Что такое жизнь и как она возникла? III-2. Роль мистики в науке.

Aug 28, 2013 20:10

III-2. Роль мистики в науке
(Что такое жизнь и как она возникла)

Социология научного познания является малоразработанной областью философии. Между тем, невозможно судить о состоянии науки в такой сложной области, какой, например, является теория происхождения жизни на Земле, не имея представления о том, как взаимодействуют между собой многочисленные научные школы, методологии и формы познания, теоретические  подходы. Рассмотрим некоторые аспекты социологии научного познания, касающиеся взаимодействия научного и ненаучного подходов.

Если представить себе диаграмму, в которой по оси абсцисс в каком-то произвольном порядке расположены вариации по областям научных исследований в некоторой области науки, а по оси ординат - величина, пропорциональная некому условному уровню научного знания в данной области, то конфигурация фронта, разделяющего знание и незнание, на такой диаграмме будет показательной для различных типовых ситуаций. Принципиально можно наметить три типа ситуаций: 1) ровный или плавно изменяющийся фронт, 2) пузырь прорыва в уровне знания, 3) образование нового обширного фронта из растущего пузыря прорыва в область незнания, закрывающего и маскирующего прежний фронт.

Вне зависимости от количества публикаций на определенном участке такой диаграммы фронт может иметь стабильную конфигурацию в течение длительного срока и даже быть параллельным оси абсцисс. Это происходит в тех случаях, когда текущие экспериментальные и теоретические возможности науки не позволяют осуществить прорыв в виде создания качественно нового представление о предмете исследования. Ситуация второго типа возникает в том случае, когда такой прорыв осуществлён. Те научные школы и персоналии, которые длительное время были не в состоянии добиться конкретного успеха, с той или иной силой ожесточения критикуют этот потенциальный прорыв, и, если действительно найдено принципиально новое и правильное решение, совершено открытие, то в область прорыва начинает направлять свои силы подавляющее большинство работавших в данной научной области исследователей.

Хотя на эту тему не принято говорить откровенно, но влияние моды в науке обладает не меньшим могуществом, чем в обычной жизни.  В точке прорыва фронт знания начинает быстро расширяться, модный подход в науке начинает интенсивно осваиваться, между новой и старой областями знания сначала возникает непроницаемая граница, которая со временем отмирает, связь между старым и новым знаниями становится очевидной и легко анализируемой, новый фронт знания расширяется до тех пор, пока имеется возможность реализации нового потенциала, заложенного в открытии.

Но есть чрезвычайно простой способ преодолеть фронт, отделяющий текущее знание от незнания, вторгнуться в область незнания с гипотезой, якобы решающей все проблемы, и изобразить свою позицию настолько продвинутой, насколько желательно. Этот способ основан на использовании мистики и применяется в приложении к науке как сторонниками витализма, так и сторонниками использования божественной силы в интерпретации "научного" знания. Для включения элементов мистики в канву научной интерпертации порой достаточно всего лишь использовать понятия, смысл которых не раскрыт на требуемом уровне в необходимых деталях. Этот способ привлечь к себе внимание научной общественности и завоевать авторитет в той или иной области науки в большой степени зависит от персонального уровня элоквенции, но обычно подобные достижения имеют преходящую природу и быстро раскусываются не столь способной к красивой подаче материала массой учёных. Однако, существуют такие ситуации, когда включающие заведомую мистику гипотезы надолго занимают почётное стабильное место в науке.

Это происходит в тех случаях, когда в той или иной области науки нормальная активная жизнь может быть восстановлена лишь при одном условии: в виде создания нового фронта знания, маскированно не связанного со старым. Кто-то, используя сильно завуалированную мистику, строит новый, оторванный от реального, фронт знания, являющийся в реальности фронтом псевдознания. Уставшие от ощущения безысходности учёные получают возможность представлять к аккредитации свои гипотезы, которые без этого скрытого мистического мостика выглядели бы просто нелепо. Скажем, в наше время невозможно выдвинуть теорию происхождения жизни на Земле, не объяснив, как в соответствии с механизмом, заложенным в этой теории, возникла живая клетка. Но можно получить возможность с помощи инструмента мистики, сославшись на разработанную кем-то мистическую практику, перескочить эту критическую ступеньку и избежать необходимости и обязательности вместе с разработанной теорией углубляться в то, что теория на данный момент объяснить не в состоянии.

Мистическое учение называется мистицизмом, однако мистикой можно пользоваться эпизодически и в науке, не придерживаясь никакого системного учения. Мистика как практика обращения к сверхестественному - явление психическое. Очень часто мистика служит для защиты психики учёного, испытывающего тяжелое ощущение бессилия, причём - и это также особенность психики - учёный может не иметь ни малейшего представления о том, что сознательно мистифицирует научную общественность. Примеров долговременного включения мистического начала в канву научного знания можно привести множество, причём некоторые из этих включений отмечены нобелевскими премиями. Это и диссипативные структуры в термодинамике, и роль градиента протонов в синтезе АТФ, и многое другое. В следующей главе я расскажу о том вкладе мистического начала, который внесла в науку о происхождении жизни на Земле коацерватная теория Опарина.


origin of life

Previous post Next post
Up