В силу обстоятельств и убеждений два года подряд мы ездили грести в
Приладожье, т.к. там гарантированно была высокая вода и отличные фановые водопадные пороги. Правда это компенсировалось фокусами природы вроде снега и конкретных заморозков и как следствие заледеневшего на утро неопрена и тел в целом. Отбросив последние сомнения насчет толп отдыхающих по берегам и наличия воды (на
весеннем кавказе 2007го так удачно сложилось, что мы поведали все, кроме нормального сплава, и в основном сидели на берегу, вколачивая колышки в берег. Как раз после того опыта мы и стали ходить Кавказ только летом), берем билеты (а фактически вырываем последний боковой плацкарт у туалета за 45 дней до отъезда, почему так - только ржд известно) на Кавказ.
Казанский Вокзал. Поезд. Турики кругом. Камера хранения. Душный вагон поезда 62 Мск-Нальчик (на комфортный и быстрый 004 достать билеты видимо можно только по "предварительному сговору"), который очень удобно прибывает в час ночи. Зато на юг.
Аксаут
Выскакиваем из поезда, едем полночи в сторону Аксаута (сначала была идея начать с Зеленчука, но решили, что 1-го мая там будет слишком много отдыхающих, как водников, так шашлычников), и в шестом часу добираемся до поляны за Осыпным каньоном. Ставим палатки, укладываемся спать. И что-то совсем не жарко.
В Аксауте воды не оказалось совсем. Вернее "не оказалось" по сравнению с летним уровнем и нашим ожиданием. Поднимаясь до Красного Карачая так скучно было смотреть на реку, что решили начать даже ниже S-шиверы. Если на двойке получалось протискиваться между камней, то четверка сидела практически во всех порогах, а местами даже очень плотно. Трижды за два дня проехав участок от порога "Кенгуру" до конца каньона "Два моста" и не обнаружив ничего интересного (по слухам от лесорубов ночью в верховьях нападало снега, который все-таки налил немного воды через пару дней), единогласно собираемся в Архыз.
1. Лагерь на поляне ур. Большой Карамаз. Утро.
2.
3. Перед порогом "Мустанг" (а может даже и в нем). С водой тухло, весна...
4. На берегу Аксаута чуть выше порога Мустанг.
5.
6. Разбои за каньоном "Два Моста", дальше ничего интересного.
7. Скалы в нижнем течении Аксаута.
Большой Зеленчук.
На Зеленчук приехали под дождем, хотя речка цвета кофе со сливками не из-за дикого паводка, а скорее из-за отсыпанной дороги (вымывает) к Архыз-Синаре и в целом из-за работ на этом курорте (мы даже не поленились посмотреть, что там настроили). Воды достаточно, чтобы нормально грести (но все равно ниже летнего уровня). Все поляны вдоль реки забиты лагерями, а за Архызом в лесу (по информации земля под этим лесом уже кем-то выкуплена и в скором времени даже там начнется стройка) стоит групп шесть.
На следующий день после традиционного архызского "мы-лежали-и-будем-лежать" к 2 часам пошли кататься и даже успеваем пару раз спуститься до "5-го Взрывного" (после "4-го Взрывного" река до неузнаваемости изуродована строительными работами, но зато нашелся удобный спуск к воде (видимо брод для техники на противоположный берег) примерно через метров 300 после стоянки за "5-м Взрывным"), удивиться забавности "Пушки" (порог оказался таким же тонизирующим как летом, с бочками и высокими валами) и рассмотреть прошлогоднюю арматуру ниже "Пушки". Примерно в таком же ритме прошел второй день на Зеленчуке, без эксцессов (кроме поломанного весла).
Пятница 4-го мая в преддверии Б.Лабы была объявлена культурно-развлекательной и мы двинулись на экскурсию (на машине с катамаранами на крыше) к софийским водопадам и строящемуся горнолыжному комплексу Архыз-Синара, по дороге сделав несколько открытий. Во-первых на поляне Таулу помимо мемориала боям за Кавказ и турбазы есть еще не просто платочный кемпинг, а целый полевой пионерлагерь, рядом с которым расположился малый филиал архызского рынка, с носками, магнитами и хычинами. Во-вторых, мало того, что водопады еще не оттаяли, так еще и дорога к ним оказалась достаточно среднего качества, с крутыми подъемами и бродами (что не помешало доехать до самого верха). В-третьих от пафосно открытой первой очереди курорта "Архыз-Синара" лично я ожидал большего, нежели развороченной и выпиленной поляны, одной четырехкреселки и нескольких котлованов с бетонными скелетами. Зато до Лунной Поляны строители пока не добрались. После осмотра достопримечательностей выдвинулись в сторону Б. Лабы.
8.
9. Мутный Зеленчук.
10. "Дорога" на Софийские водопады.
11.
12. На заднем плане хребет "Абишара-Ахуба", с которого может быть когда-нибудь можно будет кататься.
13.
14. У мемориала.
15. "Архыз-Синара"
16.
17. Скальники по дороге на Лабу.
Б. Лаба.
К Псемену подъехали уже в сумерках, т.к. по дороге потратили некоторое время на заправки, поиск шиномонтажа и магазины. Пока поднимались до Азиатского, на узком разъезде сцепились катамаранами с одним из многочисленных лесовозов (грузовики встречаются постоянно до Загедана и разъезжаться на узкой дороге, где с одной стороны река, а с дрогой - склон, получается достаточно напряжно), вывозящих пихту и бук необъятных размеров с верховьев ущелья. Несмотря на то, что видимых повреждений (кроме слегка замятой рамы) катамаран не имел, к утру он почему-то спустил до ноля. Проехав затемно каньон "Соленые Скалы" встали на пыльной поляне (хочется заметить, что в сухую погоду после проезда техники эта пыль летит на десятки метров в стороны от дороги) у притока Б. Блыб, т.к. других перспектив во тьме особо не наблюдалось.
Весь следующий день ушел на просмотр порогов выше по течению и мелкий косметический ремонт К4 на живописной стоянке чуть ниже Дамхурца.
18. Приток Большой Блыб.
19.
20. Лаба выше притока Закан и пик Дамхурц.
21. У кордона Карапырь. Хребет Магишо и г. Закан.
22. Лунная ночь в горах.
23. Лагерь.
Стартовав (как обычно ближе к полудню), сразу чувствуется иной характер реки, хотя до первого порога "Прощай Родина" нет ровным счетом ничего примечательного, кроме валов и стрелки бирюзовой Лабы и кофейного Закана. Дойдя до "ПР" долго и внимательно (всего на порог и заносы потратили 2.5 часа) смотрим на все это с камня и кажется, что воды как-будто больше, чем на среднестатистических фотках, порог по сути залит и заход практически по прямой. В силу малочисленности состава решаем не ограничиваться спасконцами, а потаскать двойку вниз (не перейдя вброд приток, спрыгиваем "тюленем" прямо с камня). Четверка проходит ровно, зайдя по валу в центральную часть слива, и чалится в улов для страховки. Несем двойку назад, уже через ручей и впятером, но не далеко - метров на 50 выше. Идея глори-покорения заключалась в траверсе верхней бочки и выходе в левую часть слива, но, не успев перегрести струю, залетаем в слив справа в метре от камня. Бочка на деле оказалась более чем проносной, даже не успели понять, отчего так все быстро.
Перекурив пару минут двигаем до следующего "ПП", в надежде на то, что наблюдаемое днем ранее пень-бревно в конце порога хотя бы залило. Но бревно исправно торчало (уже второй год, не смотря на попытки извлечения) и сулило неприятные ощущения при встрече. Для обноса порога полезли вверх по склону. Тяжко от того что жарко.
Рассмотрев варианты эпического спуска катов почти вертикально вниз на 50м в улово за порогом, решили пронести по дороге в нормальное место, откуда двигаемся дальше. Посмотрев повторно каньон Блыб, а заодно прохождение нижней бочки на примере параллельной группы, возвращаемся к катам.
Первой на этот раз идет четверка, метрах в 20. Но, не доходя совсем немного до скал каньона, ложится через кормовую свечу, с завалом вправо в следующую бочку. Особо везучим удается не только зацепиться за кат перед "главной" бочкой, но и на этом коротком отрезке влезть внутрь рамы, пройдя относительно безопасно оставшуюся часть порога. Настя оказалась менее удачливой: после киля она оказалась в целом корпусе от катамарана и прошла самосплавом до конца каньона, пронырнув бочку, напившись воды и, в конце концов, уцепившись за четверку (чудом не заварившуюся) у стенки правого берега.
В это время на двойке от удивления (настолько сильного, что даже сил прибавилось) наметился новый план: быстро и аккуратно, обходя две бочки сверху и пробив третью по центру в каньоне, догнать четверку и отдельно идущих. На выходе из каньона катамаран опередили, а заодно и забрать на борт отчего-то не очень бодрую Настю. Зачалиться и поставить кат удалось только у водопада, где река окончательно успокаивается, аккуратно напротив вероятной стоянки. Обменявшись свежими впечатлениями, решили на следующий день пройти порог нормально, вопреки возражениям ("да я с вами да больше ни за что и никуда") со стороны прекрасной половины группы.
Вечером произошла еще неприятность: по пути к водопаду поскользнулся на камне и разбил фототехнику (ширик в труху, камера в ремонт, штатив без головы).
24. Так "ПР" выглядит с дороги.
25. Заход в порог с камня правого берега.
26.
27.
28.
29.
30. Мощный вал на выходе из порога.
31. Панорама порога "ПП".
32. Пень-бревно.
33.
34. Заплыв четверки каньоне "Малый Блыб"
35.
На следующий день подвигов запланировано не было. Но на воду все равно поехали поздно из-за севшего аккумулятора и в конец заболевшего баллона (за месяц до выезда в рафтмастере меняли все катетеры на камерах и плохо их проклеили, хочется верить, что исключительно в виду запарки перед сезоном), который пришлось менять на запасной.
Со второго раза Блыб прошли без шоу и фривольностей, немного зависнув в "каньонной" бочке. Пока шли до Верхнесоленовского моста, ущелье накрыл ливень. Решили закинуть каты на крышу и поехать смотреть каньон "Соленые скалы", т.к. этот участок проехали совсем в темноте (на деле по реке можно было дойти вплотную до "Кирпича", зачалившись на галечной отмели левого берега прямо перед порогом. Правда чуть выше по течению просматривалась бочка, в состоянии вносить коррективы такие в планы, а заплыв по направлению к порогу неприятен в силу перспектив). За полчаса катания на машине лезть под дождем и по холоду в Кирпич стало так противно и лениво, что даже Затычку после оживленных дискуссий решили не идти, не смотря на чистый проход под правым берегом и авантюрный дроп слева. Глотнув чайку, решаем спустить каты на воду и дойти до поляны за Рожкао таки на веслах.
36.
37. Природа Б. Лабы значительно отличается от других ущелий в сторону "вверх", очень много высоченных отвесных скал.
38. Каньон "Малый Блыб". Вторая попытка.
39.
40.
41.
42. Порог "Кирпич".
Антистапель с утра был отложен в виду хорошей погоды и водной прогулки еще ниже по реке. С киляниями весело дошли почти до Мостовой Поляны, под вспышками мобильников местных жителей. По всей вероятности простой водник не часто так далеко заплывает, да еще и через коварные звероподобные едва теоретически проходимые "поганки" и водовороты "Пятого Каньона", в котором кроме живописных отвесных стенок ничего нет.
Наскоро сушим шмотки и стафф, закидываем в машину и на вокзал. Дорога заняла 4.5 часа вопреки расчетам, с учетом остановок на заправке и рынке. Оставшееся время перед поездом посвятили пятизвездочной бане Невинномысска, привокзальным чудо-шашлыкам и угадывании места остановки вагона.
43. Стоянка за Рожкао.
44.
45.
46. Антистапель на гальке за Азиатским.
Вместо итого. Итого у нас получилось посетить три живописные долины, без особых напрягов (присущих "настоящим" тру-походам) отдохнуть, посмотреть новые места, погрести в удовольствие, а некоторые камрады даже смогли получить представление о бесценном опыте прохождения порогов в различных положениях ката. Спортивным походом поездку называть не очень корректно, как и присваивать категорийность (все пройденное нами имеет категорию не выше четвертой).
1. Что это было Водный туризм
2. Где Карачаево-Черкесская республика
3. Категория сложности третья
4. Уровень воды Аксаут - низкий
Зеленчук - выше среднего
Б. Лаба - выше среднего
5. Протяженность водной части: ~115 км
6. Протяженность авточасти: ~580 км
7. Количество ходовых дней: 7 дней
8. Когда: 28 апреля - 9 мая 2012 г.
9. Сколько: 13.800руб на человека.
10. Участников:
Спешал сэнкс:
• Все глори-фото (а также и видео) наших прохождений сняты Алей, мужественно занимавшей самую удачную позицию над пропастями и обрывами и безжалостно давившей на кнопку спуска в самые ответственные и тревожные моменты (даже зажмурившись).
• Каземир не менее мужественно пилотировал свою Газель-4х4, второй год подряд завозя нас в самые чудовищные места (где нормальные люди ездят на буханках и шишигах), да и сам не отставал и в целом зачастую сильно выматывался. Не знаю, зажмуривался ли он.
Ссылки
• Карты
К-37-010 "Б. Лаба",
К-37-023 "Архыз" и
К-37-024 "Аксаут"