Об этом фильме очень трудно говорить, не говоря о его сюжете. И это - хорошо. Потому что на мой взгляд, это как раз признак талантливого произведения - когда обсуждать хочется не только (а в данном случае даже "не столько") то, как оно сделано, сколько мысли, чувства и поступки абсолютно вымышленных (на минуточку) персонажей. И тут, как видится, каждый видит своё, поэтому объективности ну никак не получается.
Итак, в завязке мы имеем мужа и жену, Майкла и Джоанну Рид (Сэма Уортингтона и Киру Найтли соответственно), у которых, вроде бы, всё в порядке - и тем не менее Джоанна всё равно находит повод устроить мужу скандал на почве ревности после вечеринки. Наутро Майкл уезжает в командировку в Филадельфию с симпатичной коллегой Лорой (Ева Мэндес), которая и была причиной скандала. :) В тот же день Джоанна встречает на улице своего бывшего любовника Алекса (Гийом Кане), которого она в свое время оставила ради брака с Ридом, и получает от него приглашение провести вечер вместе.
Совершенно согласна с высказанной в
одной ЖЖ-рецензии мыслью, что
Last Night - это фильм для тех, кто либо был, либо находится в подобной ситуации, и вполне может не понравиться тем, кого мало интересует тема отношений между мужчиной и женщиной и вопросы, что такое любовь, супружество, ревность, страсть. Впрочем, неужели есть такие люди, которых это не интересует и у которых подобные коллизии вообще никак не отзываются? Мне такие не попадались (зато попадались те, кто сам от себя факт этого интереса скрывает - видимо, они фильм и критикуют).
Если же всё-таки попытаться отвлечься от сюжета и поговорить именно о кинематографических составляющих фильма, то моё субъективное мнение таково - в Last Night совершенно безупречный сценарий. Это первое, что лично мне бросилось в глаза, первое яркое впечатление от просмотра. Сценарий ПО-ТРЯ-СА-Ю-ЩИЙ. Примерно на 11 из 10. Столь удачного сценария - именно с литературной точки зрения - вот честно, я даже сразу не могу припомнить. Разве что "Социальная сеть", где я примерно такое же удовольствие получила от бесконечных разговоров. Сценарий Last Night тоже из диалогов состоит, кажется, на 99%, но какие это диалоги! Хочется конспектировать, цитировать и потом аплодировать стоя. С точки зрения композиции тоже придраться не к чему - все, то есть ВСЕ поступки и действия каждого из любовного четырехугольника выверены и поданы в соответствующем антураже, все произнесенные слова и озвученные подробности прошлых и нынешних отношений героев работают, ни одного "хвоста" не зависает в воздухе, а недосказанность привносит необходимую изюминку. Все "ружья", повешенные на сцене, в конце концов "стреляют", причём именно там и тогда, когда задумано автором.
А поскольку сценарист Last Night Мэсси Таджедин по совместительству является и режиссёром, к постановке, собственно говоря, у меня тоже нет никаких претензий. Всё очень гармонично выстроено, подчинено внутреннему ритму, на месте музыка. Фильм очень камерный и почти весь проходит в интерьерах, но в телеспектакль не превращается, и это я тоже записываю в режиссерские заслуги.
Актерские работы в Last Night - это вообще отдельный разговор. Мне встречалось на просторах сети очень много порой совершенно противоположных мнений, кто здесь играет, а кто присутствует, с кем у кого есть "химия", а у кого - нет. На мой вкус, в Last Night мы имеем почти идеально сбалансированный актерский ансамбль (еще один плюс режиссеру). Здесь нет каких-то потрясающих актерских достижений - а они и не нужны, упаси боже в такой картине за героями увидеть чрезмерно выразительную актерскую игру. Зато снова (уже в который раз) просится на ум слово "гармонично". Все четверо главных героев отлично вписались в свои образы, причем не только внешне, но и "внутренне", так сказать, все подобраны на роли в соответствии со своими актерскими талантами, своим индивидуальным актерским "почерком". Ломанные жесты и манерные улыбки Киры Найтли очень подходят Джоанне. Французский шарм Гийома Кане создает отличный контраст с австралийской основательностью Сэма Уортингтона. А Ева Мэндес вполне достоверна в роли Famme Fatale, но только не гламурной и экранно-недосягаемой, а скорее повзрослевшей girl next door с попой и сиськами, о которой грезили все мальчишки в квартале.
Что касается взаимной "химии", мне совершенно неожиданно понравилась экранная пара "Кира и Сэм". Оказывается, они очень гармонично - о да, опять это слово! - смотрятся вместе. А вот когда "супруги" остаются со своими сюжетными "партнерами", и там, и там, по-моим ощущениям, получается если не "холодно" (для фильма это было бы фатально), но и не слишком горячо. Впрочем, опять же, на мой взгляд, именно это "не более, чем тепло" и требовалось по сюжету!
То же самое можно сказать и о продуманности мотиваций. Так уж получилось, что Джоанна и Алекс гораздо больше говорят о себе и о своих чувствах - писатели, чего вы хотите! - поэтому о причинах их поступков мы узнаем от них самих. Майкл и Лора, напротив, о своих истинных мотивах и своих глубинных переживаниях почти не говорят либо обходятся причудливыми иносказаниями (что в их ситуации более чем естественно, больше того, именно так оно по жизни и бывает!), так что многие "как", "зачем" и "почему" тут приходится додумывать. Но это, повторюсь, на мой взгляд вовсе не недостаток сценария и, уж конечно, не бледность актерских работ. Скорее уж наоборот, Сэму и Еве, как мне показалось, с актерской точки зрения задача досталась поинтереснее, и они с ней справились на ура. Но это уже, как вы понимаете, чистой воды субъективизм.
Собственно, именно поэтому я не хочу ничего говорить о качестве актерской игры и актерском таланте - потому что недавно окончательно поняла, что ничего объективного в таких оценках нет и быть не может по определению. Дело вкуса, как говорится. Вот взять, например (ха-ха) Сэма Уортингтона. Ведь кто-то же на полном серьезе считает его деревянным и одинаковым. Я же смотрела сегодня и такое удовольствие получала от того, как он это делает! Нет, не то, что вы подумали (этого, кстати, было преступно мало). Я о том, как он играет: как смотрит, как двигается, как говорит. Я столько всего вижу за этой его внешне неброской манерой создавать образ минимумом, блин, изобразительных средств (можно сказать, "поднятием брови", ага). Вижу все чувства и переживания героя. А кто-то за ней не видит ничего. Тут как всегда - либо у других увидеть не получается, либо я "что-то курю", а суслика на самом деле нет. :) Но мне-то, сами понимаете, это безразлично. Мне главное, что суслика вижу я. :)))
О том, что я думаю о чувствах и поступках героев и как с этой точки зрения восприняла посыл фильма в целом, я, пожалуй, напишу отдельный пост (как уже делала с другими фильмами). С большим количеством спойлеров, ага. Здесь лишь замечу, что желание о многом подумать и спроецировать сюжет на свою жизнь у меня возникло определенно.
ЗЫ. Русское название, "Прошлой ночью в Нью-Йорке", не только выглядит более внушительно, чем просто "Прошлой ночью", но ещё и слегка отодвигает на второй план происходящее той же ночью в Филадельфии. Что, возможно, и справедливо, поскольку фокус истории всё же слегка смещён на отношения Джоанны и Алекса и экранного времени этой сюжетной линии отдано немного побольше.