Карта дня: диалекты восточнославянских языков в 1914 году Россия объясняла свои действия на постсоветском пространстве в 2014 году «восстановлением исторической справедливости». Эта «справедливость» в том числе базировалась на ареале распространения русского языка. Однако ещё сто лет назад носители белорусского и украинского языков проживали на территории нынешней России.
Русский язык до сих пор является одним из главных аргументов национал-патриотов в борьбе за «Русский Мiр» на Украине, а притеснение русскоязычных выдаётся за фашизм. По логике русских патриотов, государственная граница России совпадает с границами распространения русского языка. В частности, на этом основании украинский Донбасс в 2014 году внезапно стал считаться русским (хотя около 75% его жителей при опросах
называют себя украинцами).
Ещё в 1995 году Всемирный русский народный Собор заявил, что «русский народ - разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющемся общепризнанной нормой международной политики». Тем самым и РПЦ поддержала нынешнее движение за самоопределение русских в Украине.
Между тем, ареал распространения русского языка в последние сто лет был весьма изменчив. Карта выше показывает, что в 1914 году носители украинского языка (тогда называвшегося малорусским) проживали на территориях, ныне принадлежащих РФ (чёрным на карте отражены границы нынешних государств). Это нынешние Белгородская и Курская области, часть Ростовской (в районе Таганрога), почти вся Кубань. Носители белорусского языка тогда проживали на нынешних территориях Смоленской и Брянской областей. Поиск «исторической правды» может привести к тому, что однажды на этих территориях украинцы и белорусы начнут строить «Украинский и Белорусский Мiр» (заслав туда для закваски собственных сотрудников спецслужб - стрелковых).
Также несостоятельным является аргумент о «незаконной передаче Крыма» из состава РСФСР в УССР в 1954 году. В советское время территории обеих республик не раз переходили друг к другу.
Так, 25 февраля 1919 года по настоянию Москвы 4 северных уезда Черниговской губернии были переданы РСФСР. Также из состава УССР были вычленены и переданы РСФСР населённые этническими украинцами Белгородский и Грайворонский уезды. С апреля 1918 года эти уезды входили в состав Украинской державы гетмана П.Скоропадского, после свержения которого они вошли в состав Украинской Народной Республики (УНР).
В августе 1924 года также были переданы в состав РСФСР часть Шахтинского и Таганрогского округов Донецкой губернии Украинской ССР. Таким образом, целая Белгородская область, а также часть Брянской, Курской, Воронежской и Ростовской областей Россия забрала у Украины. Это были этнически украинские земли, население которых разговаривало на украинском языке и на насильственную русификацию которых понадобилось несколько десятилетий.
(В теории территориальные претензии к России имеют около десятка государств или наций, проживающих на её территории)
Когда в «Русском Мiре» говорят о дарении Хрущёвым русского Крыма Украине, то забывают рассказать о ещё одном его подарке. В 1957 году восстановленной Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) Хрущёвым были переданы три соседних района Ставропольского края, не входивших в прежнюю ЧИАССР, - Наурский, Шелковский и Каргалинский. Всего 3 тыс. кв. км, где 85% населения были русские, преимущественно потомки Гребенских казаков. В результате территория ЧИАССР увеличилась более чем на треть в сравнении с «додепортационным» 1944 годом.
По логике национал-патриотов, эти три русских района надо потребовать вернуть обратно из Чечни в Ставропольский край. Но что-то не слышно таких призывов. Выборочная какая-то у них память.