Что такое жизнь и как она возникла? I-7-9. Что такое информация?

Jan 28, 2014 22:12

I-7-9. Что такое информация?
Что такое жизнь и как она возникла?

Существует явная аналогия между восприятием понятий "бог" и "информация". Информация, как и бог, везде и в то же время, как и бог, нигде, поскольку объективно с помощью аналитических методов установить смысл информации невозможно также, как объективно установить присутствие бога и его участие в человеческих делах. Сказанное демонстрирует особую роль понятия "информация" в жизни человеческого общества. И бог, и информация является производными от сознания. Можно измерить некоторые свойства информации, например, вычислить степень её сжатия, степень хаотичности, определить объём "информации" в байтах и т.д. Однако, в байтах можно выразить не только объём научной публикации или объём поэтического наследия конкретного поэта, но и объём информационной абракадабры, не содержащей ни грана смысла. Энтропию информации можно применить к оценке хаотичности не только информации, но и любой бессмысленной совокупности частей. Степень сжатия информации определяется вне всякой связи с качеством этой информации.

Для того, чтобы избавиться от информации, записанной на хард-диске компьютера, нужно сделать так, чтобы её не мог воспринимать мозг человека. Для этого достаточно абсолютно идентичную информацию много раз перезаписывать с небольшим сдвигом. И тогда "криптоинформация", повторенная определенным образом на хард-диске перестанет быть источником информацией. Иными словами, можно условно измерить некоторые свойства информации, но содержание и смысл информации, то есть того самого главного, что определяет понятие "информация", измерить объективными методами нельзя, поскольку восприятие информации - это сугубо биологическое свойство. Если не различать информацию от криптоинформации, содержащейся на инфортрегере и не являющейся актуальной информацией без её восприятия органами чувств человека и его сознанием, то тогда со всей определенностью необходио поставить знак равенства между смыслом и бессмысленностью.

Бессмысленность, т.е. отсутствие смысла, является антонимом информации. Смысл - это понятие подразумеваемое, относительное, зависящее от широкого спектра конкретных фрагментарных знаний и частных смыслов, объединённых в некую целостность, реальные границы которой могут быть неуловимы и чисто интуитивно воспринимаемы, но они существуют. Причём главное здесь - в том, что целостность, в границах которой смысл получает отличие от бессмысленности, обладает неразрывной связью с особенностями личности, воспринимающей и формирующей данный смысл. Например, возглас "Ха-ха-ха!" сам по себе смысла практически не имеет, но воспринятый конкретным человеком в контексте с реальными событиями, будет иметь совершенно конкретный смысл.

Возглас "Я голодный!" имеет более конкретный смысл вне зависимости от контекста, слова "Я хочу есть!" уже невозможно произвольно интерпретировать, а слова "Я хочу съесть мясо!" уже близки к абсолютной информативности, хотя мясо бывает варёным, жареным, копчёным и т.д. Мясо может лежать на столе, и нужно лишь протянуть руку, чтобы его съесть, мясо может лежать в холодильнике, как в сыром, так и в приготовленном виде, за мясом нужно будет съездить в магазин и т.д. Т.е. в каждом конкретном случае эти четыре слова будут содержать очень конкретный смысл для конкретного человека, которому эти четыре слова предназначены. Т.о. экзоинформация в виде идентичного набора слов или в виде идентичных инфотрегеров, может нести в себе различный смысл, т.е. содержать в себе различную информацию, смысл которой будет зависеть от акцептора экзоинформации и условий, в которых он пребывает.

Но и абсолютно идентичная информация может быть передана с помощью большого числа различных инфотрегеров. Таким образом, роль носителя информации может играть более или менее существенную роль лишь с точки зрения технической и никак не более. Иными словами, поклажу можно переносить на плечах, поместив в сумку или в чемодан, передвигая поклажу с помощью тележки, отправив по почте. Различные способы перемещения могут быть более или менее удобными, но поклажа при этом остаётся той же самой.

Выбитые на камне иероглифы, смысл которых непонятен, в соответствии с существующей практикой вполне допустимо называть информацией, поскольку имеется ввиду, что они о чём-то могут рассказать, что выбитое на камне сообщение несёт в себе некий смысл. Смысл этих иероглифов, соответственно, криптоинформации в них заложенной, может превратиться в информацию только с помощью исследователя, расшифровавшего эти иероглифы. В противном случае информация или смысл, содержащийся в иероглифах, сам по себе проявиться никоим образом не сможет. Никто в здравом уме не спутает смысл двух сообщений: "Гражданин А съездил в город В" и "Поезд номер Х с гражданином А приехал в город В". Но в отношении информации подобного рода путанница возникает систематически.

Много веков назад, когда люди не чувствовали большой потребности в строгой оценке терминологической адекватности многих важных научных понятий, нереализованная информация, хранящаяся в инфотрегерах в криптоформе, и актуальная информация, воспринятая живым существом, обозначались одним и тем же термином. И это - вовсе не сиамские близнецы лингвистики. Понятия, заключенные в терминах "информация" и "носитель информации" - это живое и неживое, скованные одной цепью. Издавна имелось ввиду, что подобное смешение не несёт в себе никакой опасности и просто нет проблем в том, чтобы при необходимости разобраться, что к чему. Именно по этой причине понятие "информация" в настоящее время совершенно непонятно. Эта вопиющая терминологическая мешанина носителя с носимым практически никогда по-серьёзному не ревизовалась, несмотря на довольно большое число публикаций по проблеме информации в последние пол века.

Наука с давних времён самым незатейливым образом приспосабливалась к непониманию того, что такое информация. В особенности это непонимание было полезно для различных разделов физики, поскольку между физикой и биологией связи строго односторонние: физика безрезультатно пыталась установить закономерности феномена функционирования биологических организмов, в то время как биология успешно пользуется инструментами физического знания. Как я уже говорил об этом выше, физика к информации не имеет ни малейшего отношения. С позиций физических сущность чисто биологического понятия "информация" невыводима. Физика имеет отношения не к информации, а к инфотрегерам. В физике замена понятия "информация" понятием "качество информации" вполне успешно эксплуатируется. Физика не заинтересована в том, чтобы принять идею об отсутствии существования информации вне живого организма.

Стивен Хокинг с начала 70-х активно исследовал взаимодействие черных дыр (от которых он недавно кажется отказался) с информацией. Эта интересная область матфизики оперировала понятием "информация" при полном отсутствии какого-то внятного определения, что это такое на самом деле. В физике мерой беспорядкп для термодинамической системы является энтропия системы, тогда как информация (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Но в такого рода физическом понимания информации нет и малейших следов информации. Здесь речь идёт всего лишь о характеристике, приложимой и к информации, так, как, например, понятие "ажурный" приложимо не только к кружевам.

В наше время появился и активно проявляется ещё один бенефициар указанного непонимания. Это - специфические области социологии и социальной активности, заинтересованные в том, чтобы рассматривать социум в качестве совокупности людей с неким усреднённым уровнем систем восприятия и осмысления воспринятого, а не в качестве множества индивидуальностей, резко отличающихся друг от друга своими способностями, в частности, способностями специфически воспринимать и продуцировать информацию. Непонимание разницы между информацией и инфотрегерами этой информации проявляется во всех т.н. средствах массовой информации и науках, обслуживающих массовость этой информации.

Вообще единственный путь навести порядок в путаннице, окружающей понятие "информация", это отделить его от понятия "носитель криптоинформации". В этом случае всё невероятно упрощается. Информация как форма проявления феномена живого сразу же органически входит в инфобиосферу и становится совместимой с любым уровнем иерархии живых существ, воспринимающих и продуцирующих информацию, - от человека до бактерий. В этом случае, например, химические вещества, продуцируемые с разными целями одними организмами, можно рассматривать в качестве инфотрегеров специфической экзоинформации, предназначенной для других организмов.

В этой же связи с точки зрения генерирования эндоинформации и продуцирования экзоинформации человеком допустимо говорить о некоторых дальних биосферных аналогиях в многообразии человеческих характеров и способностей. Процессы восприятия эндоинформации, её переработки с помощью мыслительной деятельности, её накопления в памяти можно сравнить с процессами анаболизма (синтеза). Продукцию экзоинформации, предназначенную для других особей Homo sapiens, основанную на извлечении ранее приобретённой эндоинформации, хранимой в памяти и переосмысленной, можно сравнивать с катаболизмом (разложением).

Также допустимо говорить о некоторых дальних аналогиях в продуцировании и потреблении информации. Люди, создающие новые идеи, перерабатывающие картины мира в некоторые абстракции и классифицирующие полученные выводы в блоки мировоззренческого уровня, изобретатели нового, умеющие увидеть в приевшейся обыденности неизвестные ранее связи и зависимости, очень напоминают автотрофов. Они из простых кирпичиков извлечённой и накопленной информации строят сложные конструкции знания, а уже этими сложными массивами знания питаются люди "гетеротрофного образа мышления", неспособные к "автотрофной" мыслительной деятельности и склонные воспринимать и "переваривать" информацию только низкого уровня энтропии.

(Продолжение следует)


origin of life

Previous post Next post
Up