О том, как некоторым мерещатся толпы рабов.

Feb 21, 2012 20:33

 
          Недавно мне попалась на глаза одна из иллюстраций в известном сборнике Славяне и Скандинавы, под редакцией Мельниковой Е.А. (Сборник 'Славяне и скандинавы' \\Мельникова Е.А. - Москва: Прогресс, 1986 - с.416) Это карта торговли в Балтийском регионе, в эпоху раннего средневековья, как она представляется составителям сборника. Я внимательно рассмотрел данное изображение и предлагаю вам сделать тоже самое вместе со мной. Вот эта иллюстрация:





Собственно в чём заключается мой вопрос: Откуда на карте такое непропорционально большое число пиктограмм обозначающих невольников на территориях нынешней России и южного берега Балтики?! Почему они изображены в таком числе? Я конечно не спорю - на этих землях случались захваты рабов, и об этом даже попадаются  сообщения в источниках. Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что данная карта демонстрирует некое соотношение количества значков обозначающих рабов, на разных территориях. И чисто визуально, данная пропорция сообщает некоторую информацию. Вот о достоверности этой информации я и хочу спросить!

На чём основано именно такое соотношение символов невольников на территории нынешней России, или Южной Балтики, и на территории, допустим, Швеции, или тем более - Саксонии (которая тоже на карте указана, но пиктограмм рабов на ней нет вообще). Ведь, на самом деле, как раз о Саксонии есть масса письменных свидетельств, что нападавшие на неё пираты и грабители - постоянно и массово захватывали там рабов! Так почему же тогда эти символы отображены на карте в наблюдаемом соотношении - будущая России и юг Балтики пестрят изображениями невольников. В то время, как реальный массовый поставщик рабов - Саксония, с Фризией не содержит ни одного подобного изображения. А другие поставщики рабов - такие как скандинавские страны, содержат эти пиктограммы в умеренном количестве? На чём это основано?

Вы, конечно, можете сказать, что эта карта - нечто маловажное. На первый взгляд, это конечно "ерунда". Но, на самом деле, если вдуматься - карта, это визуальный способ передачи информации. А визуализированная информация усваивается наиболее легко! Даже не до конца осознанная - она тем не менее, закрепляется. Это очень действенный способ вызвать какое-то впечатление. Данная карта - сообщает людям идею. Чисто визуально. Человек мог не прочитать книгу, но рассмотрев эту карту - он составит себе определённое впечатление. У него в голове отложилось какое-то представление, вызванное данной картинкой.

А потом мы удивляемся, когда к нам приходят какие-то странные "оппоненты", и как зачарованные повторяют про "тысячи славян", которых "ловили на южных берегах Балтики" скандинавские "викинги", или о массовой работорговли на севере Руси. Хотя это ЧУШЬ!

Итак еще раз и подробно: откуда на этой карте такое количество символов невольников по берегам Ладоги, и даже аж за Онежским озером???? Это что - оттуда шли караваны рабов в раннем средневековье? Что за глупости! Там жили полудикие племена охотников - особенно в Заонежье. И туда если кто из чужаков и попадал - то раз в сто лет, не чаще. Однако они рисуют там эти значки по принципу, видимо, "бумага всё стерпит"! Но кто о массовой работорговле в этом регионе сообщает хоть что-то? Тоже самое про междуречье Оки и Волги, а также по самим верховьям Волги - что, разве источники кишат сообщениями о массовой работорговле в этом регионе? А тем более - на Каме, на которой, тоже нарисованы эти "рабы, рабы, рабы"! Конечно НЕТ! Отдельные упоминания, или факты связанные с работорговлей на Ладоге, или на Волге конечно известны. Но я говорю про конкретную пропорцию, которая и вызывает то визуальное впечатление, которое она вызывает!

Кто сравнивал количество сообщений о рабах там и тут, и количество самих этих рабов? Почему здесь нарисовано столько этих значков, а в Саксонии и Фризии ни одного, а в Дании всего один?! Где и кем было установлено что между рабами из данных земель существовало такое соотношение, которое нам показывает эта карта? Повторимся - как раз, сообщениями о захвате рабов в Саксонии и во Фризии - в источниках кишит, в отличие от Волжского-Окского междуречья, или, тем более земель вокруг Белоозера, Камы, да и верховий Днепра! Тогда почему они всё это рисуют?

Тоже самое Южная Балтика - ну столько они там натыкали этих "рабов"! На чём это основано? Может на том, что над сборником работал немец Й.Херрманн? Или на чём? Если, на самом деле, про тех же балтийских славян - есть сообщения о том, что они массово захватывали рабов и в немецких землях, и в Скандинавии - почему нарисовано то, что мы видим? Про то, что славяне становились объектами соответствующих нападений - информация конечно тоже есть, но почему именно на Одре, на Лабе и на Висле нарисованы эти значки - буквально один у другого на голове?! В то время как соседняя Саксония как бы и не при чём?! Это всё совершенно искусственно вызывает превратное впечатление! Ибо на самом деле - именно Саксония, судя по сообщениям, была одним из главных источников для вывоза рабов. Хотя и Скандинавия, и Южная Балтика, и восточная Прибалтика - также поставляли свою долю на международный рынок рабов той поры. Да и даже наша Ладога - пусть не очень сильно, но тоже участвовала, свои 5 копеек, так сказать вносила.

Но эти толпы рабов, нарисованные там, где они нарисованы - это просто галлюцинации! Как это назвать по-другому?

Короче говоря - это произвольность, чистое воображение тех, кто это рисовал. В "лучшем случае" - это отображает какие-то их собственные, чисто умозрительные, неизвестно почему сформированные представления. А в худшем - просто прямо пропагандирует чьи-то предвзятые, своекорыстные воззрения (также ничем не доказанные и не обоснованные). И то, что это, в качестве "иллюстрации" опубликовано в данной книге - по сути ОБМАН! Никаких оснований для таких соотношений данных символов в изображенных землях нет. И это соотношение искусственно вызывает впечатление превосходства и экспансии Скандинавии и вторичности земель будущей Руси, а также земель балтийских славян в соответствующих торговых процессах того периода в балтийском регионе. А также полностью, и совершенно искусственно исключает из данного процесса земли Саксонии и Фризии, которые участвовали в этом очень сильно. А если мы вспомним про соседнии Англию и Ирландию - которые также являлись очень мощным поставщиком рабов, то тот факт, что они вовсе не отображены на карте просто обескураживает!

Эта карта содержит ЛОЖЬ. Она вводит в заблуждение. Вот из такой вот, на первый взгляд, ерунды часто и вырастают странные и подчас просто дикие "убеждения", которые демонстрируют наши оппоненты! И основано это всё на чьих-то выдумках. Вот так вот и продолжает своё бытование в науке та мифология, появление и развитие которой столь блестяще описывает Л.П.Грот: (смотрите здесь и здесь и т.д.)

Думаю, на самом деле, если нарисовать данную карту более взвешенно и трезво, она должна была выглядеть примерно так:




А то, по хорошему говоря, количество "рабов" на территориях восточней Ладоги должно быть еще сильнее уменьшено. А во Фризии существенно добавлено!

Теперь для наглядности несколько реальных упоминаний о рабстве в Скандинавии и вообще на Западе:

* Жалостливые английские тексты, в которых авторы просят бога помиловать их от гнева норманнов, грабивших и обращавших англичан в рабство, можно наверное, не упоминать, ибо они и так известны очень широко.

* Гельмольд так описывает винульдов (вендов, балтийских славян): «Весь этот народ подвержен идолопоклонству, находится в постоянном движении, занимается пиратством, направленным с одной стороны на датчан, а с другой - на саксов». (Что касается Фризии и Саксонии, сообщений о нападениях на них пиратов и захватах там рабов - можно найти очень много)

* Вот цитата из "Деяний архиепископов Гамбургской церкви", Адама Бременского про Саксонию: В это время морские разбойники, которых мои соотечественники называют аскоманны, прибыли со своим флотом в Саксонию, и разграбили всё побережье Фризии и Хадельн.

* Оттуда же, про Данию: «Сами же пираты, которых там называют викингами, а у нас аскоманнами, платят дань датскому королю (...) эти пираты зачастую злоупотребляют вольностью, предоставленной им в отношении иноземцев, обращая ее на своих. Они до того не доверяют друг другу, что, поймав, сразу же продают один другого без жалости в рабство - неважно своим сотоварищам или варварам. (...) они сразу же продают тех женщин, которые оказываются обесчещенными. (...) У данов нет иных видов наказаний, кроме смертной казни и обращения в рабство.»

* Вот цитата из самой книги "Славяне и Скандинавы": На рынке в Мекленбурге в 1168 г. после победоносного похода ободритов были выставлены на продажу 700 датчан.

* Из этого же сборника про Данию, конкретно - про Шлезвиг:
Римберт, преемник Ансгария на посту архиепископа гамбургско-бременского, рассказывает около 870г.:

Когда прибыл он сперва в землю данов, увидел он в одном месте, где для ранее возникшей христианской общины построил он церковь, - место то завется Слиазвих - множество пленных христиан, влачившихся в оковах. Среди них находилась некая монахиня, которая, заметив его издали, преклонив колени, многократно склоняла перед ним свою голову, чтобы тем выразить свое благоговение перед ним и умолить его явить сострадание к ее жребию. И начала она, чтобы он мог увидеть, что она христианка, громким голосом распевать псалмы. Епископ, охваченный жалостью, с плачем взмолился к Господу о помощи для нее. И вследствие его молитвы распались тотчас оковы на ее шее, которыми она была скована. Но так как она не бежала тут же, схватили ее с легкостью сторожившие их язычники.

Тогда святой епископ, движимый страхом и любовью к ней, стал предлагать стерегшим ее язычникам различные вещи как выкуп за нее; но они не хотели согласиться ни на что, если только он не уступит им своего коня, на котором он ехал верхом. Этому он не противился, но спрыгнул тотчас с седла и отдал коня со всей сбруей за пленницу, подарив последней сразу же, после того как выкупил ее, свободу, и разрешил идти ей, куда она хотела. Закованные христиане, очевидно, были представителями упомянутой вначале местной христианской общины, а может быть также и захваченными в других христианских земель пленниками - например, в Англии, или во Фризии, которых привезли в "накопительный пункт", для дальнейшей продажи торговцам, или отправки на рынок какого-нибудь города, типа Венеты, или Мекленбурга, где собирались торговцы.

* Вот фрагмент польской статьи посвященной славянскому пиратству на Балтике (Mariusz Zulawnik,
PIRACTWO SLOWIANSKIE NA BALTYKU DO 1184 ROKU, 1999 TEKA HISTORYKA,1999.- zeszyt 16. -S.5-18.): "Пираты организовывали экспедиции ради захвата добычи или невольников. Богачи были ценной добычей, поскольку за них эти морские разбойники могли получить большой выкуп. Остальные пленные продавались на торгах. Большое количество пленных после каждой экспедиции приводило к тому, что цены на невольников на славянских рынках резко снижались. Иначе дела обстояли, например, в Дании, где цены немедленно взлетали вверх. Причиной этого была нехватка рабов после славянских атак. Пленных, захваченных в столкновениях с поляками, продавали либо в Данию, либо на Руян, а пленных с Севера (датчан) - преимущественно, на Запад и Юг Европы. К более ценным невольникам, например, богачам, относились лучше, чем к остальным, которых использовали, среди прочего, на тяжелых работах, например при строительстве судов. Над ними часто издевались. У Титмара мы можем прочесть как поступали с некоторыми заложниками: «их гнев передался остальным корсарам. Наутро отсекли они нос уши и руки священнику (…) и остальным заложникам; затем выбросили их за борт в залив (…).

* А вот описание последствий славянской корсарской экспедиции предпринятой в 1136 году под предводительством поморского князя Ратибора I на Конунгхале (в то время датский город, ныне принадлежит Швеции, расположен на границе с Норвегией): «(…) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.»

* Это то, как источники характеризуют ситуацию вызванную систематическими славянскими пиратскими нападениями на Данию, незадолго до походов Вальдемара I на Руяну: «В это время пираты распоясались от границ славян аж по Эидору, все деревни с востока, оставленные жителями (…), лежали в руинах с невозделанной землей. Зеландия, от востока до юга, зияла пустотой (…), на Фионии не осталось ничего, кроме нескольких жителей».

Вот вам и "рабы" с южной Балтики. Конечно и на славян так же нападали - и немцы, и датчане, и сами славяне воевали друг с другом - и продавали своих же сородичей, представителей враждебных племён в рабство. Ободриты - лютичей, лютичи - ободритов, руяне с поморянами и тех и других могли продать. Есть даже интересное сообщение, опубликованное в том же сборнике: когда ободриты в XII в. были завоеваны Генрихом Львом и «подчинены, толпами бежали они к поморянам и данам, которые их безжалостно продавали полякам, сербам и чехам». Как видим - здесь славянских беженцев обращали в рабство и продавали другим же славянам.

Но всё таки - настоящая картина сильно отличается от того впечатления, которое можно составить по обсуждаемой карте. Это соотношение пиктограмм невольников - совершенно произвольно и не отражает реальной картины, вызывая полностью превратное впечатление.

Как всегда - с удовольствием почитал бы ваши вопросы и комментарии!

поморяне, ободриты, лженаука-норманизм, Скандинавия, лютичи, Рюген, руяне

Previous post Next post
Up