Если не менять масло в автомобиле, то со временем его вязкость будет снижаться, оно будет терять свои смазывающие свойства, при низком уровне вязкости масло будет просачиваться через сальники, с меньшей эффективностью растворять и убирать нагар, что приведет к порче свечей, будет плохо снимать стружку с трущихся деталей, что вызовет их износ. Следствием всего этого будут преждевременные поломки двигателя. Его моторесурс уменьшится. Несравненно дешевле регулярно менять масло, чем чинить или заменять двигатель.
Человеческий организм устроен в огромное число раз сложнее автомобиля, и в нём существует несколько сотен аналогов машинного масла и бензина, о поддержании необходимого уровня которых человек должен заботиться, выбирая манеру есть, пить, спать, гулять в прямом и переносном смысле и т.д. В противном случае может наступить то или иное заболевание, которое может привести к смерти или же к хронически протекающей болезни, превращающей жизнь в кошмар. Замена деталей, из которых устроен человек, не так проста, как в случае с автомобилем.
Основная проблема заключается в том, что в принципе обмен веществ у всех у нас устроен в общем одинаково, но в деталях он весьма индивидуален. И нарушение в нормальном функционировании одной мельчайшей детали человеческого организма может расстроить работу всего организма, подчинить себе работу в тысячи раз большего количества деталей этого организма. Каждый из нас обладает уникальностью тех или иных физиологических или биохимических функций. Если все автомобили при отсутствии необходимого ухода демонстрируют примерно одинаковые нежелательные последствия, то с человеком подобный номер в подавляющем числе случаев не проходит. Здесь зависимость всего от всего способна нарушить любую закономерность, описанную в учебниках.
Часто мелькающая в разнообразных инструкциях по применению фармпрепаратов, которые можно приобрести без рецепта, формула "посоветуйтесь с вашим лечащим врачом" в большом числе случаев является примитивным обманом народа. Врач, даже снабжённый результатами самых современных анализов всего, что можно проанализировать, не может сказать в данный момент, что является самым узким местом в функционировании вашего организма и что нужно предпринять, чтобы в ближайшее время не оказаться жертвой какого-то нарушения работы вашего организма. Любой человек, способный прислушиваться к своему организму, в этом смысле обладает большим преимуществом перед врачом. Это преимущество усиливается знакомством с основами биохимии и физиологии.
Если вы обратились к врачу за помощью, то это значит, что вы упустили возможность оказать помощь самому себе. Формула "посоветуйся с самим собой" эффективно работает только при наличии соответствующих знаний и навыков. Использование этой формулы в текущей жизни снижает или даже избавляет от необходимости контакта с медициной и может быть особенно полезным в тех случаях, когда вам попался не тот врач. Когда супруги разводятся, то каждый из них может сформулировать причину неудовлетворённости спутником жизни. Значительно труднее установить, что вам попался не тот врач, а врач часто становится вашим реальным жизненным спутником. Если вы не обладаете навыками подвергать тщательному анализу всё, что с вами так или иначе происходит и, как следствие, безоговорочно доверяете врачу, который может быть родился, чтобы жить всю жизнь дураком, то можете стать жертвой некомпетентности и никогда об этом так и не узнаете. Нет более важной и эффективной области применения правила "доверяй, но проверяй", чем медицина.
Человека, постоянно обеспокоенного возможностью заболеть одной или несколькими болезнями, называют ипохондриком. Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems) десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10), ипохондрия в современных психологии и психиатрии считается психическим расстройством и называется "Ипохондрическим расстройством". Это состояние характеризуется жалобами или озабоченностью своим физическим здоровьем, восприятием своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположением, что кроме основного заболевания есть какое-то дополнительное. При этом человек может считать, что знает, какое у него "на самом деле" заболевание, но степень его убеждённости обычно раз от разу меняется, и он считает более вероятным то одно заболевание, то другое.
В соответствии с формулой принципа относительности, гласящей, что "три волоса на голове - мало, а три волоса в супе - много", ипохондрия, доведённая до уровня психического расстройства, не должна очернять жизненно важные и чрезвычайно положительные черты способности человека постоянно прислушиваться к своему организму, постоянно анализировать, какие факторы окружения и питания оказывают на организм положительные или отрицательные воздействия. Эта способность человека, которую можно было бы назвать акутелогией от греческого "ακούτε - прислушиваться", чрезвычайно важна для поддержания здоровья, и её необходимо развивать и совершенствовать всю жизнь. Акутелогии, которая является нормальной ипостасью ипохондрии, нужно учить людей, не владеющих основами биохимии и физиологии. И это вполне возможно.
О том, как правильно натягивать презерватив, сегодня учат детишек в школе на уроках сексуального воспитания. Но о том, как научиться правильно, по-научному прислушиваться к своему организму, не учат нигде. Казалось бы, любое государство, заинтересованное в повышении здоровья населения, должно было бы стремиться к организации курсов акутелогии для всех желающих, начиная с курсов для школьников. Но в реальности этого не происходит. Подобную практику оправдать нельзя, а причину такой ситуации объяснить непросто.
В науке существует два принципиально отличающихся подхода к исследованию. Один из них состоит в изучении деталей функционирования организма вне связи с его целостностью и это называется редукционизмом. Другой подход заключается в изучении поведения целостного неповрежденного организма в ответ на различные воздействия, и это называется холизмом. Поскольку в биологии действует строгий закон, гласящий, что целое - больше суммы его частей, то в реальности успех любого исследования обеспечивается тесным органичным взаимодействием методологии холизма с методологией редукционизма.
В реальности подобное взаимодействие встречается крайне редко. Причина заключается в том, что основным инструментом в редукционизме является техническое устройство, начиная от остро отточенного ножа и кончая новейшими моделями электронных микроскопов, в то время как в холизме основным инструментом исследования являются мозги исследователя. Мозги, образно говоря, нужны и для того, чтобы определить, что резать, где резать и как резать. Но в плане вопроса "для чего резать" интеллект "резателя", как правило, не восходит к целостному функционирующему неповрежденному организму, он восходит к совершенствованию "практики резанья" или, точнее, к техническому превосходству над предыдущими резателями. Цивилизационный прогресс за последнее столетие привёл к фантастическому усовершенствованию технических инструментов исследования, в то время как качество мозгов человека в среднем не изменилось или даже может быть изменилось в худшую сторону.
Научить обслуживать томограф, хроматограф, масс-спектрограф, интерпретировать на основе статистики результаты анализа человеческих тканей и жидкостей, пользоваться карманным компьютером и т.д. можно обучить любого человека средних способностей. Но любой "индивидуально болеющий" может принципиальным образом не вмещаться в статистические закономерности. Преподавание медицины базируется на статистике, поэтому отклонение от установленной нормы обезоруживает врача. Врач, обнаружив у своего пациента опасное повышение давление крови, прописывает ему принимать беникар. Через месяц выясняется, что беникар не помог, тогда ему выписываю фелодипин, потом байстолик, потом тектурну, потом, когда ничего не помогает, врач разводит руками, теряет оптимизм вместе с интересом к больному. А в реальности повышенное давление у пациента может быть в данном конкретном случае связано, например, с дефицитом витамина D, что в свою очередь приводит к нарушению метаболитического равновесия ионов кальция, влияющего на работу т.н. натриевого насоса, соответственно, приводящему к повышению давления.
Для того, чтобы мыслить холистически, врачу нужно не только знать, но и уметь абстрагировать, учиться на практике связывать индивидуальные особенности конкретного пациента с возможными заболеваниями и т.п. Это очень непросто, поскольку врач специализируется на использовании стандартных схем, регламентирующих на какие анализа направлять, какие лекарства прописывать, но при этом врачу нельзя рисковать, поскольку ложно использованная инициатива стократно хуже бездействия. В последнюю пару десятилетий наиболее бойкие юристы специализируются на помощи больным, ставшим жертвой врачебной инициативы. Они выколачивают из врачей и производителей медикаментов фантастические суммы, присваивая себе львинную часть за труды.
Если врач ориентируется на совершенно идиотскую безграмотно составленную инструкцию, то ему практически ничего не грозит в случае печальных результатов использования такой инструкции. А вот если он проявил инициативу, обнаружив у своего больного уникальный синдром и уникально подумав о его лечении, но ошибся, то такая ошибка ему может очень дорого стоить. В чёткие инструкции всего не вместишь, в особенности инструкции по применению средств, которые ничего не стоят. По этой причине врач может сознательно не рекомендовать пациенту средства, которые сам использует.
Одна женщина рассказала мне такую историю. В конце 50-х она работала в Пекине в качестве специалиста по организации детских садов. В какой-то момент времени женщина стала себя плохо чувствовать, худеть, у неё появилась изжога, тошнота. Она прошла полное обследование в советском посольстве, ей сказали, что у неё воспаление жёлчного пузыря, лечение не дало никаких результатов. Её знакомая из местных жителей российского происхождения посоветовала ей отправиться в китайскую аптеку, что она и сделала, поскольку ей стало уже невтерпёж. В аптеке, куда она направилась, находились четыре кабинки в которых важно восседали старики с бородами по пояс. Как она мне рассказывала, имея среднее медицинское образование, она не особенно надеялась на помощь, а увидев стариков без стетоскопов, она собиралась повернуть назад. Но сопровождавшая её знакомая сказала ей, что не бывает такого, чтобы китайские врачи не помогли.
Дедушка с бородой долго мерял ей пульсы после чего сообщил, что у неё "цервяцка" и указал рукой на печень. Знакомая впоследствии перевела с китайского, что у неё лямблии в жёлчном пузыре. Моя знакомая не могла поверить, что по пульсу можно определить наличие лямблий или по-научному жирардий, да ещё точно указать поражённый орган. Обычно лямблиозом заболевают дети, а ей к тому времени было лет 50. Она вновь отправилась в поликлинику при посольстве и там в итоге установили наличие цист лямблий. Врач посольства прописал ей фурозолидон, от которого у неё началась рвота и высыпала на теле сыпь. Всё та же знакомая настояла на повторном походе в аптеку. Старичок с бородой выписал ей питьё. Она мне показала бутылку из-под советского шампанского, на которой была наклеена бумажка с китайскими иероглифами. Бутылку она опорожнила, дедушкина водичка была даже немного вкусная. Через короткий срок повторный анализ показал, что "цервяцка" сдохли от дедушкиного снадобья.
На сегодняшний день существует достаточно надёжная техника диагностики лямблиозов, в том числе компьютерная диагностика. При лямблиозе врач выпишет один из десятка медпрепаратов, все из которых, однако, токсичны. Неизвестно, что намешали в китайской аптеке в бутылку из-под шампанского, но известно, что неплохие результаты даёт, например, препарат танаксол, в состав которого входят экстракты коры крушины, горькой полыньи, пижмы, тысячелистника, солянки холмовой. Но современный врач не будет себя позорить, выписывая лечебные средства, основанные на "бабкиных сказках". В отличие, например, от русской народной медицины, где знания передавались от матери к дочке, в китайской, тибетской, индийской традиционной медицине в течение тысячелетий в письменной форме копился опыт изучения человека в его целостной ипостаси и собирались сведения о лечебных свойствах агентов природного происхождения. Современная медицина на уровне практического врача в большинстве случаев полупрезрительно относится к этому ценному наследию. Ниже я ещё вернусь к этой теме.
В Википедии даётся такое определение медицины: "Медицина представляет собой систему научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни." И далее: "В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область биологии, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления. Теоретическая медицина - это первый шаг практики. Как правило, теоретическая медицина не затрагивает практику медицины в такой степени, в какой она занята теорией и исследованиями в медицине. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое, молекулярное понимание механизмов, лежащих в основе болезни и процесса выздоровления, тем самым создавая фундамент для всех медицинских приложений, диагностики и лечения."
Я привёл эту длинную цитату для того, чтобы объяснить одну из тайн мадридского двора под названием "медицина". В т.н. теоретической медицине существуют две области, состоящие в антагонистических отношения. Одна из них базируется на анализе (редукционизм), другая - на синтезе (холизм). К первой относится хирургия, био-аналитическая химия, фармакохимия, методы физико-химического анализа, т.н. методы физиотерапии, методы микробиологического анализа, УВЧ, лекарственный электрофорез, радиотерапия, лазеротерапия, магнитотерапия и т.п. Исключая бОльшую часть хирургии, можно сказать, что успехи во всех перечисленных областях науки и практики области, связанной с анализом, приводят, как это ни странно кажется на первый взгляд, к снижению уровня знаний во второй области - области терапии, т.е. лечения индивидуальных пациентов.
Врач получает поступ ко всё более широкому выбору возможностей диагностики и лечения, но одновременно с этим теряет очень важные качества, основанные на восприятии пациента, как целостной системы. Пациент для него превращается в некий прототип компьютерного файла, в котором собрана информация о всех возможных заболеваниях. На самом же деле число возможных вариантов в живом организме намного превосходит эту по большей части аддитивную сумму накопленных наукой знаний. Продолжительность жизни людей год от года растёт и многие склонны относить это к совершенствованию медицинского обслуживания, развитию теоретического медицинского знания и т.п. . На самом же деле роль терапии здесь непомерно раздута. Хирургическое вмешательство, аналитическая биохимия, методы физического анализа - всё это позволяет быстрее и точнее поставить диагноз, но это вовсе не означает прогресс в лечении заболеваний и тем более прогресс в профилактике заболеваний.
Основные проблемы медицины остаются нерешёнными и в большинстве случаев кажутся нерешаемыми при наличии большого числа оптимистов, получающих немалые гранты за свой оптимизм. До сих пор, например, существует грипп, и какие бы вакцины не выдумывали, он почему-то никуда не уходит, также как и некоторые другие вирусные болезни. Сердечно-сосудистые заболевания занимают чуть ли не половину причин смертности. Хотя сегодня в среднем из трёх больных раком удаётся спасти одного, хотя ежедневно публикуется огромное число научных статей в области онкологии, в целом причина онкологических заболеваний остётся непонятной. Смертность от рака в большинстве экономически развитых стран увеличилась за 50 лет в 2-3 раза. Ежегодно в мире умирает от рака не менее 2 млн. человек. Диабет, ожирение, нервно-психические заболевания, артрит, повышенное кровяное давление... Не найдено до сих пор эффективного лекарства против вируса СПИДа, покрытой мраком остается и история его появления на нашей планете. Каждый день СПИДом заболевают 16 тысяч людей по всему миру, из них 95 процентов приходится на развивающиеся страны. В решении перечисленных проблем медицины нужны качественно иные мозги, а где их взять?
Я вовсе не задавался целью критиковать современную медицину. Для этого необходимо было бы написать большую книгу. У меня были две задачи. Во-первых, я хотел подчеркнуть, что каждый из нас способен помочь себе меньше болеть. Во-вторых, я хотел подчеркнуть, что современная медицина представляет собой тоталитарную религию и самым активным образом противодействует другим религиям, например, народной медицине, и атеистам, которые занимаются самолечением и самопрофилактикой. В следующей части я подробно остановлюсь на этих двух вопросах.
Часть I
Часть III