Прошлой ночью в Нью-Йорке - мой взгляд

Jan 17, 2011 23:04

С третьего раза фильм понравился мне ещё больше. Он ставит простые вопросы, что да, то да. Что есть любовь? Жить вместе или ощущать родство душ? Это спать в одной постели, есть омлет на ужин, по утрам вместе чистить зубы и подавать друг другу апельсиновый сок? Или это бесконечные разговоры, соединенные руки, романтика расставаний и танцы на крыше? И что есть измена - физическая близость без намека на продолжение или вечные сомнения в том, с тем ли человеком ты рядом? Правда, ответов в фильме не ищите. Зато он даёт прекрасную возможность, подумав, дать собственный ответ. И вот - мой.

Осторожно, спойлеры!

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Юрий Левитанский

Джоанна: "Ты вовремя приехал".
Алекс: "Почему? Ты разводишься?"

Мэсси Таджедин, "Прошлой ночью в Нью-Йорке"

"Спать в одной постели, есть омлет на ужин, по утрам вместе чистить зубы и подавать друг другу апельсиновый сок" - это всё и есть любовь, но только если рядом - тот самый человек, с которым для этого встретились и с которым самое главное - быть вместе. В горе и в радости, в богатстве и в бедности... Ну вы поняли, да? А если насчёт этого есть сомнения - вся эта "бытовуха" очень скоро утратит свою ценность, станет процессом раздражающим, рутинным и скучным. И всегда будет крутиться мысль - а может быть с другим я был(а) бы счастливее? Как, собственно, и получается у главной героини, Джоанны (Кира Найтли).

Джоанна несчастлива в браке с Майклом (Сэм Уортингтон). И не потому, что она человек творческий, а он менеджер по продаже недвижимости. А потому, что она сама не знает, что же ей нужно от мужчины вообще и от этих двух конкретных мужчин в частности, для чего они в её жизни и с кем она хочет быть. Ей нравится быть женой, нравится "преданность, верность и вся эта фигня", но чего-то важного рядом с Майклом ей недостаёт, и неизвестно, способен он в принципе дать ей это, просто она не знает, как это получить, или он вообще не тот человек.




И точно так же ей нравятся свобода, романтика влюбленности, обаяние флирта без обязательств, когда можно положить голые ноги на колени мужчине, и тут же через 5 минут сказать: "Нет, я не могу! Я же такая порядочная!". Но действительно ли её влечет к Алексу (Гийом Кане) физически (а без этого какая же любовь к мужчине?). Простите, я этого не увидела. И не потому, что актеры этого не сыграли. Просто там этого нет. Ей нравится с ним общаться, она наслаждается душевной близостью, а когда его рука начинает гладить ей бедро, она говорит (прерывая какой-то очередной длинный монолог о себе): "Ты играешь моими чувствами, а на мои переживания тебе плевать!". То есть, другими словами, "Я тут тебе душу изливаю, а ты со своими приставаниями!" Ей не заняться любовью с ним хочется, а поговорить - на самом-то деле. Именно поэтому всё заканчивается так, как заканчивается, и пресловутая порядочность и верность тут не причём.

Что касается Алекса, ему ведь не нужна Джоанна. Он тоже очень много говорит, но не разу вслед за "люблю" у него не звучит: "Уходи от него, вернись ко мне, я тебя жду". Совсем даже наоборот - друг советует ему оставить всё, как есть, и Алекс покорно соглашается. Так что, как бы трогательно они не прощались, на самом деле он не хочет с ней быть. Он лучше пустит ещё одну слезу и напишет ещё одну книгу. Ему так удобнее. Больше того, возможно, он так себе любовь и представляет. Но разве это нужно женщине от любимого мужчины?




Майкл Рид (Сэм Уортингтон) в этом смысле полная противоположность Алексу. Любовь для него - материя приземлённая, никаких воздушных замков и порханий под луной. Любовь для него - быть с этой женщиной, жить вместе. Это удовольствие в постели и уютная болтовня на кухне, страсть и нежность, и всё сразу. Но, как сказал он сам, "это от соблазна не спасает". Потому что соблазн - это всегда что-то недоступное, скрытое, запретное. Можно иметь всё для счастья - и всё равно оказаться перед искушением. И для Майкла таким искушением становится даже не сама Лора (Ева Мэндеc), а измена жене как таковая. Ну вот хочет он этого - ИЗМЕНИТЬ ЖЕНЕ. И не потому, что дома плохо. Не потому, что жена не даёт. И не потому, что другая женщина - такая уж желанная, что башню сносит. В том-то и дело, что нет, и это в фильме очень хорошо видно. А потому что это - НЕЛЬЗЯ, во всяком случае - для него. Было б можно - не было бы и фильма. :)

Собственно, вся сюжетная линия Майкл-Лора - это его путь от осознания своего "хочу" до его исполнения. Что будет в конце вечера, не знают не только зрители - сам Майкл этого тоже не знает. Он всё время ведет себя как человек, которого любопытство так и тянет на край обрыва. Шаг вперед - два шага назад. Там нет никакого сноса крыши и близко, он в любой момент может прекратить эту "опасную игру" - другое дело, что он этого не хочет. Он ХОЧЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖЕНЕ (помните, да?). Ему нужен этот опыт - несмотря ни на какие "но". И в то же время он боится переступить эту черту, боится совершить что-то непоправимое.




Так почему же в итоге он её переступает? А вы послушайте все разговоры между Майклом и Лорой - это просто кладезь скрытого смысла! Там столько зацепочек, объясняющих, почему Майкл всё-таки поддаётся соблазну, что устанешь цитировать. Фактически, Лора сама предлагает Майклу именно то, что ему нужно - измену "без последствий", без продолжения, без обид и без обязательств. Словно зная все его слабые места и понимая все его сомнения, Лора на протяжении всего вечера как бы говорит ему (где иносказательно, а где - языком взглядов и тела): "Мы взрослые люди. Да, нас влечет друг к другу. Так бывает. Мы можем переспать, если ты хочешь. Это не разрушит твой мир, ты не потеряешь свою жену. Это не свяжет тебя со мной навсегда, я не претендую на большее".

Вот только её взгляд в пространство (в конце, когда она узнает, что Майкл вернулся в Нью-Йорк)... Этот взгляд выдает, что ей больно. А значит, она всё это время врала себе и на большее всё же претендовала. Вот только винить-то ей некого - кроме себя, естественно. Майкл много раз за вечер переспросил и уточнил (все теми же иносказаниями, взглядами, жестами): "Ты точно понимаешь, что делаешь? И что (но не более того) я могу тебе сегодня дать?" (именно из этой оперы все его "я женат", "счастлив в браке" и т.п. - это не самообман и не кокетство, это предупреждение). И решился он в конце концов на постель только потому, что поверил - она всё правильно понимает и ничего кроме физического влечения у нее за этим флиртом нет. А раз так, почему бы и нет? Тогда Лора вполне подходит для того, чтобы попробовать, какова она на вкус - измена...




Вполне понятно, что наутро у него вид человека, у которого просто камень с души упал - уфф, отпустило. И действительно ведь отпустило - желание-то исполнилось. В последней сцене с Кирой у него даже чувства вины ну вот на столечко не наскрести (он перед Лорой больше виноватым себя чувствует, именно потому, что просёк с утра моментально, что с её стороны это было нечто большее, чем влечение). Просто морок прошёл, навязчивое состояние исчезло. Попробовал, осмыслил, оставил позади. Всё. Захотелось бы ему еще сходить "налево"? Вот по моим ощущениям - вряд ли. Иногда достаточно одного раза, чтобы "закрыть гештальт": узнать, как это, и успокоиться. "Я тебя люблю" - говорит он жене, и лично я ему верю. А вот Джоанна, по-моему, в финале собирается выпалить ему в лицо: "Знаешь, я от тебя ухожу!" А что, вполне логично в контексте фильма - раз все к концу картины несчастны, с какой стати Майклу быть исключением? Пусть и ему станет больно.

Только вряд ли она так скажет. Я скорее поставлю на "Дорогой, тебе не кажется, что нам надо завести ребенка?" Потому что на самом деле ей нравится быть жертвой, Джоанне. Поэтому и муж ей изменил (я его не оправдываю, я лишь о том, что в нашей жизни ничего не случается без нашего личного участия, даже измена мужа, ага). А потом всё это вылезет опять, лет через 5 - только в ещё более разрушительном виде... И она будет винить мужа в зря прожитых годах. Так оно частенько и бывает, увы. :( Но спасибо за этот финал - за которым можно представить всё, что угодно.

кадры из фильмов, Сэм Уортингтон, мнение, Кира Найтли, last night, Гийом Кане, Ева Мэндес

Previous post Next post
Up