Верховный славянский бог Свентовит, зафиксированный у балтийских славян - в нашей, восточной Руси прямо не упоминается.
Напомним, главным из множества славянских божеств (по сообщению Славянской Хроники, Гельмольда из Бозау), самым убедительным в ответах был Свантевит (Zuantewith в оригинальном написании), бог земли ранской. В других источниках, он также упоминается как Свентовит. Главный его храм располагался на севере острова Рюген, в крепости на мысе Аркона.
Однако, у нас, на Руси имеется масса разных фактов, обстоятельств и свидетельств, которые вполне напоминают о культе Свентовита. И могут являться его следами.
Это как материальные предметы, так и примеры из обширной области устного народного творчества.
Например, широко известно о том, что одним из важнейших элементов культа этого бога был священный белый конь. А при его храме состояло 300 отборных всадников.
Вот соответствующие описания из Деяний Данов, Саксона Грамматика:
Этот бог имел триста коней и столько же воевавших на них всадников; всё богатство, добытое ими оружием или хитростью, отдавалось на попечение жреца. (...)
Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности.
Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Свентовит - таково было имя изваяния - воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей.
Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад.
Похожий способ гадания описывается и у наших русских:
"Девицы...
Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит чрез нее, то муж будет тихий и смирный." (И.П.Сахаров. Сказания русского народа). "Русские девушки, гадая о суженом, выводят лошадей из конюшни через оглобли или жердь: когда лошадь зацепится за оглоблю - знак, что муж будет сердитый, злой и девицу ожидает несчастное житье; а пройдет лошадь, не зацепившись, - муж будет добрый и житье счастливое." (Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1) Это же видно в русском представлении, или веровании, которое отразилось в поговорке "встать не стой ноги", "встал не стой ноги" (с левой, а не с правой, из-за чего день развивается неудачно, дела не ладятся).
Кроме того, у нас в России, в Рязанской губернии, сохранилось интересное описание народных представлений, связанных с 24 августа (11 августа по старому стилю, с так называемым "Фёдором-Власием"). Приведу текст с сайта
Народный календарь:
Фёдор-Власий. Полагают, что в эту ночь на могилах ходят разные привидения, слышны свист, вой и песни и бегает белый конь.
В Рязанской губернии, в селениях, расположенных на берегах рек Вожи и Быстрицы, было предание, что на могилках Перекольских бывает чудо чудное, диво дивное. Там, на болоте Ермаковой, бывает свист, слышны песни. Кто свистит, кто поет - никто не ведает. Из болота выбегает на могилки белая лошадь. Эта белая лошадь обегает все могилки, прислушивается к земле, раскапывает землю и жалобно плачет над покойниками. Зачем она бегает, что слушает, о чем плачет, никто не знает, не ведает. Ночью над могилками появляются огни и перебегают на болото. А эти огни не то, что в городах бывают на свечах, а в деревнях на лучине; нет, эти огни горят по-своему, светят иначе. Как загорят они, так видно каждую могилку, а как засветят, то видно, что и на дне болота лежит, да уж так видно, что в избе лавка. Пытались добрые люди поймать белого коня, дознать, кто свистит, кто поет, поймать огонь на могилках и на болоте. Не тут-то было. Конь никому в руки не дается, от свисту и от песней только глохнут, а про огонь и нечего говорить. Вестимо дело: кто огонь поймает?
Поселяне говорят, что здесь когда-то было побоище. Сражались русские князья с татарами, бились не на живот, а на смерть. Татары начали одолевать князей, как вдруг ни отсюдова, ни оттудова выезжает на белом коне неведомый богатырь с своими сотнями. Бьет и колет татар, направо и налево и добил их чуть не всех. Тут подоспел окаянный Батый; он убил богатыря, а белого коня загнал в болото. С тех пор белый конь ищет своего богатыря; а его сотня удалая поет и свищет, авось откликнется удалый богатырь.
Семантическое совпадение со Свентовитом, сражающимся с врагами, а также с тремя сотнями его всадников - вполне очевидно.
Но помимо этого, данные представления явно напоминают описания какого-то важного события. Выглядит это как какой-то ключевой день в языческом календаре. Обращает на себя внимание двойное название. Из которого второе - это Власий (что вполне может быть отсылкой к Велесу). Следовательно "Фёдор" - может быть эпитетом того, кто ему противостоит. Богатырь на Белом Коне сражается со своими сотнями против тёмных сил и погибает. Может быть, это Перун, как военная ипостась Свентовита, а то и сам Свентовит? И 24 августа - это дата сражения Перуна (Свентовита) и Велеса, день битвы "Фёдора" и "Власия". А связано это всё с приближением осени и временной победой сил тьмы? Может быть это тот самый "основной сюжет", реконструируемый рядом исследователей? Позже, разумеется, исходная легенда, в рассматриваемом случае, была сопоставлена и смешана с реалиями постоянной, не прекращавшейся веками, войны русских с татарами и прочими кочевниками. Но основа, как нам представляется, здесь может быть вполне языческая.
Хочется также отметить какую-то естественность веры русских, в то, что в тягостную минуту за них может выступить могущественный богатырь на белом коне, обладающий чудесной мощью, в сопровождении своих воинов! Наверное - вот они, исконные наши "культурные коды".
Здесь также стоит отметить, что именно в Старой Рязани был найден древнерусский многоликий (скорее всего, изначально четырёхликий) идол. Оплавленный в результате пожара, при разрушении города Батыем.
Многоликий металлический идол, найденный на Рязанщине.
Подобные фигурки, обычно из дерева, или кости находят по всему Балтийскому морю, вот, например, таковые из нынешней Латвии:
Подобные фигурки (включая эти, конкретные) хранятся ныне в изобилии в музее Истории Риги и мореходства.
Вот такие же из Дании и с Волина.
Многоголовые, многоликие фигурки также являются прямой отсылкой к Культу Свентовита. Вспомним текст Саксона Грамматика:
В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.
Ещё одним, демонстрирующим близкие совпадения с культом Свентовита на Руси феноменом, является серия былин о главном русском богатыре Святогоре! И совпадений этих много. Скорее всего - Святогор, это есть просто прямое упоминание Свентовита.
Начнём с имени Святогора, в начале слова, оно содержит корень "свят", что означает "священность", и именно с этого же корня начинается имя Свентовита. Форма "свент" - является более древним вариантом произнесения этого корня. С точки зрения норм современного русского языка - сегодня имя этого бога выглядело бы как Святовит.
Далее, Святогор был верховным, священным русским воином, обладателем высшей силы. (Кстати, здесь явная аналогия и с сообщением, записанным в Рязанской губернии). Именно от него получали свои умения многие русские богатыри. Совпадение с верховным статусом Свентовита очевидно!
В некоторых текстах - Святогор предстаёт как великан, который цеплял головой облака. Касательно Свентовита, на Рюгене сохранились легенды из времён начала христианизации, повествующие что он, в образе великана, забрасывал первые христианские церкви камнями.
Далее - Святогор, как и Cвентовит имел волшебного коня. Также, важнейшим элементом былин про Святогора является его огромный священный меч. А вот описание атрибутов Свентовита, оставленные Саксоном Грамматиком: Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали.
Ещё одним явным совпадением является место жительства Святогора. Жил он, как мы помним, на острове, на Святых, Светлых горах. В некоторых вариантах былин - на Святом, Крутом острове! В былине когда Святогор передал Илье Муромцу силу попав в гроб, в котором и остался, он как раз, направлялся на свой остров, покрытый дубами. Свою жену Плёнку Поморскую, Святогор после предсказания Коваля, отыскал в Царстве Поморском. Та лежала "во гноище", на лавке, в самой дальней избе, самой дальней деревни. От удара святогорова меча она исцелилась, о чём он, по-началу не узнал, так как ушёл, разозлившись. Однако, после своего волшебного исцеления, та собрала много кораблей и начала на них торговать по всему Поморскому Царству, а когда разбогатела, то отправилась к Святогору на его остров, на Святые Горы, и снова по морю! Есть вариант, также, где он сам её отыскал. В любом случае - образ главного русского богатыря Святогора практически неотделим от моря, от острова и от Поморского Царства.
Вот фото белых рюгенских утёсов. Чем не Святые Светлые Горы? Вот он Крутой Остров Святогора!
Вот современная карта, видимо, того самого "Поморского Царства" - обширного исторического региона, на южном берегу Балтики - Померании, или Поморья, включая Рюген. Выполнена на кашубском языке - языке прямых потомков тамошних средневековых обитателей.
И, наконец, что касается Рюгена, то помимо Арконы с храмом Свентовита, там есть и ещё одно примечательное место. И это населённый пункт, который впервые в 1294 году упоминается как Swantegora, а позже также как Zwantegur и Swantegore. Ныне он носит название Swantow. Точнее сейчас это уже не самостоятельное поселение, а район городка
Poseritz (Поозёрицы). В Свантове стоит очень старая церковь - во имя Св. Стефана, постройки середины 12 века. Полагаю, когда её строили - те, для кого её возводили, ещё могли считать, что ставят её Свантегору.
Как видим - параллелей достаточно!
Отсутствие же прямых упоминаний Свентовита-Святовита в русских источниках может быть связано с общим, крайне не подробным описанием местного язычества, оставленным нам древнерусскими авторами. Есть всего лишь несколько упоминаний древнерусских богов. В том числе - большинство из них относятся к Перуну, главному богу воинского сословия, который, при этом, может являться одним из ликов Свентовита. Просто когда наши первые князья, все как один клялись Перуном - летописцы не могли проигнорировать этот факт. А в целом же - их описания древнейшей религии русских скупы и обрывочны. Также это может быть связано ещё и с тем, что до нас дошло крайне мало текстов домонгольского периода - большинство погибло во время Батыева нашествия.
И ещё один любопытный, и вместе с тем, забавный момент, из мистических верований Третьего Рейха. Несмотря на всю свою, в целом, довольно ярко выраженную антиславянскую риторику, центральная идеологически-религиозная группа национал-социалистов, Ананербе, частью своих верований имела, то что Рюген и окрестные острова - это в высшей степени священные места, а на Рюгене, в древности поклонялись арийском богу Святогору.
С удовольствием почитаю ваши вопросы и комментарии.