Кавказ 2.0. Учкулан, Уллу-Кам, Кубань, Аксаут и Б. Лаба.

Aug 09, 2012 15:34



Имея всего неделю в распоряжении снова прокатились по давно знакомым рекам Кавказа. Короткое фотоописание поездки на газели с водным уклоном по всем долинам КЧР, покорении хребта, поиске воды и прохождении каньона сверху вниз.



Прошло ровно три месяца с весенней поездки на Кавказ. Но среди коротких вариантов похода выбор был достаточно небольшой и вполне очевидный - мы снова едем в Карачаево-Черкессию.

Ключевым событием променада в поезде явилось строгое протокольное предупреждение от сотрудников полиции о запрете курения в неположенных местах, хотя принять нас пытались уже под Ростовом за употребление 150г коньяка, на самом деле выпитого накануне на подъезде к Рязани (ситуация началась со стоящей на столе бутылки пятизвездочного нечто за 250р, которым мы регулярно протирали руки перед трапезой, т.к пить это никто не собирался). В реальности вся затея в том, что доблестные, садясь в состав, обязуются принести домой семь протоколов любого содержания (хотя курение написали всего одно, а предложенную «нецензурную брань» отказались оформлять, т.к. стало влом «не могут такие приличные люди ругаться»). Надо так надо! По завершению всех формальностей накатили еще по 150 посетили ресторан на колесах, в который раз подивившись ценообразованию.

Учкулан, Уллу-Кам и Кубань.

Отмахав на машине до любимой стоянки на Дауте, с рассветом ложимся спать на пару часиков. Сборка катов была омрачена затянувшейся на несколько часов грозой, причем в какой-то момент полило настолько уверенно, что пришлось прятаться в машину. Подумалось «вот сейчас нальет!», т.к. воды катастрофически не хватало для удовлетворения наших ожиданий, подвигов и ярких впечатлений (в последствии стало ясно, что вода спала ровно перед нашим приездом. Из-за стабильно высокой температуры (до +36С) все снега в горах сошли подчистую и даже на северных склонах выше 3500м почти не осталось снежников, а воды с ледников не хватало. Вдоль всех рек виднелись свежевымоченные галечные и песчаные отмели, которых с каждым днем становилось все больше).

Собрав каты, решили размяться от моста над Учкуланом и потом переехать на Уллу-Кам.
Весь участок Учкулана оказался значительно проще, чем прошлым летом, обнажилось много камней и весь проезд по порогу заключался в лавировании между воротами. Не представляю, что там люди делают весной.



1. Долина Учкулана перед каскадом. Вечерело...



2. Начало Учкуланского каскада.

Уллу-Кам решили оставить на следующий день, т.к. закончили поздно. Осмотрев Учкуланский водозабор (в котором год назад погибла двойка из Украины) и наметив аварийную чалку в водосбросе с бревнами и лестницей, поехали выше искать стоянку в районе Хурзука. Стоянка с газоном и зарослями можжевельника была найдена на противоположном от аула берегу. Если не считать отсутствие воды и минарет (пятикратно за сутки вносящий колорит) за неудобства, то вполне себе живописное место (находится просто - после въезда в Хурзук первый поворот направо на мост, далее вверх на полочку) по сравнению со всеми остальными по долине.



3. Вид от водозабора на Уллу-Кам, вершины Кепурлибаши (3397м) и Кебек-Джарикбаши (3525м).



4.



5. Стоянка в можжевельнике.



6. Древний аул Хурзук.



7. Уллу-Кам. Конец Хурзукского каскада.

По Уллу-Каму стартанули от самого начала поселка, но вплоть до нижнего моста, по которому мы переезжали к стоянке, не нашли ничего интересного. Вся движуха начинается примерно от конца аула и заканчивается неприятным водозабором. Участок не показался особо интересным даже по сравнению с Учкуланом, который решили проехать еще раз не смотря на опять упавшую воду. В режиме поиска приключений в редких единичных бочках дошли по Кубани до камня Карчи (святыня республики чуть ниже Худеса, по сути являющаяся древней вулканической пробкой), загрузились на машину и поехали заночевать на Даут (заскочив в раздербаненый поселок горного университета с целью посетить шахту. Шахта оказалась защищена злой овчаркой на цепи и слоем навоза внутри. Продвинуться внутрь удалось метра на два) с мыслью, что утром замочим Аманхит-каньон и там нам воткнет по самые...

В Аманхите не воткнуло. Порог хоть и не весенний, но чуда не произошло. Собираемся и грустно направляемся в сторону верха Аксаута.

Аксаут.

Глянув на реку сначала показалось, что ситуация немного лучше. Долго ехали вдоль реки наверх и уже в темноте добрались практически до верхних каньонов. Заночевали в сосновой роще на берегу Аксаута.



8. Место настолько красивое, что не хотелось уезжать.



9. Раннее утро. Мимо нашего лагеря мигрируют стада коров и лошадей - обычное явление для этой долины.

На утро, при детальном рассмотрении из машины, оказалось, что место над первым каньонм, откуда мы начинали год назад, покрыто … галечным пляжем, а сама река течет где-то у противоположного берега. Вариант возвращаться вниз не рассматривался (не в виду расстояния в 60км от последнего асфальта, а просто в силу желания грести, а не кататься), и забравшись еще немного выше по долине, спускаем каты с машины.



10. Берег (или дно) Аксаута.



11. Глори-фото перед стартом в каньоны.



12. И тут тоже когда-то бывает вода. Много воды...



13. Середина каньона №2 ака "Коварный". Воды не много для лета, но уже не весна со шкуродером.

В каньонах река собралась и пришлось немного погрести. Основная угроза исходила от прижимов под глыбы-троллейбусы, в то время как бочки проезжались без особого напряга (пожалуй это был самый динамичный и интересный участок за всю неделю). Все это происходило опять под проливным дождем. Вылетев из каньонов в долину решили не плыть лабиринтам разбоев в грозу, а перевезти каты до Красного Карачая. От поселка до Кишкета спокойный сплав 3к.с. без потрясений вызвал желание свалить искать воду дальше. Едем в соседнюю долину Марухи глянуть на чудесный водопад и Марухский каскад, благо дождь давал надежду уже часа как три.
Поплутав по поселку, находим нужную дорогу и поднимаемся в темноте до первого более менее подходящего места для ночевки.

Маруха и трип на обсерваторию.

Маруха явилась замечательной рекой-ручьем. Днем, поднявшись до Ужимского ущелья (примечательного высоченными скальными стенками), стало ясно, что на этой реке на данный момент делать нечего из-за завалов и расхода.



14. Нижняя часть Ужимского ущелья.

Поднимаемся выше почти до подножья горы Пастухова, где происходит оффроуд-экспромт: на карте обнаружилась дорога, ведущая из долины Марухи на хребет Морг-Сырты в район обсерватории. По-любому по этой дороге получалось ближе до Зеленчука, чем вокруг через трассу.
Дорога представляет из себя некий симбиоз из высохшего русла реки и бобслейной трассы. Т.е. серпантин с приличным уклоном, затяжными подъемами и галькой на любой вкус, по которому если кто-то и ездит, то только по праздникам с пьяну. Ближе к 2000м отчего-то машине перестало хватать воздуха и Казимир с трудом тянул ее наверх, усиленно топча педали (тем более что вариантов разворачиваться на склоне не было - либо наверх, либо задом вниз километра три).
После продолжительного подъема мы все-таки выехали на хребет, заняв высоту 2300 с чем-то метров. Для придания приключению окончательной уникальности прямо на вершине среди «альпийских» лугов была найдена отара овец, выбрана жертва и разделана на шашлык.
Пока возились с овцой, вершину накрыло облаками, а где-то внизу снова громыхало. Спустившись через обсерваторию в долину Зеленчука и глянув на реку, мы приняли единственное оставшееся решение - ехать на Лабу.



15. Подъем на хребет из долины Марухи.



16. "а вот там ты вылезешь и будешь уже толкать..."



17.



18.



19.



20. Одна из балок в долину Б. Зеленчука. С хребта видно БТА (5 км, в левой части кадра), телескоп Ратан-600 в Зеленчукской (23км),
станции космического слежения на хребте Чапал (25км, куда мы поднимались год назад) и кучи поселков в долинах.



21. Долина Марухи. От туда и поднялись.



22.



23. Каземир и Зач в окружении ищут жертву.



24. Lifehack на тему разделки туш в походных условиях.



25. Конец земли.



26. В облаках видимость упала до 30м, хорошо, что дорога всего одна.



27.



28. БТА



29. Долина Б. Зеленчука. По берегам видно Нижний Архызский и Новый храмы и скалу с ликом Христа.



30. По дороге на Лабу. Река Пхия.

Большая маленькая Лаба.

Традиционно приехали на реку ночью, с трудом найдя место для лагеря со второго раза. Картина с водой, аналогичная соседним долинам, породила мысли «Море 300км!!!», которые были отвергнуты неоднозначной ситуацией с билетами на поезда с курортов.
Вода в реке стала грустной на столько, что Затычку пройти было невозможно, Кирпич не интересно, а Блыба не оказалось как такового (выше расстраиваться не поехали). Программа разгона скуки "Корабль уродов" - садимся вчетвером на кат и с весельем едем Блыб. В процессе матрасничества пришла идея пройти каньон вертикально. Реализацией занялись немедленно, сначала неоднократно прыгнув с правого берега с высоты около 4.5-5 метров, а потом и с левой скалы (откуда мы весной просматривали и снимали порог), пролетев вдвое больше. Летнее прохождение Лабы закончили самосплавом по выходной шивере прямо до водопада у стоянки, отбив мягкие места, попив воды и выжав максимум угара из ситуации.



31. Скала перед пос. Рожкао.



32. Анатомия "Затычки".



33.



34. Кирпич без воды. Там же весной.



35. Скала на выходе из каньона Блыб, куда прижало нашу четверку весной после киля.



36. Каньон Блыб. Вместо бочки - плита.



37.



38.



39. Take-off со скалы левого берега. Один шаг и ...



40. ... летишь вниз и слушаешь ветер в ушах (ветер усиливается, а воды все нет). Лететь где-то секунды три...



41.



42.



43.

Кратко обо всем вместо итога

Все это было в КЧР, на реках Учкулан, Уллу-Кам, Кубань, Даут, Аксаут и Б. Лаба. По воде всего около 90 км, зато накатали более 1000км за семь дней. Таким вот непонятным образом мы объехали всю республику.

Дороги по долинам в весьма разном состоянии. Если вдоль Кубани и Зеленчука везде асфальт позволяет кататься с комфортом, то вдоль Аксаута, Марухи и Лабы скорость движения по грунтовке примерно 8-12 км/ч. Некоторые участки форсируются только на полноприводном транспорте (а при подъеме на хребет у нашей Газели 4х4 пошла трещина по раме от постоянного вывешивания в совокупности с надутыми катами на крыше). На Лабе стали «делать» дорогу (под лесовозы, вывозящие нелегально по 500 кубов леса в сутки) выше Рожкао, причем настолько усердно, что весьма благородно было бы сжечь бульдозер в целях сохранения целостности итак хренового полотна.

За летним паводком на Кавказ впредь стоит ехать в июне-июле и не позднее (иначе полагаться надо будет на везение). Вот где самый треш и угар. С трудом представляется картина, как многочисленные бревна в несколько обхватов, лежащие на камнях в паре метрах от воды, попадают в такие места.

Ссылка на видео о поездке "Приезжайте на Кавказ".

отчет, бурноводное, 2012, поход, фото, Кавказ, горы, автотрип

Previous post Next post
Up