III-5. У Бога своя физика
С самого начала своей работы в области биологии я начал ощущать упомянутый мною в одном из предыдущих разделов третий и главный вид осознания незнания. Я всё чаще и яснее понимал, что многие нелепости, с которыми я сталкивался, наблюдая жизнь науки, и которые в силу свойственного мне перфекционизма, а может быть и примитивизма, не мог и не желал не замечать, связаны едиными узами с каким-то грандиозным провалом в фундаменте современного биологического знания. Я - не только неверующий, я вообще по своей природе не могу быть верующим. Но именно по этой причине отстранённо я способен понять соотношение трансцедентного и реального в мироощущении верующего человека. Потустороннее постоянно присутствует в его сознании как нечто, ни во что не способное конкретно воплотиться, но одновременно неограничено совместимое со всеми компонентами внешнего и внутреннего мира. Это очень похоже на какое-то навязанное физиологией и биохимией мышления логическое основание, справедливость которого не может быть верифицирована по многим причинам, о которых я как-нибудь скажу ниже.
Испытывая отвращение к неспособности абсолютно всех авторов гипотез обойтись без той или иной дозы мистики в стремлении объясненить происхождение жизни на Земле, я постоянно испытывал всё более крепнущую мистическую веру в существование какого-то начала, объединяющего все живое. Я стал по-настоящему верующим, не представляя в какой-то конкретной ипостаси объект своей веры, и это мне очень помогло в моих исканиях. Уже значительно позднее я начал понимать, что в начале должна быть некая Первичность, как спрессованный эквивалент центрального понятия биологии. И эта Первичность в силу каких-то имманентных свойств должна быть способной к эволюции. По моим представлениям это понятие должно быть эквивалентом смысла жизни, единого смысла существования всего живого и одновременно центральным пунктом поиска в попытках понять, как возникла жизнь на Земле, а также как и почему она эволюционировала и диверсифицировалась в многообразие живого. Именно тотальная для всего живого ретроспективно воспринимаемая Первичность и ничто другое, как мне казалось, является объединяющим началом всего живого.
Хотел бы обратить внимание на то, что понятие Первичности в аспекте происхождения жизни вовсе не является тривиальным, простым и понятным. Ум подавляющего числа исследователей просто не в состоянии представить подобное понятие в сочетании с происхождением такого фундаментально сложного явления, каким является жизнь. Примитивные опаринские коацерватные капельки появились на свет в те времена, когда о сложных макромолекулярных структурах, участвующих в обмене веществ, практически ничего известно не было. Лишь в 30-х годах прошлого века стало более или менее понятно, как работают белковые катализаторы обменных процессов. О нуклеиновых кислотах информация стала появляться в 50-х годах прошлого века. А Опарин был виталистом, человеком, верующим в неподдающееся редукции беспредельно сложное понятие "жизненная сила", искренним поклонником Лепешинской и Лысенко, хотя впоследствии это отрицал. Поэтому он поступал в соответствии с технологией, хорошо описанной Аркадием Райкиным: "Примитивные коацерватные капли пишем, а беспредельно сложную и всмогущую жизненную силу на ум кладём!"
Одна знакомая мне рассказала, как их лабораторию, занимавшуюся методами выделения ДНК, посетил гений из народа - Герой Социалистического труда, кавалер восьми орденов Ленина, трижды лауреат Сталинской премии - академик Т.Д.Лысенко. Когда ему показали выделенную ДНК, он захохотал, воскликнув: "И в этом сером порошочке - наследственность! Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!". Головоломно сложный аттрибут природы любого живого организма, представленный серым порошочком, вызвал у академика хохот. Но если бы в те времена он был бы в курсе того, какую реальную головоломную сложность представляет собой химическая структура этого порошочка, то он отнёсся бы к нему со всей почтительностью, на какую был способен.
Этот пример высвечивает особенности психологии людей, которым с упорством, достойным лучшего применения, хотелось бы верить в то, что жизнь зародилась с помощью "умной" нуклеиновой кислоты. В эту совершенно дурацкую идею можно поверить только от интеллектуального бессилия и безысходности, проверить её теоретически и практически невозможно, и это обстоятельство является одним из главных факторов привлечения к ней сторонников. Технология осмысления, описанная Аркадием Райкиным здесь работает на полную мощность: говорим о нуклеиновых кислотах, а на "ум кладём" абсолютно невероятные подвиги жизненной силы, на которую открыто не указываем по соображениям, с наукой не связанным. Выйти на объяснение зарождения жизни на основе чего-то очень простого требует экстраординарных знаний, логики и интуиции. Доказывать всё это непросто. Куда проще оперировать псевдонаучной мистикой ДНК-культа: экстремально сложное возникло на основе экстремально сложного. Повторяю: принципиальное отсутствие возможности верификацировать этот бред подсознательно рассматривается, как это ни страно, в качестве одного из бенефитов этой "гипотезы".
Полностью отвергая мысль о том, что жизнь возникла из весьма простого начала, многие современные учёные, число которых включает почтенных академиков со внушительном набором научных регалий, утверждают, что первые молекулы нуклеиновой кислоты построили первую протоклетку. В живой природе насчитывается не менее 4 тысяч ферментов - сложнейших биополимеров белковой природы, осуществляющих бесчисленное множество биохимических процессов, протекающих с участием субстратов, коферментов и кофакторов. Но это множество - ничтожная малая доля реального многообразия взаимодействий биохимических реакций. Последнее представляет собой невероятно точное биохимическое сопряжение широкого разнообразия обменных реакций на уровне живого организма, сочетание процессов синтеза веществ (анаболизма) и процессов разложения веществ с выделением энергии (катаболизма). Малейшее нарушение этого сопряжения, как правило, сопряжено с гибелью организма.
Вообще-то, биологическая роль ДНК состоит в хранении и воспроизведении информации о фантастической сложности организации живых существ. То есть для того, чтобы ДНК приступила к тому, к чему природой предназначена, должно быть создано нечто чрезвычайно сложное, которое не только имеет смысл передавать потомству, но которое обладает и механизмом запуска ДНК в работу, в том числе и энергетическим обеспечением такой работы. Для объяснения того, каким образом могли возникнуть сложнейшие системы, информацию о которых можно и нужно копировать, существуют принципиально две версии: божественная и эволюционно-матричная. Помощь инопланетян, в которую, например, верил создатель генетического кода лауреат нобелевской премии Френсис Крик, здесь не учитывается, поскольку этот аспект объяснения происхождения жизни никак не объясняет того, кто, как и когда сотворил самих загадочных инопланетян.
Между двумя версиями возникновения жизни существует принципиальное различие. На Бога можно свалить всё, что угодно. Он сотворил небо и землю, приблизительно 750 млн лет назад он расколол на части самый ранний из известных суперконтинентов Земли - Родинию. Затем 550 лет тому назад он почему-то передумал и объединил расколотые им части Родинии в Паннотию, затем создал суперконтинент Пангею, которая распалась 180 миллионов лет назад. Около 1200 млн лет назад Бог создал первые водоросли, а 450 млн лет назад - первые высшие растения. 600 млн лет назад Бог занялся производством беспозвоночных животных, а 525 млн лет тому назад принялся за производство позвоночных, поскольку, по-видимому, почувствовал потребность в создании организмов, благодарных ему за проделанную тяжёлую работу и способных возносить ему благодарственные молитвы. Все перечисленные божественные подвиги составляют ничтожно малую часть проделанной им суммарной работы, и в отличие от религиозных источников точно задокументированы наукой.
Создание и распространение незнания, как правило, требует не менее, а иногда и более значительных усилий, нежели создание и распространение истинного знания. Когда в древности в человеческом обществе уровень знаний был ниже плинтуса, у людей, за исключением гениев типа Сократа, не было никаких иных возможностей объяснить происхождение окружающего их мира, кроме, как поверив в то, что Бог всё придумал, сотворил и предусмотрел. За прошедшие тысячелетия высокообразованные невежды создали стройную систему поддержания и закрепления незнания в умах особой категории людей, настроенных решать все проблемы мирозданья с помощью Бога, поскольку для этого большого ума иметь не надо. Было создано невообразимое количество религиозной литературы и в деталях отработаны приёмы наукообразия, целью которых было отучить людей обдумывать природу очевидного.
Труды многих поколений учёных от религии не пропали даром. Сегодня множество людей, получивших школьное и даже университетское образование, верят в то, что жизнь была создана Богом. Но ведь это - их личное дело! Если им хочется верить, так пусть верят! Но когда самые что ни на есть передовые представители современной науки образуют религиозную секту под названием "ДНК-культ", активно вбивают в голову полуграмотного большинства населения религиозные каноны, выдаваемые за достижение современной науки, то это трудно воспринимать людям, которые демонстрируют твёрдые намерения в своей научной деятельности не прятаться за спиной Бога.
Архиепископ Нафанаил из Львова говорит: "Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: "Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам, как к произведениям Своей бесконечной Премудрости. Поэтому и волю Свою Он обыкновенно совершает через природу и по ее законам ... По современному научному представлению материальная вселенная обязательно должна была получить начало от нематериальной причины, которую мы называем Господом Богом и свидетельствуем по Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю" ... После того, как Бог сотворил землю (т.е. земное материальное вещество), дальнейшее развитие вселенной, на которое Господь дал Свое благословение, совершалось по Им данным законам, без Его вмешательства, но при наличии Его руки, направляющей все процессы к намеченной Им цели.Так продолжалось до тех пор, пока на одной из точек вселенной не появилось нечто новое - жизнь".
В процессе своих невероятных подвигов Бог или получал энергию порциями откуда-то извне, или заключал в себе эту энергию изначально, или же для производства этих титанических работ вообще не нуждался в энергии. Все три приведенных варианта никоим образом не могут сочетаться с известными на сегодняшний день законами природы. Можно, конечно, сказать, что у Бога своя божественная физика (природа), не имеющая ничего общего с той физикой, которую Бог сотворил для планеты Земля и живущих на ней научных работников. В этом случае все проблемы сводятся к простой формуле: "Бог сотворил традиционно наблюдаемую и используемую человечеством физику, основы которой мы проходим в школе, исходя из своей особой божественной физики, мельчайших следов существования которой человечество до сих пор нигде и никогда не обнаруживало". Вот в этом утверждении, что "у Бога своя физика", человечество делится на две части, представители одной из которых говорят: "Верьте в то, во что вам верится, но не пытайтесь сделать из нас законченных идиотов!" К этой части человечества отношусь и я.