Там где все начиналось. Зарождение России

Sep 22, 2012 21:42


( На репродукции посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет  его невесты Софьи Палеолог.)

В этом мире все имеет причину и следствие. Не бывает одно без другого. Если есть проблема, значит есть причины ее вызывающие, случайностей нет, даже в любой катастрофе есть своя закономерность. Вся история России полна трагизма, особенно это отчетливо ощущается в наши дни. Почему такая огромная и красивая страна с трудолюбивым и ярким народом постоянно ввергается в катаклизмы проблем? Ведь страна, как каждый человек  на этой Земле, достойна иметь счастливую судьбу. Если это не так, то значит где-то прошло нарушение, которое необходимо исправить. Если проблемы очень большие то нужно взглянуть на начало пути, туда где все зарождалось.



Во время правления Ивана III Русь стояла перед выбором. Было очень тяжелое время, время перемен, многие поговаривали о конце света, чума косила людей, было очень страшно и нужно было что-то менять, войти  во что-то новое. В воздухе висела потребность объединения земель, людей, удельных княжеств. Это интуитивно чувствовал московский князь Иван III. Его личные качества  как  нельзя кстати пришлись для этой цели.  Он был мудрым и сильным. Кроме того, он лелеял мечту, мечту о спасении свой Родины и о своем  грандиозном участии  в нем. Спасение он видел в строительстве нового мощного государства, нисколько не уступающего великим титанам прошлого, со  столицей в граде Москве. Грандиозность намерений  поражала самого князя. Он должен  стать собирателем Земель Русских, фактически стать наместником Бога на Земле, творцом объединителем вокруг идеи развития.  Кроме того, Иван планировал начать  и новую личную жизнь. Князь  недавно овдовел и нуждался в  супруге.  Супруга  мыслилась женщиной  необыкновенной - царственной, такой,  каких еще не было на Руси.   Выбор пал на заморскую принцессу Зою Палеолог,  племянницу византийского царя Константина XI.  Именно с ней Иван III рассчитывал выполнить свои грандиозные замыслы. Зоя Палеолог  считала себя христианкой, при крещении ей было дано имя Софья,  однако  она имела соответственные ее царскому положению амбиции.   Принцесса не просто хотела построить новое государство, она хотела  вернуть  былое величие своего византийского двора, но уже на русской земле.  Таким образом,  желания великого князя и византийской принцессы  были схожи.   Странным образом  оба оказались свободными, и великолепный брак состоялся.  Он был взаимовыгодным. У  Ивана была территория  и ресурсы (можно сказать строительная площадка) и страстное желание перенять опыт блистательной Византии,  а у Зои были свои лекала, принципы византийского двора, которые она собиралась внедрять своими уже испытанными способами. Это и понятно, ведь Зоя Палеолог была осколком старой разбитой турками системы, страстно ищущей возможности своего восстановления. Иван был ее последним и единственным шансом, за который она уцепилась железной хваткой, не брезгуя и колдовскими чарами.
  Брак состоялся, но за   трогательной историей соединения брачующихся стояли конкретные  основополагающие ценности и приоритеты сознания, как  Ивана III, так и Зои Палеолог.  Выбор этой пары был однозначным. Она выбрала направление к блеску и могуществу, которое манило из прошлого Византии.  Точка сборки была ясна, византийская модель стала кумиром, тем заветным маяком, куда был направлен корабль. В дилемме выбора «Бог» - «Кумир» победил  последний.

Но Софья и Иван этого не знали. Они свято верили, что приняли единственно правильное решение. Не знал русский князь, что   чужая  и мертвая  система ценностей  противоестественна  для самобытного русского народа, принять ее, значит, выйти на путь в никуда, поскольку  порочная система ценностей  способна превратить  зарождающее государство в постоянный патологический очаг, требующий все возрастающей энергетической подпитки. Возвращение  в прошлое природе не свойственно,  это есть насилие над ней, а значит, природой  не поддерживается и рано или поздно  отторгается.

Союз Зои Палеолог  и Ивана   III медленно, но верно  стал воплощать  в жизнь основные принципы Византии.  Зоя Палеолог, ориентируясь на византийские традиции, приложила немало сил, что бы превратить Ивана  в  единовластного государя, способного  принимать  единоначальные решения о будущем своего народа. Он наполнился величием.  Мало кто знает, что Князь именовался Грозным, точно так же как впоследствии будет именоваться его внук. И было отчего. Некоторые записи утверждают, что  женщины падали от его появления в обмороки, настолько он был для них страшен.  Но князя это устраивало. Ему была нужна власть. Выбор его был конкретным и осознанным.  Теперь он не просто хотел ее, она была ему  необходима для продвижения к намеченной цели. Так же необходима она была и для Софьи.  Для нее  власть мужа была гарантом  жизни.  Последовательность действий этой пары впечатляет, уже  через несколько лет по  распоряжению Ивана III было  заменено привычное для того времени  слово «господарь» на  «государь», а с 1492 года в московских канцеляриях резко прекращается употребление первого варианта. Меняется не только слово, но и сама  суть. «Господарь» - человек, имеющий дары Господа, «государь» -человек, наделенный правом «вершить Божий суд»,  неограниченный правитель, получивший самодержавную власть от Бога  по праву рождения. Естественно, что у пары не было сомнений в том, что она имеет полное право на данный титул. Тем самым они вышли на путь суда, нарушив христианскую заповедь "не судите, и не судимыми будете".

Так же последовательно внедрялись на Руси  обряды  мертвого государства. Но они были чужды и противоестественны, поэтому  в обществе  начались волнения, суть природный иммунитет,  отторгающий чужеродный  объект.  Не удивительно, что с самых первых дней  пребывания Зои Палеолог на Руси   ее тяжело встречали  духовные лица. митрополиту даже пришлось поставить  князю ультиматум, что бы тот остановил шествие папского легата, сопровождавшего принцессу  по дороге к венцу. Именно тогда началась  напряженная  внутренняя борьба, ставшая  неотъемлемым спутником     развития государства российского.   Первыми, после духовенства, приняли удар от перемен  самые близкие  к князю люди- бояре. Именно по ним ударил  рычаг унижения -естественный спутник возвышения князя, мечтающего быть царем.   Не так давно,  Иван советовался со своими старейшими людьми, а теперь, запершись в постели, «все дела сам-третей делал». По мере его могущества заметно возрастала его жестокость. Историк Н.Костомаров  описывает это так: «Тюрьмы наполнялись; битье кнутом, позорная торговая казнь стала частым повсеместным явлением: этого рода казнь была не известна в Древней Руси», он же  сделал замечательное  наблюдение:  «В придворном обиходе является громкий титул царя, целование монаршей руки, придворные чины, значение бояр как высшего слоя общества упадает перед  самодержавным государем. Все делались равны, все одинаково были его рабами. Почетное наименование «боярин» становится саном, чином: в бояре жалует великий князь».

Кроме установления самовластия супруга у Софьи была другая задача, сделать так , что бы формирующийся царский трон был передан ее отпрыску, -гаранту сохранения нововведенных  в Русь византийских принципов.  На это у активной чужеземки уходило  немало энергии.   Постоянные интриги, конкуренция (ведь у  Ивана был другой сын от первой жены) изматывали формирующийся придворный дом.  Не случайно с  горечью уже во времена правления ее сына от Ивана Великого один русский человек Берсень сказал «как пришла сюда мати великого государя, то наша земля замешалася».  Передача власти  отпрыску  Софьи означало, что новая система укрепилась, битва при дворе а выиграна . Паразитическая инфекция пошла дальше, т.е.  от царя в элиту, и оттуда в  простой народ. Вместо стройной управляемой пирамиды, где во главу угла поставлен божий  принцип целостности и цельности, возник разрыв, связь стала осуществляться  по другому:   Государь/Хозяин - холопы/Бояре/ хозяева /-  холопы /простой народ.  Возникли отношения неравенства - один стал жить за счет других. Через эту схему жесткая рука Государя дотягивалась до простого люда.
  Принцип полного подчинения целостной системы одному государю - кумиру, чрезвычайно показателен на примере царских смотров невест, новом обычае для Руси, который Софья Палеолог закрепила  при дворе,  совершенно унизительный для любого самодостаточного  человеческого существа. Интересно, что этот обычай может отличался по форме, но по-сути  был аналогом невольничьего рынка столь ненавистных для Зои Палеолог османских  султанов, которые выбирали себе наложниц в гарем. Вот как описывает историк Н.И. Костомаров эту новую данность: «Прежде князья женились на равных себе по сословию, но с тех пор как государи стали выбирать себе жен стадным образом, жены их, хоть и облекались  высоким саном, в сущности, были не равны своим мужьям; брак не имел связи между двумя равными семействами, не существовало понятия о приличии или неприличии соединиться с особою того или иного рода, не знали того, что на Западе называлось мезальянс. Жена государя, взятая из какой то ни было  семьи, отрешалась от своих родных; отец не смел называть ее дочерью, братья - сестрою. Она не приносила с собою никакого родового достоинства; с другой стороны о выборе жены по сердцу не могло быть речи. Государь не знал ее нравственных качеств и не нуждался в этом. Свидетельствовали только ее тело, она была, в сущности, не более как самкою, обязанной производить детей для государя. Как подданная по происхождению, она постоянно чувствовала себя рабою того, кто был ее супругом. Государь выбирал ее по произволу, государь мог и прогнать ее: вступаться в ее права было некому. Но, будучи вечною рабою своего мужа, вместе с тем она была царица, и по возложенному на ее сану ей не было ровни между окружающими. Таким образом, она всегда была одинока и находилась в затворничестве. Зато самовластный супруг также был одинок на своем престоле; избранная жена не могла быть равной ему подругой» .
  Вот так в тяжелых муках и с тяжелым наследием рождалось государство с именем Россия.  Оно изначально было ориентировано не на самое себя, а на чужой образец, которому пыталось соответствовать. Но  природу изменить нельзя, ее только можно насиловать,  поэтому вся последующая история государства тесным образом связана с насилием. Но об этом позже.

Русь, мое, История, Россия

Previous post Next post
Up