Я для себя этот вопрос формулирую так - "почему человеческий разум воспитанный в существующей культуре склонен задаваться вопросом о бытии и небытии"? Мне кажется, что корни философских проблем лежат не в предмете, а в инструменте, там их и следует искать. Причем не психологизмом и не нейробиологизмом, конечно. "Потому, что мыслит свою смерть" - это не ответ, это отмазка.
Если бы Вы глянули мою автобиографическую ссылку, то Вы бы увидели, что этим вопросом - об основании всего сущего - задался маленький ребёнок дошкольного возраста.
Конечно, сейчас я знаю о мире больше прежнего, но всё так же стою перед ним в недоумении, как и в детстве.
Представьте себе, что Вы нашли на пустыре сложный и странный механизм непонятного происхождения и назначения. Вы пытаетесь разобраться в его устройстве в надежде понять, для чего он нужен.
Есть вопросы, на которые в принципе не может быть ответа. От Будды до Витгенштейна всё было сказано вроде бы, но вновь и вновь возникают "проклятые" вопросы. Вот и вчера вечером ощутил: если нечто есть, то небытия нет и никогда не было. Существование закономерно, а причины ...
Wovon man nicht sprechen kann, darüber muß man shweigen.
Дело не в том, что небытие есть или его нет, дело в том, что разум человеческий не может его помыслить. В нем отсутствует техническая возможность представить небытие как есть, соответственно он не может о нем думать, говорить никак иначе, кроме как через представимое бытие
( ... )
Очень глубокое проникновение в суть людских возможностей представить что-либо, выходящее за пределы каждодневного опыта! Считается, что и бесконечность представить невозможно; каждая такая попытка будет упираться в представление о пространстве, только очень большом, т.е. в "дурную бесконечность". Людям трудно предположить, что символом бесконечности может быть и точка, и любой предмет в пространстве, и собственное присутствие-в-мире... Или что Ничто не есть просто отсутствие чего-либо существующего. Но на то и философский ум: он может представить себе (помыслить) и бесконечность, и простое Ничто.
Вам приходилось сталкиваться с феноменом снов, когда умершие в день своей смерти снились тем, кто не знал об их смерти, но с кем они как-то были связаны?
Начал читать книгу, правда на англ., с первого раза трудно пошло. Не тянет пока продолжать. А с какой целью Вы интересуетесь этим вопросом, если можно? Просто хочу понять, какой потребности этот вопрос отвечает, чтобы лучше представить область, где искать ответ.
Мне кажется, над философскими проблемами лучше размышлять на родном языке, поэтому я читаю в переводе. А истоки моего интереса к основному вопросу философии коренятся в глубоком прошлом: http://synchrozeta.livejournal.com/21357.html
Бог с Вами, какой академизм! Малое дитя в состоянии тоски и непроглядной скуки дебильного детсада удивилось миру: зачем всё это? Откуда и для чего?
Летом накануне 8-го класса я до дыр проштудировала философскую часть нового предмета - "Обществоведения". Другой подобной литературы я ещё не знала, хотя на философские темы размышляла постоянно. Это был интерес, рождённый естественным любопытством путешественника, оказавшегося в незнакомой местности: что это за место такое, что оно в себе таит? Мне надо было знать, почему оно вообще существует. Почему вообще что-то есть. Неужели у Вас никогда такого не было? Вот, запостила и рассуждения Д.Холта на тему истоков интереса: http://synchrozeta.livejournal.com/73919.html
Comments 28
Reply
Reply
У вас наверное сейчас тоже не так, как в пять лет.
Reply
Представьте себе, что Вы нашли на пустыре сложный и странный механизм непонятного происхождения и назначения. Вы пытаетесь разобраться в его устройстве в надежде понять, для чего он нужен.
Reply
От Будды до Витгенштейна всё было сказано вроде бы,
но вновь и вновь возникают "проклятые" вопросы.
Вот и вчера вечером ощутил:
если нечто есть, то небытия нет и никогда не было.
Существование закономерно, а причины ...
Wovon man nicht sprechen kann, darüber muß man shweigen.
Reply
НЕбытия - НЕТ!
Но остаётся вопрос, почему есть бытие)))
Переведите, пожалуйста, последнее предложение на русский)
Reply
Reply
Считается, что и бесконечность представить невозможно; каждая такая попытка будет упираться в представление о пространстве, только очень большом, т.е. в "дурную бесконечность". Людям трудно предположить, что символом бесконечности может быть и точка, и любой предмет в пространстве, и собственное присутствие-в-мире... Или что Ничто не есть просто отсутствие чего-либо существующего.
Но на то и философский ум: он может представить себе (помыслить) и бесконечность, и простое Ничто.
Reply
Reply
Reply
Reply
А с какой целью Вы интересуетесь этим вопросом, если можно?
Просто хочу понять, какой потребности этот вопрос отвечает, чтобы лучше представить область, где искать ответ.
Reply
А истоки моего интереса к основному вопросу философии коренятся в глубоком прошлом:
http://synchrozeta.livejournal.com/21357.html
Reply
Про истоки я прочитал, но в мотивах решения вопроса так и не разобрался. Чисто академический интерес, буду считать?
Reply
Малое дитя в состоянии тоски и непроглядной скуки дебильного детсада удивилось миру: зачем всё это? Откуда и для чего?
Летом накануне 8-го класса я до дыр проштудировала философскую часть нового предмета - "Обществоведения". Другой подобной литературы я ещё не знала, хотя на философские темы размышляла постоянно. Это был интерес, рождённый естественным любопытством путешественника, оказавшегося в незнакомой местности: что это за место такое, что оно в себе таит? Мне надо было знать, почему оно вообще существует. Почему вообще что-то есть.
Неужели у Вас никогда такого не было?
Вот, запостила и рассуждения Д.Холта на тему истоков интереса:
http://synchrozeta.livejournal.com/73919.html
Reply
Leave a comment