даже мясная: например, некоторые с очень большим удовольствием поедают пряники с ветчиной. В дословном переводе с китайского то, что я сейчас называю лунным пряником, звучит как "лунная лепёшка". Но повторяю, это именно прянички, и маленькие, и крупные, чаще круглые, иногда ромбовидные или квадратные со скруглёнными углами, настолько разнообразные и нарядные, что впору собирать из них коллекцию. Их великое множество, их все дарят друг другу; они в эти дни представлены на каждом шагу. Ты словно попадаешь в пряничное царство. Прибавим к этому, что везде устраиваются праздничные гулянья, массовые ночные развлечения, всевозможные увеселения и зрелища, а главное, в эту ночь праздника Середины осени принято любоваться полной луной. Есть и такое поверье, что люди, находящиеся в разлуке, могут каждый, со своего места взирая на ясную полную луну, думать и вспоминать о тех, кто вдали, и воссоединяться душами. Я люблю саму идею этого китайского праздника Середины осени, порождающего мысль о том, что никакие расстояния не могут до конца разлучить соотечественников, родных и истинных друзей. Нравится мне и лунная символика китайцев, их умение любоваться явлениями природы, красотой лунной ночи и загадочным ликом полной луны. Кстати, о лунной символике: я уже сказала, что полная круглолицая луна ассоциативно связана в сознании китайцев с воссоединением и даже с бессмертием. В китайской мифологии существует такой персонаж, как лунный заяц, который из волшебного гриба личжи толчёт в ступе некое снадобье---эликсир бессмертия. Миллиард и двести миллионов китайского населения принадлежат к цивилизации, которая, наряду со многими жизненными проблемами, решала и загадку жизни и смерти, создав особую отрасль медицины, обеспечивающей долголетие. Заметим, что в долгой жизни не последнюю роль играет такой фактор, как полнота ощущений, гармония и умение любоваться прекрасным. Так что, праздник Середины осени по своему значению куда сложнее, чем просто традиционные сезонные празднества.
В эту ночь летят и летят китайские фонарики, всё ночное небо пестрит огоньками выше и ниже, которые устремлются в небо, и куда - то летят и летят. Очень красиво.
Жалко, что с простого фотоаппарата в ночное время всё эт невозможно заснять. Детям - раздолье, так как они носят зажжённые фонарики в руках, так, чтобы свечка не погасла внути. Фонарики бывают не только красные, есть и других цветов, но большинство всё - таки предпочитают красный цвет. Обыкновенный бумажный фонарик на палочке. внутри крепление для маленькой свечки. Поэтому свечка и пламя - настоящие в этих фонариках.
Различные иероглифы благополучия, счастья, здоровья и богатства написаны на фонариках. Есть большие и маленькие. Ими украшены все рестораны, помещения, очень красиво. Наша попытка запустить фонарик, вторая, первая была неудачной, фонарик летающий порвался, а вот этот - полетел. И мы наблюдали, как он летел, но потом он залетел на крышу высотного здания банка - и мы его потеряли из вида.
Осень - пора предстоящей разлуки с прекрасным, пора увядания, однако в китайский праздник Середины осени преодолевается разлука, воссоединяются родные и соотечественники, ведь в ясном диске полной луны всегда есть надежда на зарождение нового в лоне свершившегося. Давайте пожелаем всем воссоединения со своими родными и близкими, и полнокровной жизни под полной луной!
А сейчас - просто некоторые фотографии из интернета, которые вам покажут всю красоту этого доброго, светлого праздника.