2. Вопросы на посошок
Итак, в предыдущей части этой главы я сформулировал весьма непростую задачу идентификации некого мифического микросущества под названием "Демон веры", сформулировал задачу установления, где именно в мозге, в бесконечно большом множестве его нейронов и десятках анатомически специализированных компартментов сосредоточены участки, ответственные за поддержания веры и сохранения её комплексного влияния на феноменологию сознания. Здесь, прежде чем двинуться дальше, мне придётся раскрыть одну из сокровенных тайн моего "Я".
С детства я терпеть не мог участвовать в соревнованиях, решать головоломки, пытаться кого-то перещеголять, надувать щёки и вообще как-то работать на публику. Но я очень любил совершать подвиги перед самим собой. Смысл этих подвигов состоял в решении втихомолку задач, которые вызывали у меня интерес по той или иной причине и которые оказались не по зубам многим знаменитостям. При этом я всегда ощущал в себе две очень непрезентабельные черты. Одна из них состоит в том, что я всегда боялся испугать самого себя при постановке проблемы, решить которую вознамерился. Известно, что, совершая многие великие подвиги, люди не задумываются о последствиях. Остановись они на мгновение и подумай о том, чем может кончиться их намерение, - подвига бы не было. Вторая нехорошая черта заключается в том, что как только я начинал понимать, в чём состоит решение поставленной задачи, то терял всякий интерес к деталям, к тому, чтобы довести дело до логического конца, т.е. попросту говоря, проявлял эгоизм, работая исключительно на себя.
С появлением Живого Журнала я осознал возможность смягчать действие этих непрезентабельных качеств моей личности. Во-первых, начиная какое-то исследование, я стараюсь сделать всё, чтобы максимально близко к теме описать задачу в очень общих чертах, но так, чтобы не испугать себя, так, чтобы не приходилось задирать голову и обнаруживать, что решение проблемы уходит в бескрайние выси человеческого интеллекта и, что самое противное, удаляется по мере приближения к пониманию того, чем всё должно в итоге кончиться. Второе безответственное качество моей личности оказалось возможным элиминировать, благодаря чувству ответственности перед читателями моего журнала. Т.е. нужно вначале как можно более художественнее подать описание того, чем кончится то, что я ещё и не начал, и стыд не позволит мне бросить работу на полдороге, как я это часто делал и, к сожалению, иногда делаю.
Поскольку я уже написал вступление и в общих чертах объяснил, что задался целью обнаружить и описать Демона веры, то отступать мне не имеет никакого смысла, но перед тем, как окунуться в работу, я, как принято, должен составить подробный план исследований. Подозреваю, что, если бы я задался целью хотя бы в общих чертах составить такой план перед написанием первой части, то бросил бы работу после первых 2-3 абзацев. Однакомившись с проблемным планом исследований, вы поймёте, почему я интуитивно старался не вникать в подробности этой неимоверно сложной работы.
Прежде всего необходимо хотя бы в общих чертах представить себе, что за существо этот Демон веры (вопрос №1): совокупность нейронов, единичная клетка, вирус, молекула, волна? Страшнее всего было бы убедиться, что это - макромолекула. Хотя по образованию я - химик, но этот вариант был бы самым неподдающимся исследованию. Сразу вспоминаются фрагменты из талантливой книги Карела Чапека "Фабрика Абсолюта":
"Представь себе, - повторил Марек, - что любая материя содержит Абсолют в плену, назовем ее, к примеру, связанной, инертной энергией, или, еще проще, скажем, что бог вездесущ - он в любой материи и в любой ее частице. Так, вот представь себе, что ты начисто уничтожаешь какую-то часть материи, уничтожаешь, на первый взгляд, совершенно без остатка, но поскольку любая материя - это, собственно, материя плюс Абсолют, тебе удается уничтожить только материю, а неистребимая часть ее, химически чистый, освобожденный, деятельный Абсолют остается. Остается неразложимый химически, нематериальный резидиум, у которого нет ни линий спектра, ни атомного веса, ни химической валентности, ни подчинения закону Мариотта, - словом, никаких, ни малейших свойств материи. И остаток этот есть чистый бог. Химическое «ничто», обладающее колоссальной силой воздействия. Поскольку это «ничто» эфемерно, на него не распространяются законы материи. Уж из одного этого вытекает, что химическое «ничто» проявляется сверхъестественно, в виде чуда. Вывод этот напрашивается из простого предположения, что бог присутствует в материи".
Однако будем считать, что молекулы не способны улавливать смысл логических заключений, угрожающих подавлением символов веры, и богу трудно было бы реализовывать в них свои божеские потенции. По-видимому, не способны к этому и вирусы. Остановимся на том, что Демон веры представляет собой некую совокупность клеток, может быть даже вариант специфической нейронной ткани, обладающей некоторой формой автономности от других структур мозга. В таком случае сразу возникает вопрос №2: каковы отношения между Демоном и хозяином? В природе существует множество форм взаимоотношения хозяина с эндосимбионтами. Важно знать какая форма симбиоза наличествует в данном случае. Это может быть паразитизм, когда Демон выполняет роль вампира, может быть комменсализм, когда выигрывает Демон, а хозяину решительно наплевать на всё или же наоборот, может быть аменсализм, если, например, Демон эксплуатирует духовные силы хозяина, а хозяин при этом и в ус не дует.
Но все мы прекрасно знаем, что Демоны веры способны и к экзосимбиозу. Именно эта форма взаимодействия Демонов веры порождает религию. Вопрос №3 заключается в том, каким образом достигается междемонное взаимодействие, как они умудряются встречаться и обмениваться своими персональными наработками? Понятно, что Демон веры обладает строгой специфичностью, поскольку обслуживает индивидуум со всем многообразием его отличий от других людей. Вопрос №4 состоит в том, существуют ли групповые общности Демонов веры, т.е. грубо говоря, делятся ли Демоны по-национальностям, группам, специальностям?
В предыдущем разделе я говорил о том, что верующие, в которых поселился Демон веры, в подавляющем большинстве случаев не подозревают, что ими кто-то манипулирует. Занимаясь проблемами религиозной демонологии, невозможно не иметь ясное представление по вопросу № 5 о том, что такое бессознательное в качестве совокупности психических процессов, которые личность не в состоянии субъективно контролировать. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания: всякого рода телесные автоматизмы, привычные страхи, естественные влечения и индивидуальные предпочтения, которые проявляются бесконтрольно. Развитием концепции бессознательного занимались многие выдающиеся умы, например, Г. Лейбниц, И. Кант, З. Фрейд, К. Юнг и другие. И тем не менее, в современном понимании бессознательного отсутствует цельность и ясная нейро-физиологическая интерпретация этого понятия. Все, кто исследовал проблему бессознательного, употребляя один термин, обычно имели ввиду какую-то конкретную разновидность бессознательного.
Совершенно ясно, что копаясь в бессознательном, которое по определению не расположено выдавать свои тайны, изучая интимную жизнь Демона веры, но не имея ни малейшего представления о том, где он обитает и как руководит психикой, мы не можем обойти общими словами описание того, как функционирует мозг человека по крайней мере в тех вопросах, которые имеют отношение к поставленной задаче. Принято считать, что мозг человека состоит из трёх слоёв: мозга рептилий (R-комплекса), лимбической системы (мозга млекопитающего) и неокортекса (коры головного мозга человека). Естественно, невозможно пройти мимо вопроса №6: в каком из трёх слоёв устроил себе обитель Демон веры?
Хотя мозг принято рассматривать в качестве единой структуры, в действительности же он разделен на две половины, функции которых - моторные, сенсорные, психические и пр. асимметричны. Эти две части мозга, две гемисферы, плотно прилегают друг к другу внутри черепной коробки и отделены друг от друга глубокой продольной щелью (fissura longitudinalis cerebri). Следующий вопрос №7, на который невозможно не дать ответа, состоит в выяснении того, какую из гемисфер мозга облюбовал себе Демон веры? А может он функционирует в обеих гемисферах одновременно? Для ответа на этот вопрос, необходимо ответить на три вопроса. Вопрос №8: почему и мозг человека, и мозг других позвоночных имеет две половины, каждая из которых представляет собой по существу автономный мозг? Выполняются ли у животных, как и у человека, те функции, которые поддерживает разделение мозга? Вопрос №9: с какой целью эволюция создала две гемисферы, нельзя ли было в одном мозге совместить функции двух половинок? Вопрос №10: если Демон функционирует, опираясь преимущественно на одну из гемисфер, то каковы закономерности изменения асимметричности гемисфер в процессе роста и развития? И, наконец, вопрос №11: Как в филогенезе и в онтогенезе формируется асимметрия мозга? Но если мозг состоит из двух половинок, то каким образом эти половинки между собой взаимодействуют (вопрос №12)? Мне всегда везло на число 13, поэтому под этим номером я ставлю самый важный вопрос №13: как рождается Демон веры?
Я привёл этот перечень вопросов для того, чтобы наметить путь и продемонстрировать, что это не будет лёгкой прогулкой. Я не думаю, что число вопросов ограничится цифрой 13. Я буду отвечать на эти вопросы не по порядку, а так, как Бог на душу положит. Но попытаюсь на все означенные вопросы ответить.
(Продолжение следует)