Легко ловить просветление в позе лотоса. Однако стоит подняться с коврика для медитаций и переместиться в супермаркет, где плавишься от жары в очереди за газировкой, как сразу превращаешься в зверя - ненавидишь весь магазин. Что же это за духовный рост такой, если люди не перестают ругаться? Разбираемся, в чем он состоит на самом деле и правда ли путь к развитию пролегает через попытки стать просветленным вдали от людей.
Вместо уединения - шумные компании
Одна из ключевых ошибок многих людей, которые стремятся к духовному росту, в том, что они стремятся к уединению или общаются только с напарниками по ретритам, медитациям и другим духовным практикам, а им нужно быть в гуще событий обычной повседневной жизни.
Причина такого противоречия в особенностях психического устройства.
Духовное развитие интересует далеко не всех. Большинство удовлетворяет схема «дом - семья - работа». Желание найти ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» есть только у людей со
звуковым вектором, и оно не всегда явно заметно. Иногда это желание выражается в неясной глухой тоске. Человек чувствует, что его жизнь проходит зря, утекает сквозь пальцы, пока он так и не приблизился к чему-то важному.
Психика звуковика устроена так, что общение с людьми для него в принципе вторично. Гораздо больше ему нравится вдали от людей ломать голову над отвлеченными философскими идеями, задумываться над тайнами космоса, решать головоломки или просто смотреть на звездное небо. Общение с людьми, у которых другие интересы, они считают глупым, поверхностным.
Духовность они понимают и формулируют по-разному: отсутствие обусловленности, снятие зашоренности, избавление от детских травм или что-то еще, но в корне это всегда желание понять, для чего живет каждый отдельный человек и в чем замысел мироздания в целом.
Звуковики знают по опыту, что им легче там, где меньше суеты и шума, поэтому, когда они решают заняться духовным ростом, их естественным побуждением в поисках смысла становится побег в тихое, уединенное место - туда, где им комфортно.
Они стараются отрешиться от земного, чтобы постичь высшие тайны. Но это не имеет отношения к духовности!
На самом деле ответы не на Тибете. На обычном табурете в оживленной столовой в обеденный перерыв можно понять о смысле жизни больше, чем в многодневной практике молчания или стояния на гвоздях.
Смотреть не вглубь себя, а по сторонам
Другая ошибка - сосредотачиваться на себе, а не на других. Есть заблуждение, что, только поняв себя, можно понять другого, хотя дела обстоят с точностью до наоборот.
Представьте, что вы - простой шар черного цвета и хотите описать свои свойства. Если вы обратите взор внутрь себя, то увидите только темную полость, и у вас не будет никакого инструментария, чтобы оценить ее.
Однако вот вы посмотрели вверх, и оказалось, что над вами - белый потолок. Вы уже точно знаете, что ваш цвет темнее, чем тот, сверху. К тому же вы понимаете немного больше о вашей форме: в отличие от плоского потолка, вы - сферический. Оценив размеры комнаты, в которой вы находитесь, можно понять больше о том, насколько вы велики или малы. И так, сравнивая собственные свойства с качествами внешних предметов, полностью описать себя.
Иначе вам не остается ничего, кроме как смотреть в темную пустоту внутри.
Мир устроен так, что ничего не существует само по себе, и только исследуя взаимосвязи между людьми и явлениями, мы можем говорить о том, что изучаем окружающую действительность.
Вот почему медитировать, сосредотачиваясь исключительно на себе самом, - путь в тупик.
Не стремиться к возвышенности, искать зло в себе
Третья ошибка - в стремлении к благообразности.
Как вы представляете себе просветленного человека? Это старец с седой бородой и приветливой улыбкой? Поджарый йог со стальным взглядом? Или монах, не снимающий вериги даже во сне?
Когда люди думают о духовном росте, то часто представляют, что дорога к нему - через возвышенные переживания, которые формируют соответствующий внешний облик. Очищаешь ум от нескончаемой болтовни в аскезе или находишь в сердце благодать в молитве - и переносишься туда, где нет тайн, а люди - братья. Если когда-то это работало, то не для современных людей - они другие.
На самом деле в духовном развитии вполне может преуспеть обычный клерк, спешащий на переговоры в банк, или простая работница хлебозавода с белым от муки фартуком и задиристой манерой общаться с напарниками, если они смогут относиться к людям хорошо, от всего сердца, а не с наигранной улыбкой.
Главную духовную заповедь человечества люди прекрасно знают: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Несмотря на то, что она известна людям уже не одно тысячелетие, заставить себя хорошо относиться к людям не так уж просто. Даже если кажется, что неприглядные чувства «проработаны», это может быть лишь иллюзией просветленности, в то время как негатив запрятан в дальние тайники души. Вдали от людей любишь весь мир, но стоит неуклюжему прохожему отдавить тебе ногу, как незаметно для себя сцепляешься с ним в безобразной перепалке.
Вместо того, чтобы стремиться к просветлению и изображать любовь к миру внешне, нужно увидеть и разобрать в себе самые темные качества, которые мешают стать ближе к людям: зависть, раздражение, ненависть, мстительность.
Почему возникают негативные переживания и как с ними справиться?
У каждого есть свои желания, и они часто вступают в противоречие с тем, чего хотят другие. Люди задевают друг друга локтями, стремясь удовлетворить свои потребности, и это может порождать негативные переживания у тех, кто оказался на пути.
Click to view
Однако никто не хочет зла. Люди пока не научились
получать наслаждение от жизни, сохраняя при этом баланс в обществе и природе. Выработать этот навык и есть одна из граней всеобщего замысла.
Цивилизация в своем развитии стремится к противоположному состоянию. Раньше люди воспринимали друг друга как враги, но теперь понемногу мы учимся сотрудничать так, чтобы ничьи интересы не были ущемлены. Каждый шаг в этом направлении делает человека немного ближе к тому, что мы называем «духовное».
Как сделать так, чтобы люди и обстоятельства не раздражали?
Понять структуру их психики, выявить причинно-следственную связь их поступков. По какой причине кассир в супермаркете действует так медленно - может, он не на своем месте, а там, где нужна обстоятельность, ему не будет равных? Почему коллега поторапливает всех вокруг, мельтешит и суетится?..
Когда не судишь мир через свои ценности, считая любые отличия отклонением от нормы, а видишь желания людей и причины поступков такими, какие они есть, - раздражение, злость, ненависть постепенно перестают возникать.
Современный психоанализ позволяет добиться такого результата. Заставлять себя любить других не придется. Когда понимаешь мир, это чувство возникает естественно.
Автор Светлана Рычина
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Анна Мороз
Статья написана с использованием материала онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Агорафобия: когда страшно быть заметным Как справиться со стрессом Как не кричать на детей
Google