22. Москва. ДК III Интернационала в Люблино.

Jan 02, 2008 20:54



Люблинская, 48. Клуб им. III Интернационала, 1927-28 г.



Посмотреть на карте: http://www.wikimapia.org/#lat=55.680963&lon=37.737517&z=18&l=1&m=a&v=2

Заказчик - профсоюз железнодорожников Московской губернии. Период 1927-30 г. - интенсивный период клубного строительства. До этого времени большинство клубов располагалось в реконструированных или не приспособленных для этого зданиях.  В мае 1927 года Московским Губернским Советом Профсоюзов была принята единая программа клубного строительства на период до 1930 года. Исходя из вместимости и состава помещений она устанавливала три типа клубов: Большой, Средний и Малый. Для каждого типа были выработаны программы проектирования, для последующего проведения архитектурных конкурсов. В соответствии с этой программой железнодорожники должны были построить за три года 8 клубов.

Тут надо немного сказать о архитектурном конкурсе железнодорожников. Опережая Губернский совет, профсоюз железнодорожников уже в январе 1927 года объявил открытый архитектурный конкурс. В программе конкурса тоже фигурируют три типа клубов:

Тип А. Со зрительным залом на 500 чел. и аудиторией на 150 чел.

Тип Б. С большим зрительным залом на 1000 чел. и малым - на 300 чел.

Тип В. Со зрительным залом на 1500 чел. и залом на 400 чел.

В это время устанавливается типовой набор клубных помещений: театральный зал с обслуживающими службами и клубная часть (кружки, спортзал, библиотека и пр.).

На конкурс поступило более 100 проектов. Было присуждено девять премий, в том числе проектам И.Леонидова П.Голосова, М.Гинзбурга. Сейчас трудно судить о значимости этого конкурса. Реальное клубное строительство железнодорожников в этот период ведется по другим проектам. В период 1927-1930 г. профсоюз железнодорожников построил 6 клубов. Интересно, что два здания (клуб им. Войтовича и клуб «Железнодорожник») были реконструированы и тоже выданы за новостройки. Таким образом, клубная программа 27 года была выполнена. В настоящее время на территории Москвы сохранились три железнодорожных клуба из этой серии: в Перово, в Люблино и на Красном Балтийце. Клуб им. Горбунова находился на пл. Киевского вокзала и был разрушен несколько лет назад. Существуют и два реконструированных в 20-х годах клуба, названные выше.

Клуб III Интернационала - крупный комплекс, имеет три зрительных зала на 1200, 420, 70 мест, спортзал. В отдельном корпусе располагается клубная часть. Внешний облик клуба в духе того времени суров и аскетичен. Разработан только главный фасад, который обращен к линии железной дороги. В 20-е годы крупный объем здания доминировал среди невысокой застройки пристанционного поселка. В современной ситуации он уже не воспринимается со стороны станции. Сзади впритык прошла магистральная Люблинская улица, на неё же выходят невыразительные торцы зрительных залов.

Объемно-планировочная схема характерна для конструктивистских построек: здание скомпоновано из нескольких разновысотных объемов, выделяется коробка большого зрительного зала. С южной и с восточной стороны образованы два небольших полуоткрытых дворика, один из них доступен, другой теперь отгорожен забором. Так же как и 80 лет назад, клуб работает по назначению. Теперь здесь Дворец Культуры «Люблино». К настоящему времени здание обветшало и нуждается в ремонте.

Литература:

И. Чепкунова. Архитектурный авангард Подмосковья. Клубы, построенные по программе профсоюзов 1927-1930 г. М., 2006.

В. Хазанова. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917-1941. М., Изд-во «Жираф», 2000.











Кросс-пост в сообществе ru_sovarch: http://community.livejournal.com/ru_sovarch/297290.html

1920-е годы

Previous post Next post
Up