16-летняя Хайди ссорится с мамой и честно выполняет ее приказ "убираться" - садится на автобус и едет практически куда глаза глядят, в надежде обрести понимание и любовь где-нибудь в другом месте, раз уж дома это оказалось невозможным...
После этого фильма на самые обыденные действия начинаешь смотреть по-другому. Идешь на кухню наливать себе чай - и, кажется, слышишь за кадром тихую музыку. Даже вода из крана течет как будто не так, как всегда. По-другому падает снег за окном. И какой-то другой человек смотрит из зеркала...
Это фильм о людях, которые не понимают ни других, ни себя, не умеют любить и даже не знают, что это такое - но при этом неосознанно тоскуют об этом. Именно поэтому Хайди льнет к любому проходящему мимо мужику - в поисках тепла, в поисках хоть какой-нибудь близости. Любовь телесная для нее - движения, прикосновения - это единственный до конца понятный ей способ взаимодействовать с другим человеком, единственное доказательство, что близость вообще возможна.
Для Джо, наоборот, постель - это просто комплекс обязательных для мужчины упражнений, приятных, но не оставляющих ничего в душе. Но и он стремится к чему-то большему, он тоже ищет любви и душевного тепла. Но боится их обрести. Именно поэтому он, подойдя так близко, начинает метаться, пьет, пытается нащупать опору в привычных ценностях, а когда не выходит- просто не знает, что делать, что говорить и как, собственно, жить дальше.
И кстати, о Джо. Мне раньше казалось, что чем меньше знаешь об актере, тем больше веришь в его героя. Именно поэтому частенько так хорошо работает идея приглашения на большие роли молодых и малоизвестных. Но теперь я думаю, что дело не в этом. Дело в умении (или неумении) растворяться в каждом новом образе. Я смотрела Somersault с солидным багажом знаний о Сэме Уортингтоне - роли, интервью, фото с премьер. И я искала, пристрастно искала его на экране, вглядываясь в каждую мелочь. Но не нашла. Его там нет. Вообще. Есть только Джо, сам не понимающий, чего ищет, усомнившийся в незыблемости собственного мира и в смысле своего существования.
Теперь мне понятно, почему этот фильм получил рекордное количество премий на австралийской церемонии AFI (13, больше, чем в свое время "Пианино"). Слишком у многих эта тема - одиночества и непонимания - отзывается, и отнюдь не только у 16-летних. А уж если она подана в такой стилистике - сменяющие друг друга хаотичные, казалось бы, картинки, мелькающие огни, мелькающие взгляды, мало слов, но много невысказанных чувств - фильм на награды просто обречен. Вспомните хотя бы
"Трудности перевода" американки Софии Копполы, вышедший годом раньше и получивший "Оскар" за сценарий. Собственно, австралийка Кейт Шортленд сняла картину о том же самом - о пропасти между людьми, неважно, говорят они на разных языках или на одном. Пропасти, которую мы создаем себе сами, а потом стоим на краю и боимся шагнуть, не зная, что на самом деле пропасти нет.
ЗЫ. "16 лет. Любовь. Перезагрузка" - очередной пример перевода названия, за который наших локализаторов хочется удавить. Вообще-то somersault - это "кульбит", "прыжок кувырком". Собственно, примерно это с главными героями и происходит...
Информация о фильме -
http://www.imdb.com/title/tt0381429/Другие мнения -
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/88283/ord/date/#listОбсуждение -
http://samworthington.ru/forum/3-3-1Еще кадры:
http://samworthington.ru/photo/16_let_ljubov_perezagruzka/25 http://ov-20.livejournal.com/481327.html