Публичные лекциии: о перфекционизме и практике

Apr 01, 2015 11:49




Вчера у нас с клубом путешественников «Дебаркадер» испекся первый блин: у них первая лекция не про экзотическо-сложно-бюджетные Азии-Африки, а про «цивильную» страну ЕС, у меня первая публичная лекция об Испании.

Честно говоря, уже года два злоумышляла рассказать про то, что видела, пробовала, про что гору литературы читала и читаю. Но все время казалось: рано. Вот еще поезжу, пару талмудов прочту (и выучу наизусть, видимо)) и вот тогда… приготовлю гениальный рассказ. Само собой - гениальный, ну, как минимум - супер-профессиональный. Иначе какой смысл?! Дилетантов, толкущих воду в ступе, без меня хватает, за какую тему не возьмись.

Вчерашний блин вышел немножечко комом. А еще - оказался очень интересным опытом, который еще не до конца у меня в голове улегся, но уже очень многое дал в плане понимания себя и профессионального развития. Пафосно звучит, наверное, но уж как есть. Люблю все анализировать и систематизировать, так что… В общем, делюсь впечатлениями. Главных всего 3.




1 Добрый день, меня зовут Елена и я перфекционист (с)
Просто взять и сделать - не вариант. Никогда. Надо сделать ТАК, чтобы наши желания обалдели от наших возможностей, и тема была закрыта на пару лет вперед, или не делать вовсе. Я так отношусь ко всему в принципе: работа (оо, особенно работа), отношения, хобби,... да хоть уборка в квартире. В теории, конечно, я знаю, что идеал, как горизонт - недостижим, а путь в Карнеги-холл лежит через «практику и еще раз практику». Но то теория. А на деле мысль о том, чтобы ррраз и написать шедевр мировой литературы, ррраз и начать танцевать соло, ррраз и… в общем, без долгих проб и ошибок сделать чтобы то ни было на 5+, из моей головы никуда не уходит. Очень знаете ли привлекательная!

Что дал вчерашний вечер: удивительное рядом - без практики и ошибок не бывает шедевров. Без практики вообще ничего не бывает. Поэтому чем сидеть и мечтать о великих свершениях, надо поднимать *опу, брать и делать. Для кого это новость? Для меня - нет. А кто этой прописной истиной руководствуется на практике? Лес рук, моя первая.

2 Лицом к лицу лица не увидать
Есть такая книжка «9 подвигов Сена Аесли», пародия на «Гарри Поттера» - одна из немногих, если не единственная действительно интересная и ооочень смешная пародия. Кстати, рекомендую. И есть там такой эпизод: для соревнований юных волшебников (типа тех, что в «ГП и Кубке огня») строят магическую полосу препятствий. Строительством заведует бывший военный, который знает: подчиненный всегда ленится и отлынивает - скажешь выкопать ров 2 м глубиной, выроет в лучшем случае 1 м. Исходя из этого, он все задания дает в двойном объеме: сделают половину и будет то, что нужно. Только строят полосу препятствий не солдаты-срочники, а гномы. Гномы в мире «9 подвигов…» - трудяги и перфекционисты, которые, что не скажи, делают в двойном объеме: ров 4 м? Копаем 8 м минимум!

«Лектор должен знать больше своей аудитории». Само собой! Но я оказалась гномом. И к 2,5-часовой лекции наготовила материала на цикл из трех 2,5-часовых лекций. Причем не популярных, а академических. Ну или на пару полнодневных экскурсий. Посмотрите налево, посмотрите направо - вы видите кафедральный собор, строительство которого началось при Филиппе II, да-да, этот тот самый, что построил Эскориал… Типа того. Слушатель соловеет и перестает воспринимать информацию, лектор в ужасе: я же ж еще самое интересное не рассказала!

Впихнуть невпихуемое, само собой, не получилось. А главное и не надо было впихивать! Потому что первое и единственное, в общем, правило журналиста - знай свою аудиторию. Публичная лекция, на которую собирается самый разный народ, в том числе те, кто про Испанию знает лишь то, что есть такая страна на юге Европы, и хочет понять, как и зачем вообще туда ехать. Какие Филиппы?!

Что дал вчерашний вечер: лишнее напоминание о том, что письменный и устный рассказ далеко не одно и то же по легкости восприятия адресатом, а жажда поделиться с публикой тем, что интересно тебе, - это прекрасно, но нельзя забывать, что интересно самой публике. Иначе информация просто не дойдет. + Когда львиная доля твоего круга общения - коллеги-специалисты и интересующиеся, у тебя сдвигаются рамки восприятия. Проще говоря, начинаешь считать общеизвестными вещами и общим местом то, что на самом деле общеизвестно в среде специалистов и как сказали б испанцы aficionados, увлеченных ценителей. А ты же не хочешь лить воду и говорить по 20-му разу то, что все и так знают! А после лекции к тебе подходят с доп вопросами, из которых следует, что половина аудитории про «общие места» была ни сном, ни духом. Просто потому, что они специалисты в другом, а твоя область для них - дикое поле. «Ччерт!», - думаешь ты, надо иногда вылезать из своей песочницы и смотреть по сторонам. Новости? Опять-таки нет. Я все это знаю. Но без практики любое знание - просто слова.

3. И еще раз о пользе практики. Пишущий редактор с образованием телевизионщика (т.е. человек, который каждый день работает с текстами и когда-то учился сценической речи), читающий первую в жизни 2,5-часовую лекцию - это жуть. А когда он… то есть она… то есть я)) еще и этот… ну, которого котлы раздражают - туши свет.

Я начинаю говорить. И не очень чувствую аудиторию: я пошутила, а кто-то смеялся? Внутренний голос: «Никто не смеется! Нет контакта». Черт, на заднем ряду кто-то встал и вышел (может в туалет пошел, кстати). Внутренний голос: «Смотри, им не интересно, они уходят!». При этом голос этот, зараза, еще и считает все мои текстовые ляпы: «Ты сказала эээ. Не экай!». «Ты сказала вот. Зачем говорить вот в конце предложения? Это слово-паразит. Ты опять сказала вот. Уже третий (пятый?) раз за полчаса». «Ты говоришь неуверенно». «Ты повторяешься!». Час лекции. Два человека на третьем ряду встали и куда-то пошли. «Смотри, им точно не интересно! А нам еще 1,5 часа вещать. Зачем ты тут вообще? Пошли отсюда!». «Заткнись! Ну пожааалуйста», - мысленно отвечаю голосу, продолжая вещать, а внутри растет чувство безнадежности и ужаса: и правда, зачем я народ собрала - мучить тем, что им не интересно?

Перерыв на чай. Как ни странно, аудитория не разбегается. У кого-то даже есть вопросы. Вопросы… Хм… вот что им интересно-то. Выдыхаю. Вдыхаю. К черту, щас будем менять лекцию на ходу! Я сюда не мучиться и нудеть пришла. Я хочу, чтоб было интересно и мне, и им. Вторая часть лекции. Слушайте, а они правда реагируют! И никуда не уходят (ну те, кто не сбежал, пока я «ловила» аудиторию и боролась со страхами в первой части лекции)).

Итог: получилось несколько сумбурно, рассказалась примерно треть от запланированного. Или четверть. В общем, совсем не идеально получилось. Я могу лучше! И сделаю. После лекции несколько человек подошли с вопросами. Среди них девушка: - Я в Москве проездом, на вашу лекцию попала случайно… и думаю, мне очень повезло. Спасибо! Вот, это Вам.
- Что это? Свечка?
- Нет. Мыло ручной работы.
- А как пахнет! Розами. Спасибо!))
Оказывается, не идеальное тоже может быть кому-то полезно и интересно… Новость? Да нет, конечно. Но теория и практика, знаете ли, ооочень разные вещи.

о себе, открывая мир, цех

Previous post Next post
Up