Со спойлерами, ясное дело.
1. Сцена прощания с сыном. Я про нее уже писала в рецензии, но повторюсь. Я не знаю, как у Сэма это получается, но от сцены остаётся ощущение, что Персей не справляется с выражением своего лица. Он очень хочет быть уверенным и мужественным для сына, но на лице у него написано желание заплакать. Офигенно.
2. Сцена явления перед войском - просто антипафос, я смеялась. Не припомню, когда ещё "легендарный герой" не просто мило смущается или там машет рукой "ну что вы, что вы" (с ощущением в глубине души - ну да, я великий), а вот так вот смотрит на воинство с плохо скрытым раздражением и пониманием, что ничего тут не поможет, никак их не убедить, что он вовсе не так крут. Вероятно, Семён тут свой опыт "звезды" использовал. :)) И получилось в точности как в жизни - и не обидел никого, и зашкаливающего самомнения не продемонстрировал (за отсутствием такового).
Отношения Персея с Пегасом - ещё один пример грамотного привнесения "своего" в сюжет, когда "своё" встраивается органично, дополняет, а не ломает конструкцию. Я мало читала про съемочный процесс "Битвы Титанов", но про то, что у Сэма совершенно не сложились отношения с конём, "играющим" Пегаса, мне попадалось. :) Персей, не очень-то ладящий с Пегасом - по-моему, замечательный и очень милый штрих, привнесённый "из жизни". Лишнее доказательство, что Джонотан Либесман не просто присутствовал на площадке, а управлял процессом. Он тоже берёт и использует то, что приносят актёры - но с умом.
3. На корабле, вручая трезубец Агенору: "Не подведи семью!". :) Самая шикарная фраза фильма, достойная, на мой взгляд, быть его эпиграфом. Удивительно, но Семёну опять веришь, как-то у него получается достойно и без пафоса играть самые потенциально идиотские сцены.
4. Сражение с циклопом. Лично мне нравится даже не проявленная тут Персем смекалка а-ля Одиссей (хотя за это сценаристам отдельное спасибо). Мне очень, очень нравится, как Сэм играет удовлетворение от своих собственных действий. В последний раз я ловила кайф в финале "На грани", с бриллиантом в руках - "Что вы чувствуете?" И эта смущенно опущенная голова и улыбка. Здесь то же самое. Сэм, как обычно, не развозит, у него всё коротко, собранно, доли секунд. Но я ловлю, ловлю за эти доли секунд - ту же улыбку и чувство "глубокого удовлетворения" и гордости: "ай да я, ай молодец".
5. Гефест приветствует Персея, победителя Кракена. Ой, а вот тут я не могу сдержать смеха. Как Сёма улыбается и выпячивает грудь колесом. :)) Как Персею на самом деле приятна похвала старшего родственника! О, вот тут видно, что наш скромный герой не лишён тщеславия! Ну и фраза "О, не волнуйся, в мире полно бесполезных полубогов" - гениальна, как и все 10 минут участия Билла Найи. Я не понимаю людей, которые не видят в фильме юмора и считают тупыми диалоги. Иногда ощущение, что мы с этими людьми смотрим разные фильмы.
6. Сцена разговора с раненым Зевсом в палатке. И опять то же самое - Сэм играет так, что я ему верю, хотя банальность момента зашкаливает. В "Битве..." тоже была такая сцена, и тоже с Нисоном - там, где "Люк, я твой отец". "Только ты можешь выполнить эту великую миссию, Фродо!" - сколько раз мы уже такое видели. И в тысячный раз сыграть это честно, с отдачей - о большом мастерстве говорит. Правильно кто-то написал о Сэме на форуме Экслера: "Очень трудно что-то выжать из роли безусловно хорошего парня". У Сёмы получается, и, может быть, как раз за счёт своего фирменного "антипафоса". Персей - это да, такой Фродо, на самом деле кудрявый и с волосатыми ногами: негероический герой, простой и обычный, как мы с вами, ну просто вот такой жребий ему выпадает, мир спасать.
7. Отношения с братом Аресом и вся их последняя совместная сцена. Вообще, повторю то, что написала в рецензии - мне "семейственность" сценария очень понравилась, и очень понравилась логика решения "семейных конфликтов". Исход противостояния Зевса и Аида был для меня неожиданным, исход соперничества Ареса и Персея - предсказуемым, понятное дело. А всё равно Семён тянет эту драму на "пять с плюсом". "Брат, я молюсь тебе..." И всё то, что дальше, вся эта "неравная борьба". Скажу честно - момент, когда Арес укладывает Персея головой на камень - для меня лично очень страшный, наверное, это самый цепляющий меня кадр во всем фильме. И не только из-за выражения Сёминого лица, у меня явно там что-то своё поднимается.
А ещё там есть несколько секунд лица Персея крупным планом, когда он уже лежит тихий такой и не сопротивляется. И вот тут ему в глаза опять лучше не смотреть, потому что в них - пустота и смерть. Я случайно посмотрела и который день под впечатлением. Ну да, а в интернете по-прежнему пишут "дерево"...
Ну и сам момент убийства Ареса... Она мне одновременно напоминает финальную драку с Макдуфом в "Макбете" (только в зеркальном отображении) и сцену убийства Цу-Тея из расширенной версии "Аватара". В сочетании получается ещё та смесь. Убивать и жалеть одновременно - так, наверное, только у Сэма может получиться сыграть. И ясное дело, не лицом... Но когда друга - это понятно, а когда врага - даже сильнее получается. Но всё равно та же тема - по сути, братоубийство. Тема братьев в творчестве и карьере Семёна - это вообще отдельная история, требующая специального анализа. :)
8. Особенно хочется отметить линию "Зевс - Аид". У них практически все совместные сцены получились с неожиданной глубиной. Кажется, эти двое со времён "Списка Шиндлера" что-то своё выясняют, и, кто знает, может, как раз в голливудском блокбастере им удалось наконец "закрыть гештальт". "Ты меня прощаешь?" в Тартаре, потом уже в лагере бойцов - "Я прощаю тебя", потом разудалое совместное выступление против Кроноса и прекрасные - да-да, прекрасные! - диалоги о силе. Хотя это надо в оригинале смотреть, у нас могли и нафантазировать. В дубляже, во всяком случае, последняя реплика Аида чудо как хороша: "Моя сила растрачена. Может быть, без неё я стану сильнее?" Философия, блин! В блокбастере, да. Но на самом деле - верю.
8. Сцена прощания Персея с умирающим Зевсом. Эта сцена - яркий пример режиссёрской работы, режиссёрского участия и присутствия. Она не была бы такой цепляющей, если бы режиссёр не выстроил кадр именно так, как он его выстроил. Снимать именно так, немного со стороны, поставив Сэма боком к камере, было отличной находкой. В результате когда он слегка отворачивает голову от камеры, возникает полнейшая иллюзия, что он действительно прячет лицо и пытается скрыть слёзы от нас, зрителей. Потому что это не пафосное страдание напоказ, а настоящая душевная боль, и ещё потому, что "мужчины не плачут". Сэм, несмотря на попсовость материала, на своём привычном (высочайшем) уровне здесь играет, том самом, когда передача идет "от сердца к сердцу". Я опять "попалась": во время второго просмотра выискивала слёзы на щеках и соответствующее выражение глаз, а там, упс - и лица-то толком не видно, только щеку небритую. Хочется смотреть и пересматривать. Оба молодцы, и Сёма, и Либесман.
9. Ну и наконец, самый смешной и нелепый момент фильма - финальный поцелуй с Андромедой. :) Придумать хоть какие-то подходы и объяснения этого акта сценаристы не сумели, но поскольку директива была "поцелуй обязан быть" - прилепили его просто так. Но за выражение лица Андромеды после этого я, повторюсь, готова простить всё. :)) Вот так и выглядит женщина, которую внезапно сделали счастливой, да! :))
И ещё, если уж на эту тему говорить - у них ведь получилась "химия", она ощущается на протяжении всего фильма. Конечно, не такая зубодробительная, как с Ио, но тем не менее. И вот как раз эта линия с "Битвы Титанов" продолжена очень изящно и логично, потому что намёк на "что-то" с Андромедой был и там, но разорваться, ясное дело, было невозможно. :)) А теперь, когда Ио изящно убрали, это самое "что-то" обозначили очень отчётливо, но при этом аккуратно и с чувством меры. И самое главное - есть куда развивать эту тему, если будет-таки и третья часть. :)
Ну вот, пожалуй, и всё. Хотя не исключено, что после третьего просмотра мне захочется еще что-нибудь добавить. И очень хочется поговорить о фильме и о всех этих вкусных мелочах с теми, кто понимает, на том нашем прежнем, форумском уровне...
ЗЫ.Кадры сценам совершенно не соответствуют. Что делать, выбирала из того, что есть. А есть далеко не лучшее. Эх, скорей бы DVD! :))