1. Демон веры
Очень рано, ещё в школьные годы, меня заинтересовала причина того, что по моим наблюдениям люди верующие - безотносительно во что: в Бога, в то, что Земля покоится на трёх китах, или в то, что биологические организмы являются термодинамически открытыми системами - каким-то необыкновенным и необъяснимым образом способны непроизвольно игнорировать очевидные факты и очевидную логику соотнесения этих фактов. Эти люди, будучи в совершенно, казалось бы, здравом уме, нормально воспринимают то, что им говорят, но убедить их в чём-то, что противоречит их вере, практически не представляется возможным.
Таких верующих немало не только среди малоученых, но и среди высокоучёных. Последних, например, невозможно смутить тем, что вероятность практической реализации процессов, в существование которых они веруют, равна абсолютному нулю. Они обязательно что-то придумают, чтобы обойти этот абсолютный нуль. Например, им демонстрируют, что вероятность возникновения жизни на Земле с помощью механизмов, в реальность которых они веруют, равна десяти в минус двадцатой степени, т.е вероятность невообразимо мала. А они говорят, что в Галактике имеется десять в двадцатой степени планет, что уравновешивает эту низкую вероятность и делает процесс реальным. Нормальный, ординарный ум до такого изощрённого способа брутального насилия над логикой никогда бы не додумался.
Истово верующие в большинстве своём обладают потрясающей способностью подбирать нужные факты и манипулировать ими в стремлении даже не столько для собеседника, сколько, по-видимому, для себя, ограждать объект веры от любой информации, способной эту веру поколебать или ослабить. Защита от покушения на основы не всегда ими самими осознаваемого мистицизма порой приобретает у таких людей черты, сходные с борьбой за жизнь. Часто их реакция на, казалось бы, самые безобидные факты и предположения напоминает психический срыв и представляется совершенно необъяснимой. В таких случая в спорах даже те верующие, которые обычно не блещут особым интеллектом, вдруг становятся невероятно вязкими спорщиками, откуда-то из глубин памяти извлекают самые неожиданные аргументы и с необыкновенной эффективностью и, главное, искренностью, ими манипулируют.
В своей жизни я столкивался с очень большим числом случаев, когда понимал, что спорить с тем или иным человеком абсолютно бесполезно, поскольку в определенных ситуациях вера отнимает у него прерогативу здраво мыслить, запрещает обращаться к некоторым приёмам познания, которыми он свободно может оперировать в любых других ситуациях, не касающихся предмета веры. В таких случаях он сам не осознаёт, что вера им манипулирует. Не понимает, что то, как он говорит, как строит свою мимику, каким образом жестикулирует, ему диктует вера, давлению которой он не имеет ни силы, ни желания сопротивляться.
Вопрос, который меня интересовал всегда: где именно в мозге, в бесконечно большом множестве его нейронов и десятках анатомически специализированных компартментов сосредоточены участки, ответственные за функциональное поддержание веры и сохранение её комплексного влияния на феноменологию сознания, ответственные за жестко очерченную интенциональность в мыслительных процессах, прямо или косвенно затрагивающих основы веры? Каким образом вера управляет поведением и мышлением верующего? Как вообще вера возникает? Почему вера заставляет человека игнорировать логику? Наконец, вопрос, относящийся в большей степени к сфере научной фантастики: могут ли обладать животные способностью веровать? Иногда факт своей облигатной зависимости от веры человек даже может интуитивно чувствовать, однако ничего против диктата веры поделать не в состоянии, и послушно, иногда даже с некоторой отрешенностью, но с неодолимым упорством продолжает опровергать очевидное при подозрении покушения на основы его веры.
Описанный выше феномен меня весьма заинтересовал и интересует до сих пор не меньше, чем тогда. Не имея достаточных знаний, я пытался по-дилетантски разобраться в том, что такое вера и как она возникает. Я подробно об этом писал в рассказе "
В коллективе верится лучше". Попросил родителей выписать мне журнал "Наука и Религия", стал ходить по церквям, но всё это не прибавило мне знаний. По молодости лет у меня возникали ощущения, что вера как-то связана с психопатологией. Я стал читать литературу по психиатрии. В частности очень похожей на описанную манеру общения верующих с неверующими мне показалась хорошо известная в психиатрии т.н. "маниакальная защита". Я кажется прочёл все советские учебники по психиатрии и до сих пор помню множество описанных в них случаев. Однако основательное штудирование психиатрии так ни к чему не привело: почувствовать наличие связи между характерными особенностями поведения верующих и возникавшими в моей голове гипотезами у меня не получилось.
Резюмируя сказанное, стоит добавить, что отмеченные мною черты с наибольшей выразительностью присущи не только верующим в Бога или во что-то конкретно обозначенное. Они свойствены и неверующим во что-то конкретное, но озабоченным со всем упорством защищать от развенчания некую психо-физиологическую манеру своего мироощущения, игнорирование и отбрасывание которой для этих людей несовместимо с их комфортным существованием. Очень важной чертой нетерпимости истово верующих является то, что они не переносят не только прямое покушение на символы своей веры, но наполняются пассивной или активной агрессией, когда неверие или пренебрежение верой демонстрируют совершенно посторонние им люди. Это обстоятельство чётко подтверждает то, что главной заботой верующих является стремление оградить самих себя от сомнений в своей вере.
Наконец, у меня всегда присутствовало странное ощущение наличия корреляции между спонтанным возникновением агрессии верующих при покушении на символы их веры и описанной знаменитым французским психологом и социологом Гюставом Лебоном (1841-1931) закономерностью особой реакции толпы на упрощённые лозунги. Я понимал, что предположение о существовании жесткой связи между поведением толпы в ситуации возбуждения и поведением верующих не может не показаться надуманным, но я твёрдо верил в наличие такой корреляции и пытался найти ей объяснение.
В своей книге "Психология народов и масс" Г. Лебон писал: "У веры нет другого более серьёзного врага, чем вера... Убежденный человек, над которым господствует какая-нибудь идея, религиозная или другая, неприступен для рассуждений, как бы основательны они ни были... Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее". Эти высказывания Г. Лебона полностью соответствует тем моим наблюдениям, которые я описывал выше. Но затронутая здесь тема имеет, по-видимому, полимодальный характер и касается широкого спектра проблем, связанных с отклонением от психической нормы под влияние широкого спектра качественно различных ипостасей веры.
В последнее десятилетие в особенности я стал понимать, что к категории религиозно верующих в полной мере относятся и многочисленные жертвы промывания мозгов в СССР, как живущие в России, так и комфортно устроившиеся вне её. Это обстоятельство в ещё большей степени, казалось бы, затрудняло ответ на означенные выше вопросы. В самом деле: не может же вера в социализм-коммунизм основываться на ностальгических воспоминаниях о стояниях в огромных очередях за суповыми наборами из кем-то обглоданных костей, на воспоминаниях о постоянной активности на предмет выяснения "что здесь дают"? А тот факт, что в СССР был дефицит всего кроме цитат из высказываний классиков марксизма-ленинизма, непредвзято думающий человек оспорить просто не в состоянии, если это состояние не диктуется особой формой патологии. Очень трудно объяснить механизм того, что политические пристрастия или, например, любовь к футбольной команде в некоторых ситуациях способны довести людей до безумия.
Наблюдения пытливого человека являются всего лишь констатацией факта и могут сопровождаться вероятностной интерпретацией этих наблюдений в попытке придти к обобщениям методом индукции. Такой метод познания лишь в очень редких случаях может привести к созданию гипотезы, объясняющей общие причины, лежашие в основе явления. Здесь имеет смысл привести простую аналогию. У гомойотермных животных, к которым относится человек, температура тела близка к постоянной. Но в определенных ситуациях температура может отклоняться от нормы. Известно, что повышение температуры тела сопровождает аллергические и неврологические реакции, лекарственные лихорадки, перегрев, воспалительные процессы, прорезывание зубов у малышей, состояние, предшествующее менструации, застуженные почки, ревматизм, опухоли, заболевания щитовидной железы и т.д. Эти различные нарушения нормы приводят к сходным результатам, выражающимся в повышении температуры тела.
Перечисление и коллекционирование фактов таких нарушений никак не может привести к пониманию механизмов, лежащих в основе гипотермии. В настоящее время такое понимание отсутствует. Можно лишь сделать заключение о том, что при повышенной температуре тела в организме активируются защитные реакции. Точно также в связи с исследованием проблем, связанных с деформацией мыслительных процессов под влиянием верований, возникает весьма непростой вопрос о том, существует ли нейро-физиологическое обоснование означенных феноменов человеческой психики, и, если существует, то на чём построен их фундамент. Насколько мне известно, происхождение этих феноменов никто никогда не пытался объяснить с подобной позиции.
Со временем, занимаясь проблемами самоорганизации, я стал в значительно большей степени интересоваться механизмами возникновения мистической веры. Причиной этого особого интереса являлось следующее обстоятельство. Согласно определению, которого я придерживаюсь, самоорганизующимися системами являются такие самопроизвольно функционирующие природные многофункциональные образования, которые не имеют центра управления и спонтанно реагируют на изменение параметров внешней среды. Практически абсолютное большинство сложных природных самоорганизующихся систем представляют собой комплексные системы самоорганизующихся систем. Так, например, человек представляет собой результат эволюционно возникшего спонтанного взаимодействия ряда систем: нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, суставов, кожных покровов и т.д., между которыми существует сложная система доменных границ и нейро-гуморальных взаимодействий.
И вдруг оказывается, что мозг, являющийся самоорганизующейся системой внутри самоорганизующейся нервной системы, в некоторых особых ситуациях приобретает центр управления психикой, отражающей субъективный внутренний мир человека. В нормальном состоянии жизнедеятельности мозг является самоорганизующейся системой. Мозгом человека никто не управляет. Соответственно, неуправляем и разум, являющийся продуктом функционирования мозга. И вдруг, повторяю, по какой-то непонятной причине в мозгу поселяется "Демон веры", в управление которым переходит некий клапан, открывающий путь определенным продуктам мыслительной деятельности и закрывающий путь иным, нежелательным с точки зрения Демона веры.
В древнегреческой мифологии демоном являлось некое странное существо, выполняющее задачи, за которые не хотят браться боги. И богов вполне можно было понять. Так, древнегреческие боги третьего поколения были ответственны за руководство широкими областями жизнедеятельности людей, а в задачи Демона веры входит индивидуальная работа с каждым человеком, что мелко и унизительно для деятельности существ божественного масштаба. Демон веры выполняет чрезвычайно сложную работу, основанную на детальном знании суммарного жизненного опыта подведомственного ему человека, на всей совокупности данных о объектах и событиях, хранящихся в памяти такого человека, на специфике генетических, анатомических, биохимических особенностей управляемой им личности. Понятно, что формирование полной глухоты к логике и амнезии к фактам и событиям в тех случаях, когда логика и память угрожают подрывом или деформацией веры подчинённому Демона веры, - задача и чрезвычайно сложная, и чрезвычайно специфичная.
Сложность и специфичность задач, выполняемых Демонами веры, невероятным образом затрудняет анализ закономерностей заселения ими психики человека, изменения профессиональных качеств демонов в процессе роста и развития организма хозяина, а главное, понимание того, как демоны разных людей умудряются взаимодействовать друг с другом, т.е. понимание того, как возникают и формируются религии. Ниже я попытаюсь объяснить причины, по которым на мой взгляд в подавляющем большинстве случаев вера и логика, а точнее сказать, вера и самоочевидность несовместимы. Главный акцент в моём исследовании будет сделан именно на самоорганизационный аспект этого удивительного феномена. Для выполнения поставленной задачи и придания разрабатываемой мною гипотезе как можно большей убедительности, мне придётся рассмотреть широкий спектр проблем, связанных с мозгом и мышлением.
(Продолжение следует)