Экранизация одноименного автобиографического романа Реймонда Гейты. Австралия, начало 60-х годов. Семья Гейта переехала сюда из Европы в поисках лучшей жизни, но супружеское счастье не сложилось, и теперь маленький Рей живет вдвоем с отцом на ферме. Отец для мальчика - столп его мира, символ незыблемости и стабильности. А изредка приезжающую мать можно сравнить с то налетающим, то внезапно стихающим вихрем, от которого не знаешь, чего ждать. То ли развеет тучи, то ли разнесет все вокруг в мелкие клочки...
Все-таки кино - это определенного рода магия. Как и в любом искусстве, здесь важны не отдельные составляющие и даже не их сумма, а еще что-то третье, что-то неуловимое. Именно из-за этого самого "неуловимого", по всей видимости, два фильма со спокойной, неброской актерской игрой, жизненным сюжетом, медленным ритмом повествования и неровным меланхоличным инструменталом в качестве саундтрека производят такое разное впечатление. На
"Парнях" я едва не заснула от скуки, а
"Ромул, мой отец" затянул с первого же кадра.
Я не могу сказать, что этот фильм как-то очень глубоко меня зацепил, что я его непременно приобрету в коллекцию, буду пересматривать... Нет, ничего такого. Но послевкусие, тем не менее, от "Ромула" осталось очень хорошее, такое, какое обычно остается от чего-то настоящего.
После определенного количества просмотренных фильмов, видимо, уже никак не избежать киноассоциаций. Во время просмотра "Ромула" мне вспомнились
"Отражающая кожа" Филипа Ридли и
"Помнишь ли Долли Белл?" Кустурицы. Точно такое же неторопливое повествование, такой же искусный слепок места и времени - не просто с какими-то мелкими, но достоверными деталями, а с настроением, с духом эпохи, кажется, даже с определенным вкусом на губах. Тот же мир, увиденный глазами подрастающего ребенка. Наш прекрасный мир, в котором взрослые почему-то не могут или не хотят быть счастливыми...
Так уж совпало, что главные "взрослые" роли в "Ромуле" играют не просто хорошие, а еще и лично мне симпатичные исполнители - Эрик Бана, Мартон Цокаш и Франка Потенте. Бане, конечно, достался центральный образ, и он в нем великолепен. Но при этом ощущения, что он тянет одеяло на себя, кого-то затмевает, не осталось совершенно (а для меня это признак определенного профессионализма всей команды).
Но больше всего, как ни странно, мне понравился не Эрик Бана, а Мартон Цокаш. Породистый, харизматичный, наделенный запоминающейся внешностью, Цокаш умеет своей игрой, даже на десятых ролях, тронуть какие-то потаенные струны зрительской души. Вот и здесь - роль у Цокаша явно второплановая, но почему-то именно на его счету - несколько самых эмоциональных, по-настоящему хватающих за душу моментов. А совместные сцены с Баной - вообще просто праздник какой-то: целых два породистых, харизматичных и талантливых мужика в одном кадре, да еще не соперничающие, а подыгрывающие друг другу. Красота! С нетерпением теперь жду не менее многообещающий дуэт Мартона Цокаша и Сэма Уортингтона в
"Долге". ;=)
ЗЫ. Факты.
Фильм стал дебютом и для исполнителя роли Рея, 10-летнего Коди Смит-МакФи, и для Ричарда Роксбурга как кинорежиссера. До этого Роксбург в кино только снимался, а режиссером предпочитал работать в театре.
Фильм был номинирован на рекордное количество наград AFI (премия Австралийского института кинематографии) - 16.
Коди Смит-МакФи, сыгравший роль Раймонда, собрал чуть ли не все призы, положенные актерам его возраста на родине, а американскую статуэтку Young Artist Awards за лучшую роль в неголливудском фильме у него, по иронии судьбы, увел соотечественник Брэндон Уолтерс, мальчик-полукровка из
"Австралии". =)
Недавно Коди снялся в пост-апокалиптической драме
The Road с Вигго Мортенсеном.