Началось все так:
«Добрый день.
Раз уж вы сами предложили сообщать, сообщаю.
По поводу этой
статьи и конкретно фотографии и подписи к ней.
http://www.eleven.co.il/templ/photo_view.php?id=1931 На фото не БОЛЬШАЯ синагога, а НОВАЯ синагога.
Потому что было ДВЕ синагоги - одна за другой.
Вторая «Большая» (как раз построенная в ~1860-м) располагалась позади «Новой».
Это видно на фото по
ссылке.
И сразу становится понятно почему именно она БОЛЬШАЯ.
«Новая» синагога, та что на вашем фото, построена в 1877-м.
Обе сожжены фашистами 3 июля 1941.»
Почти сразу получил ответ:
«Добрый день, уважаемый Юрий!
Спасибо за интерес, проявленный к нашему сайту.
Ваши замечания переданы научному редактору. В ближайшее время мы сообщим Вам о внесенных изменениях.
Администратор X»
А на другой день сразу два ответа от разных админов:
«Здравствуйте, уважаемый Юрий!
Ваши замечания были переданы научному редактору, и вот какой ответ мы получили:
Иллюстрация в статье Е́ЛГАВА взята из сборника-альбома "Латвия - синагоги и раввины", в подготовке которого участвовали самые авторитетные историки и архивисты.
Ни в этом источнике, и ни в фундаментальной работе "Места нашей памяти" (см. стр. 172 и 173) не упоминается Новая синагога, а только Большая. Хотя в Митаве была одна из крупнейших общин Курляндии ( в конце 19 в. - ок. шести тысяч), трудно предположить, что с разницей в 17 лет построили рядом ещё одну синагогу. Тем более что там было ещё две синагоги.
Евреев из Елгавы, как и вообще из Курляндии, спаслось очень мало, а уж тех кто помнит, была ли Новая синагога рядом с Большой, думаю, сегодня не найти.
Чтобы выяснить истину, мы послали запрос директору еврейского музея Латвии, а также автору книги "Места нашей памяти". Он, кстати, на стр. 173 не упоминает о сожжении никакой иной синагоги, кроме Большой.
Шаббат шалом, Администратор X»
Также админ не поленился приложить упоминаемые страницы 172 и 173 упомянутой "фундаментальной" работы, а также страницу из сборника-альбома (я вырезал лишь нужные фрагменты).
А это наивный ответ второго админа:
«Уважаемый посетитель нашего сайта.
В Митаве в 1877 г. было 3 синагоги. Была ли необходимость в ещё одной, да к тому же рядом с Большой?
Основано ли Ваше замечание на инормации от бывших елгавчан?
В нашем распоряжении старинные открытки Митавы и на ВСЕХ это здание названо Das Grosse sinagoge ( Shul)
Кстати , в доступных нам источниках говорится о том, что 3 июля сожгли Большую синагогу и не упоминается о том, что тогда же была сожжена и Новая. Каков источник этой информации?
Более того, на сайте, где размещена открытка, на к-рую Вы ссылаетесь , описано создание синагоги с куполом и прилегающий сад, а также то, что она была сожжена. Но всё в единств. числе: синагога, а не синагоги.
Шаббат шалом,
Администратор Y»
Так как я человек основательный (кхе-кхе), то не поленился убить пару долгих вечеров на поиски весомых аргументов. Из чего вышел ответ за нумером 1:
«Добрый день, ув. энциклопедисты!
Надеюсь вы не против, что я отвечу одним письмом вам обоим.
Прежде всего хочу донести до вашего сведения, что я не собираюсь никого из вас переубеждать. Я принимаю вашу аргументацию и ссылки на авторитетные (опять же - для вас) книжки на близкую вам тему. Я не подсчитывал количество синагог в Елгаве на момент фото - это вне моего интереса. Я лишь указал вам на известную МНЕ неточность, основываясь исключительно на местных источниках, а именно: дореволюционных фото (ссылку на одно из которых я вам скинул), статьях в местных газетах, которые пишет местный краевед, историк Андрис Томашунс, и наконец на информации с компакт-диска «Mitau: Virtuelle Rekonstruktion Der Architektur und Kunst», изданного Институтом истории искусства при Латвийской Художественной академии.
Отвечу по пунктам.
1. Насчет иллюстраций и подписей
«...Иллюстрация в статье Е́ЛГАВА взята из сборника-альбома "Латвия - синагоги и раввины"...»
«...В нашем распоряжении старинные открытки Митавы и на ВСЕХ это здание названо Das Grosse sinagoge ( Shul)...»
Ну вы сами понимаете, что иллюстрация попала в упомянутую книгу не с неба, это просто открытка начала 20 века. Она, кстати, является контраргументом для тех, кто уверяет что «на ВСЕХ это здание названо Das Grosse sinagoge». НЕ НА ВСЕХ. Я бы даже сказал - на меньшей части из них. Не говоря о том, что артикль Die. Это раз.
Идем дальше. Мало ли какого бреда не напишут в подписи к открыткам. Не забывайте, что те самые открытки в основном печатались в Германии, а тот, кто печатал, мог легко напутать. Где-то у меня в коллекции есть митавская открытка с изображением православной церкви св.Симеона и св.Анны, которая черным немецким по белому подписана как синагога :) Это два.
Я уже однажды
пытался вразумить собирательницу еврейских открыток из flickr, что сколько бы она не писала, что на
фото синагога в Митаве, она останется синагогой в Либаве. Вроде как убедил - у нее есть точно такая же фотография, но с нормальной подписью «Libau. Petermarkt». Но подпись так и не сменилась, потому как по ее мнению «At least it shows Jews at market.» Вот, кстати, у нее же (
линк) православная церковь в Митаве помечена как синагога в Лиепае. Тут, как вы понимаете, крыть нечем.
NB! Недавно у той же собирательницы нашел еще
картинку с «евреями». Как она национальность определяет, диву даюсь...
Продолжим.
«...Более того, на сайте, где размещена открытка, на к-рую Вы ссылаетесь, описано создание синагоги с куполом и прилегающий сад, а также то, что она была сожжена. Но всё в единств. числе: синагога, а не синагоги...»
На этом сайте я лично уже раз 10 корректировал описания, так что, пардон, не аргумент.
2. Насчет авторитетности источников
«...В Митаве в 1877 г. было 3 синагоги. Была ли необходимость в ещё одной, да к тому же рядом с Большой?»
«...трудно предположить, что с разницей в 17 лет построили рядом ещё одну синагогу. Тем более что там было ещё две синагоги...»
«...Чтобы выяснить истину, мы послали запрос директору еврейского музея Латвии, а также автору книги "Места нашей памяти"...»
Источник источнику рознь. Как и его авторитетность.
Для ВАС авторитетными являются две совсем свежие книги «сборник-альбом "Латвия - синагоги и раввины", в подготовке которого участвовали самые авторитетные историки и архивисты. ... и фундаментальная работа "Места нашей памяти"», а также директор еврейского музея Латвии, который, пардон, наверняка участвовал в написании этих книжек и елгавских синагог в глаза не видел и изучал по тем же немецким открыткам с «авторитетными» подписями...
А для МЕНЯ, например, авторитетным является источник:
«Материалы для географии и статистики России. Курляндская губерния, 1862 года.» (
линк)
Стр.447. "Кроме того, в городе находится 1 каменная и 1 деревянная еврейская синагоги."
Что с этим делать? Что тут может оспорить авторитетный историк или архивист? Или просто военный статистик позапрошлого века забыл посчитать маленькую синагогу Залцмана на ул. Александра (позднее ул. Виестура)?
NB! Справедливости ради надо отметить, что в той же книге в другой таблице отмечено, что в Митаве на момент издания книги имелись: 1 каменная, 1 деревянная и два(!) молельных дома. Но я не специалист по делению еврейских религиозных заведений на классы.
Процитирую со 173 страницы упомянутой вами «фундаментальной работы "Места нашей памяти"»
«События Холокоста в Елгаве известны главным образом благодаря многолетним и скрупулезным исследованиям историка Виктора Гущина.»
При всем моем уважении к Виктору, он тоже не является истиной в последней инстанции (да и я не претендую!). Буквально две недели назад по одному вопросу, связанному с историей Елгавы, я написал
комментарий к статье Гущина, а на прошлой неделе увидел свои собственные слова в другой его
статье. Делайте выводы сами.
NB! Не знаю, какие такие сведения им предоставил Виктор Гущин, но я читал его статью «Трагедия евреев» в историческом приложении к «Новой газете» (N 2) за 9 мая 199(?) года и по интересующему меня вопросу о синагоге на бульваре Чакстес, была лишь фраза про ее сожжение 3 июля 1941 года.
Перейдем от аргументов к фактам.
3. Для начала включим немного логики.
Вот ссылка на наверняка известный вам
ресурс. Видим макетики синагог. Пока все согласны?
Смотрим на
макетик елгавской «Большой» синагоги:
http://www.shamir.lv/files/jelgliel1_small.JPG А вот то же фото, на которое я уже ссылался, разве что четче и крупнее - с
сайта музея Рижского гетто и холокоста.
А теперь объясните мне, что делают звезды Давида на том огромном доме, что расположен за Вашей «Большой» синагогой с куполом и садом как на макете?
В лютеранско-католическом городе в домах просто популярны такие витражи?
Интересно, кстати, как это объясняют авторитетные историки и архивисты с директором еврейского музея во главе...
4. Ну и наконец перейдем к МОИМ источникам.
a) Подозреваю что с разбегу не найдете на святой земле латыша, чтобы он перевел вам эту статью (
линк):
Основная мысль в двух словах: «новая синагога с куполом построена в 1877 году, и новой ее назвали потому, что в саду за ней находилась старая - Большая синагога. Как поясняют историки, старые карточки могут ввести в заблуждение, новую называя Большой синагогой, однако большой была старая, у которой не было купола со звездой Давида на конце (поэтому, возможно, и возникли эти ошибки).»
b) еще одна статья (
линк)
Переведу нужное место:
«Через несколько лет после первой синагоги (мое прим. - Фридлиба) появилась и вторая, которая находилась на углу улицы Удес и бульвара Чаксте. Эта синагога сначала была названа «молитвенным домом Bikkur-Holim», по названию попечительского общества над больными, которое ее содержало, но позднее получила название Большой синагоги. Несколько раз она перестраивалась, но в 60 годы 19 века, когда был выкуплен земельный участок под синагогой, ее общиной на том же самом месте было построено новое здание по проекту известного архитектора Отто Дитце. Современный вид здания вызвал много споров в еврейском сообществе; также необычным было участие хора в богослужениях. В 1877 году рядом с синагогой по проекту Оскара Бара был построен еще один молитвенный дом, зеленый купол которого стал одной из доминант панорамы набережной Дриксы.»
c) Ну и наконец информация с упомянутого в самом начале компакт-диска (который, как мне хочется верить, тоже не идиоты делали на немецкие деньги).
Фотографии оттуда. Jauna означает Новая, Un означает И, Liela означает Большая.
Информации мало, переведу для вас целиком:
"Новая и большая синагога на бульваре Чаксте (ул. Упес) на берегу Дриксы. Земельный участок на бульваре Чаксте (на ул. Упес) еврейская община приобрела в 40-е годы 19 века. Уже на плане Юлиуса Деринга 1859 года отмечена Большая синагога. В 1868-1869 году здание перестроили. Архитектор Отто Дитце (Dietze, 1832-1890). Новую синагогу с куполом в 1877 году построили по проекту архитектора Оскара Бара (1848-1914). Оба здания уничтожены в 1942 году." (Ну тут видимо опечатка либо, возможно, в 1942 окончательно снесли то, что осталось после сожжения в июле 1941)
А вот тут интересный рисунок 1927 года архитектора Лаукирбе. Подпись гласит - боковая лестница синагоги, которая вела в женскую галерею.
И скажите мне, ув. энциклопедисты, куда могла вести лестница в ВАШЕЙ «Большой» синагоге, если она была одноэтажной? В отличии от того огромного здания, позади нее, которое Я называю Большой...
НО возможно правы все :)
Объясню логику. Возможно (повторюсь - возможно!) название «Новая» - это просто народное название. Чтобы можно было как то отличить старую часть синагоги от новой, построенной на 17 лет позже.
Вот еще один источник - описание Митавы и окрестностей 1913 года издания (
линк)
И там имеется достаточно расхожая фраза в конце - «в 40-х годах прошлого века на Бахштрассе (та что впоследствии улица Уденс) была построена большая синагога, КОТОРУЮ ПОЗДНЕЕ оснастили куполом...»
Так что то, что мы видим на фото, с которого все и началось, ВОЗМОЖНО(!), является НОВОЙ (относительно более раннего строения) ЧАСТЬЮ старой БОЛЬШОЙ СИНАГОГИ.
"Шаббат шалом!"
И вам не хворать :)
С уважением,
Юрий
syzkind.livejournal.com»
Админ X ответствовал: мол спасибо, очень интересно, скоро ответим, и тема замерла на неделю. Шило в заднице Боевой пыл еще не иссяк, поэтому я продолжил копать и через неделю запустил вторую торпеду - то бишь ответ нумер 2:
«День добрый!
Немного дополнительных данных для авторитетных архивистов и историков, а также любителей старых открыток.
1. Подпись никого не смущает?
2. Вернемся теперь к вопросу о необходимости строительства дополнительной синагоги рядом через 17 лет, если в городе и без того было еще 2.
В статье про митавские школы (
Rigasche Zeitung N 160 от 14.07.1876!) написано про выделение еврейской общиной 12000 рублей на расширение (или уж как вам угодно перевести слово Ausbau) большой синагоги.
Далее в той же рижской газете от другого числа (на 6 стр. в
Rigasche Zeitung N 305 от 31.12.1876!) приводится объявление из «Курляндских губернских ведомостей».
Я бы перевел это так (на 100% точность не претендую):
«В «Курляндских губернских ведомостях» № 96 содержится следующее примечание:
Митавский магистрат настоящим доводит до сведения общественности, что по прощению на 15,995 рублей. 70 коп., рассчитанных для ремонтных и отделочных(или возможно работ по расширению?) в большой синагоге в Митаве, торги и переторги назначены на 11 и 14 января 1877 на час дня, что условия торгов в канцелярии этого городского магистрата выставлены для ознакомления, наконец, что в срок будут приняты запечатанные предложения, в которых должны прослеживаться(которые должны соответствовать?) статьи 1909 и 1910 главы I раздела X Свода законов империи. Митава, Ратуша, 1 декабря 1876 N 5932."
NB! Нашел еще одно упоминание дополнительной стройки у БОЛЬШОЙ синагоги. Причем тема была поднята всего через каких-то 8 лет после строительства БОЛЬШОЙ!
В газете
"Latweeschu Awises", Nr.8 (21.02.1868) такая заметка:
Перевожу: Елгавская еврейская община вознамерилась около большой синагоги построить теплый молельный дом, где зимой можно было бы читать свои молитвы. Желают выделить 7000 рублей.
3. Еще пара упоминаний «Новой» в периодических изданиях советского времени - к сожалению целиком можно посмотреть только в здании библиотеки, на что не имею желания и времени. Вырванные из контекста несколько строк при поиске по имени архитектора.
LATVIJAS ARCHITEKTŪRAS VEIDOTĀJI UN PĒTNIEKI
1978.01.01 Tehnikas Apskats
ARCH. P. KUNDZINŠ
...cits latvieSu tautības architekts, Oskars Baars, Dobeles tirgotāja dēls. No 1875. -1885. g. viņS bija Jelgavas pilsētas architekts, projektēdams celtnes ari Tukumam, Bauskai, Jaunjelgavai, Jēkabpilij, Ilūkstei. Jelgavā viņa projektēti bija Amatnieku biedrības nams un Sinagoga. No 1878. -1885. g. viņS...
Перевожу:
… другой архитектор латыш, Оскар Баар, сын добельского торговца. С 1875 по 1885 он был елгавским городским архитектором, проектировал строения для Тукумса, Бауски, Яунелгавы, Екабпилса, Илуксте. В Елгаве им были спроектированы Дом общества ремесленников и Синагога…
Latvijas māksla, 1800-1914. 2.daļa (1980)
Siliņš, Jānis, 1896-1991
...Oskars Bārs (Baar, dz. 1846. g.), Dobeles tirgotāja dēls. Kādus gadus sabijis par pilsētas architektu Jelgavā, viņš tur starp citu cēlis Vācu amatnieku biedrības namu pseudorenesanses formās, jauno sinagogu v.c. Pēc tam darbojies Rīgā. Cēlis ēkas arī Bauskā, Tukumā, Jēkabpilī v.c. 1 Tādi ir laikmeta...
Перевожу:
… Оскар Бар (Баар, 1846 г.р.), сын добельского тоговца. Несколько лет был городским архитектором в Елгаве, там он кроме прочего построил Дом немецкого ремесленного общества в формах псевдоренессанса, новую синагогу и др….
OSKARS BĀRS
1989.07.05 Zvaigzne
JĀNIS KRASTIŅŠ, arhitekts
...nenoskaidrotu skaitu koka dzīvojamo namu Rīgā. Droši vien arī citās Latvijas pilsētās ir viņa darbi. Vismaz Jelgavā noteikti: no 1875. līdz 1879. gadam O. Bārs bija šīs pilsētas galvenais arhitekts. Droši zināms, ka tur pēc viņa projekta bija celta Jaunā sinagoga. Vairāk vai mazāk pilnīgas ziņas par ēkām ...
Перевожу:
... Надо полагать что и в других городах есть его работы. По крайней мере в Елгаве определенно: с 1875 по 1879 год О.Баар был главным архитектором этого города. Доподлинно известно, что там по его проекту была построена Новая синагога....
Но вместе с тем в электронно недоступном издании 1938 года:
Latvijas pilsētas valsts 20 gados (1938)
...armijas nodaļa, bez tam 6 reliģiskas apvienības. Žīdu draudze pastāv kopš juku laikiem XVIII. gs. Tai 4 sinagogas: Frīdlība (dib. 1784. g.), Zalcmaņa, Lielā un lūgšanas nams „Hasidi". Rabīns Ovčinkis kopš 1919. g. Zemgales apgabala izstāde Jelgavā 1937. g. IV. SABIEDRISKĀ UN KULTURĀLĀ DZĪVE Sabiedriskās...
...Еврейская община существует еще со смутных времен XVIII века. У нее 4 синагоги: Фридлиба (созд. 1784 г.), Залцмана, Большая и молитвенный дом «Хасиди»...
Короче хотелось бы все же услышать, что решили ваши историки-архивисты по поводу Новой или Большой синагоги и чем (кроме двух, пардон, слишком свежих книг) обосновали.
4. Ну и для полного счастья случайно нашлась еще одна неточность в упоминаемой Вами книге-альбоме "Латвия. Синагоги и раввины".
Пока искал в старых немецких газетах упоминание старой-новой синагоги, нашел статью о реставрации Фридлибом синагоги Боркума (который, к слову сказать, там назван БИркумом). Так вот перестроена она Фридлибом не в 1874-м, как написано в книге, а на 10 лет раньше - в 1864. См. статью ниже в Rigasche Zeitung, Nr.218 (19.09.1864), приведенную чуть ниже.
В старых газетах масса загадок. Вот небольшая новость про освящение новой синагоги из газеты Peterburgas Awizes, Nr.43 от 22.10.1864.
Переведу: Елгавскую еврейскую новую синагогу или Божий дом на берегу реки Дриксе освятили 18 сентября. Эту новую синагогу (зерноторговец?) Фридлиб предложил возвести за свой счет. Раввин дал общине совет, чтобы держались между обеими еврейскими партиями, между новой партией, отметающей многие старые обычаи, и старой партией, которая крепко держится за старые обычаи.
Ну и какие идеи? Все синагоги строил Фридлиб? :)
Но похоже просто попутали синагогу, отреставрированную за счет Фридлиба, со свежепостроенной на берегу Дриксе синагогой (не суть - Большой или Новой).
Вот новость про освящение новой синагоги после ремонта и реставрации в
Rigasche Zeitung, Nr.218 (19.09.1864!!) Согласно этой статье синагогу открыли днем ранее - 16 сентября. Текст примерно тот же с незначительными подробностями.
А дальше уже просто выливал на них лишнюю накопленную инфу...
5. Заодно стала мне понятна фраза «Šī sinagoga skaitījās visaristokrātiskākā un visprestižākā Jelgavā.» (Эта синагога считалась самой аристократической и престижной в Елгаве) из статьи, приведенной мною в прошлом письме в качестве источника. В контексте той статьи - бред полный написан. Но наткнулся случайно на статью про 150-летие синагоги Фридмана и сразу стало все понятно (газета
Rits, Nr.72, 06.11.1934).
«Самуэль Фридлиб подарил синагогу еврейской общине на известных условиях, так, например, в синагогу разрешалось входить только в черных пиджаках и в белых перчатках на руках. Поэтому синагогу до сих пор называют «аристократической».»
P.s.
В разделе происшествий в газетах несколько раз попался первичный адрес синагоги Залцмана. В 1903 году она числилась по адресу Новая улица 1 (Jaunā iela или Neustraße). Улицей Виестура ее обозвали несколько позднее в 1924-м, когда объединили Новую с Александровской улицей (Aleksandra iela или Aleksanderstraße). Возможно тогда и произошла смена нумерации.
Пруфлинк 1 и
Пруфлинк 2»
На что админ X ответил:
"Огромное спасибо, потрясающий научный труд."
И больше ни ответа ни привета...
Ну и в завершение, посмотрите на картинки.
А этот фото сделано уже после того, как на подъезде к городу появилась табличка "Mitau Judenfrei". Вместо синагог - пустырь.
Загадкой для меня осталось вот еще что.
Я как то давно накопал
фотографию немецкой аэрофотосъемки Елгавы от 4 августа 1944 года.
Увеличу и отрежу маленький кусок от той фотки:
Что за домик на фото? Остатки Новой синагоги или просто какая то времянка на пустыре?...