Полностью переработал текст про Рорика Дорестадского на основании выдержек из франкских хроник, предоставленных и осмысленных aloslum-ом. Добавил много новых данных. Всё же, он действительно был представителем благородного датского семейства. Как об этом и говорит Е.Пчелов и некоторые другие. Короче, ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ! Кроме того, добавил исчерпывающую информацию о Рорике Вендском. Всё, что о нём можно сказать. (И этого, на самом деле, не так мало!) В общем, прошу любить и жаловать новую главу о Рорике Околоютландском. Коих, на самом деле, могло быть двое.
Рорик “Ютландский”.
Теперь давайте изучим ту самую историческую личность - деятеля, известного в Дании и Франкской империи второй половины 9 века, который описывается во франкских хрониках соответствующего периода под именем Рорик, а иногда даже Рурик. Он происходил из действительно благородного датского рода. Водимо, в некоторых текстах он упоминается также как Хорик, Орик, или Эрик. Из-за чего возникает некоторая путаница.
Личность этого Рорика, в настоящее время превратилась в главный аргумент попыток доказать скандинавское происхождение нашего летописного Рюрика, через взаимное отождествление этих героев. Его жизнеописанию были посвящены многие статьи, и даже целые книги! Поклонники скандинавской версии часто именуют его “Рориком Ютландским”, или “Рориком Фрисландским” и выдвигают на роль нашего “Рюрика Новгородского”. Но, под такого рода титулами, в реальных источниках он не упоминается - это просто современные эпитеты.
В середине 9 века, этот деятель действительно отметился к северу от империи Франков, а также обладал внушительными по размерам владениями внутри самой империи. При этом, возможно, в некоторых упоминаниях Рорика в источниках, на самом деле, фигурируют разные личности. И одно из этих упоминаний действительно может быть связано с нашим летописным Рюриком. Давайте изучим всё по порядку.
“Фульдские”, “Ксантенские” и “Бертинские анналы”, а также “Анналы королевства Франков” и “Ведастинские анналы” с 850 года описывают некоего Рорика, который владел Дорестадом во Фризии (крупным торгово-ремесленным городом той поры, располагавшемся в центре современной Голландии) - по лену, полученному ещё его братом Хериольдом. Фульдские анналы фиксируют его имя как: Rorih, Ruoruc, Roruc. Ксантенские анналы: Rorik, Ruorich. Бертинские анналы: Rorich, Roric. Обычно в этих текстах он именуется норманном, реже - даном. Ксантенские анналы упоминают о нём в 850 и 873 годах, Фульдские анналы - в 850, 857, 873 и 882 годах; Бертинские анналы - в 850, по два раза в 855, 863, 867, 870 годах, и трижды в 872 и в 881 годах. Также этот Рорик упоминается под 882 годом в Ведастинских анналах. Особняком в этом перечне стоит упоминание Рорика, короля язычников, в Ксантенских анналах за 845 год, которое мы рассмотрим очень подробно отдельно.
Что касается его родословной: из источников проистекает, что он принадлежал к благородному датскому семейству. Некоторые его ближайшие родственники, а также многие более отдалённые - побывали королями Дании. В “Фульдских” и “Ксантенских анналах” сказано, что он был братом Хериольда. При этом, в “Ксантенских анналах” уточняется, что его братом был Хериольд “iunioris” (то есть “юный”, точнее правильнее было бы перевести “младший”), который именовался так, вероятно потому, что был младше другого Хериольда, или Харальда, известного в ту же эпоху. В “Бертинских анналах” - Рорик назван племянником Хериольда. Что расценивалось некоторыми исследователями, в частности, Е.Пчеловым, как “путаница”. Однако, по всей видимости, речь здесь идёт просто о двух разных Хериольдах - одному из которых он действительно приходился племянником, а другому братом. Старший Хериольд, дядя Рорика - видимо, известен по сагам также как Харальд Хильдетан (Боевой Зуб, или Клык Битвы). Младший Хериольд, брат Рорика - это, вероятно, деятель, крестившийся в Майнце, известный в сагах, как Харальд-Клак.
Оба эти Хериольда, вместе упоминаются в “Анналах королевства франков” под 812 годом в сообщении о междоусобице в Дании: “Сообщают, что немного времени спустя король данов Хемминг умер. Когда ему захотели наследовать племянник короля Годфрида Зигфрид и племянник Хериольда, и того самого короля Ануло и они не смогли согласиться между собой, который из двоих должен был бы править, собрав войска и завязав сражение, они оба погибли. Наконец, одержавшая победу сторона Ануло, поставила себе королями его братьев, Хериольда и Регинфрида”.
Переводчик, пропустив тире, не очень удачно построил следующую фразу: “ему захотели наследовать племянник короля Годфрида Зигфрид и племянник Хериольда, и того же самого короля [то есть упомянутого Годфрида] - Ануло”, в оригинале: ”Cui cum Sigifridus nepos Godofridi regis et Anulo nepos Herioldi, et ip sius regis”.
То есть, там было две противоборствующие стороны: 1.) Зигфрид, племянник короля Годфрида, и 2.) Ануло, племянник Хериольда, а также же племянник того же самого короля Годфрида. Оба они в результате войны погибли. В итоге, королями стали братья Ануло - Хериольд и Регенфрид. Которые, следовательно, и сами, подобно своему брату Ануло, приходились упоминавшемуся первым Хериольду - племянниками. Таким образом, в этом фрагменте “Анналов королевства франков” упоминаются сразу два Хериольда - дядя и племянник. Один из которых, упоминается в “Ксантенских анналах” также как “iunioris”, то есть “Младший”, а другой, соответственно, являлся “Старшим”, хотя под таким эпитетом он нигде и не упоминается.
То есть, наследуя правам своего погибшего в борьбе за трон брата Ануло, Хериольд и Регенфрид стали королями Дании в 812 году. И все они втроём приходились Рорику, соответственно, братьями (раз один из них - Хериольд был его братом). Но сам Рорик в то время был ещё младенцем и не упомянут вместе с ними в связи с этим событием.
Он начинает описываться в хрониках лишь с 850 года. (Если не считать упоминания “о Рорике короле язычников” 845 года из “Ксантенских анналов”, в котором речь, возможно, идёт не о нём).
Далее под 814 годом говорится, что короли данов Хериольд и Регинфрид были изгнаны сыновьями Годфрида, а при попытке вернуться в Данию, Регинфрид погиб. Хериольд же ушёл к франкам и с их помощью боролся с сыновьями Годфрида, иногда добиваясь, что они признавали его соправителем части Дании (в 819 и 821-823 годах). В 826 году он крестился в Майнце и ему был пожалован в лен Рюстринген (северная Фризия), а в 841 году (по “Бертинским аналам”) ещё и Валхерен. С 827 года по “Анналам королевства франков” в Даннии правит король Хорик, или Орик (“Старший”), один из сыновей Годфрида.
Под 850 годом, в “Фульдских анналах”, братом того самого Хериольда, оставшегося у франков (про которого сообщается, что он получил в лен Дорестад, а ранее бежал от Хорика, сына Годфрида) - называется Рорик! А про него самого, в свою очередь, указывается, что он бежал от Хлотаря (одного из наследников Людовика I, между которыми была разделена Франкская империя), и присягнул Людовику II (Немецкому) - другому его наследнику. А позже жил среди саксов, нападая на владения Хлотаря во Фризии, в результате чего, добился возвращения себе Дорестада. В “Ксантенских анналах” под тем же 850 годом также говорится, что Рорик, названный братом “упоминавшегося уже” (имеется в виду 826 год) Хериольда Младшего (Herioldi iunioris), ранее бежавший от Хлотаря, вернул себе Дорестад.
В “Фульдских анналах” и “Бертинских анналах”, в 850 году Рорик упоминается вслед за сообщением о войне короля Дании Орика (или Хорика) “Старшего” с двумя своими племянниками и последовавшем за этой войной разделе его королевства с этими племянниками. Порой эти сообщения объединяют, утверждая, что Рорик был одним из племянников Орика “Старшего”. Он, вероятно, приходился ему родственником, но не обязательно был именно его племянником. Кроме того, в “Бертинских анналах” под 850 годом, Рорик, отложившийся от Лотаря, и вернувший себе Дорестад, как мы уже говорили, назван племянником Хериольда (что в переводе А. Волынца “исправлено” на “брат”). Хериольд, которому Рорик приходился племянником, был просто, другим Хериольдом - “Старшим”. Как мы уже разъяснили это чуть выше. Которому, крестившийся в Майнце Herioldi iunioris, а равно и Рорик, владевшие леном во Фризии - действительно приходились племянниками. Далее под 852 годом там же говорится о Годефриде, сыне Хериольда Младшего, крещёного в Майнце, которое в переводе А. Волынца ошибочно отнесено к самому Годефриду, о крещении которого и о передаче ему владений Рорика во Фризии, на самом деле, заявляется под 882 годом.
В “Бертинских анналах” также сказано, что Рорик вместе с Годефридом, сыном своего брата Хериольда, владели Дорестадом и большей частью Фризии, когда в 855 года, оба неудачно претендовали на власть в Дании.
До середины же 9 века Рорик не упоминается, так как, по-видимому, в 812 году, когда его брат стал королём Дании он ещё был младенцем, а в 826, когда тот крестился и получил свой лен у франков - соответственно, подростком.
Датский король Хорик “Старший” погибает в 854 году. При его преемнике, которого звали тоже Хорик (“Младший”) - Рорик, вместе со своими товарищами, силой получает, на некоторое время, удел в южной Ютландии, у реки Айдер. Об этом сообщают “Фульдские анналы” за 857 год: “повёл флотилию в область данов и по соглашению с королём данов взял во владение вместе со своими товарищами часть земли, находящейся между морем и [рекой] Эгидора (Айдер)”. Река эта протекает на самом юге Ютландии, чуть к северу от Нордальбингии, в нынешней немецкой земле Шлезвиг-Гольштейн.
Резюмируя - Рорик принадлежал к тому же благородному датскому семейству, что и Ануло, а также Хериольд (“Младший”) и Регинфрид, которые побывали королями Дании. Ещё одним членом этого семейства являлся Хемминг, подобно Хериольду, некоторое время живший у франков. Все они приходились Рорику братьями. И активно участвовали в борьбе за власть над Данией с некоторыми другими своими более отдалёнными родственниками. Ибо, сообщалось, что Ануло являлся племянником того же короля Годфрида, с другим племянником которого, Зигфридом он сражался за власть, и сын которого Хорик (“Старший”), стал королём Дании, после того, как сместил двоих братьев Ануло и Рорика - Хериольда Младшего и Рененфрида. А последнего ещё и убил.
Вот как происхождение Рорика оценивает, например, такой исследователь, как Е. Пчелов. “Рорик принадлежал к династии правителей Ютландии. У конунга Хальвдана было четверо сыновей: Ануло, Харальд Клак, Регинфрид и Хемминг, к этой же семье принадлежал и Рорик…” (Пчелов Е.В. Генеалогия древнерусских князей. М., 2001. С.71). Пожалуй, это достаточно адекватная оценка.
Семейство, к которому относился Рорик часто причисляют к Скьёльдунгам. Полумифической династии скандинавских королей, “прямых потомков Одина”. Хотя последними настоящими Скьёльдунгами, видимо являлись известные по сагам Хрольв Жердинка, живший на рубеже 5-6 вв. А также Хрёрек, сын Ингьяльда, он же, Хрёрек Собиратель Колец (“Жадный до Колец”), живший в 6 веке. И обе линии реальных потомков Скьёльда присеклись в 6 веке. Однако, в “Саге о Форньоте” а также некоторых более поздних скандинавских родословных, Собиратель Колец (с нарушением хронологии, наблюдаемой также по норвежским родам) стал считаться дедом Хрёрека Метателя Колец. Который, в свою очередь, приходился отцом Харальду Клыку Битвы, которого можно сопоставить с тем самым Хериольдом “Старшим” - дядей Ануло, Хериольда “Младшего”, Рорика и прочих его братьев. Хотя в других сагах ни Харальд Боевой Зуб, ни его отец, ни его потомки и родственники - Скьёльдунгами никогда не именуются. И существует масса других старинных источников, которые их также не относят к этой династии.
Вероятно, на самом деле, пришедшая на смену знати Вендельской эпохи, культурно связанной с центральной Европой (по-видимому с эрулами, переселившимися на север согласно Прокопию) новая местная скандинавская знать “эпохи викингов”, желая показать свою древность и благородство, старалась взять древних прославленных героев в свои предки. В этом и заключается причина предполагаемого сближения рода Ануло, Хериольда, Рорика и их родственников со Скьёльдунгами. Однако, в настоящее время эта версия принята на вооружение некоторыми историками, которые частенько заявляют, что Рорик принадлежал к династии Скьёльдунгов.
При этом, касательно рассматриваемого Рорика - наблюдается один весьма интересный феномен: некоторые очень известные североевропейские средневековые источники, включая датские, написанные спустя пару веков после его жизни, например, Адам Бременский, Саксон Грамматик, “Роскилльская хроника”, очень подробно описывающие историю Дании, а равно и её королей - совсем ничего, буквально ни слова не сообщают ни о каком благородном датском деятеле той эпохи, по имени Рорик, который владел большими землями в империи Франков, а также активно претендовал на власть в самой Дании. Что весьма удивительно.
Действительно, Адам Бременский, о Рорике не проронил ни слова, а, следовательно, о нём не было известно и информатору Адама в датских вопросах - датскому королю Свену Эстридсену. Адам очень подробно описывает королей данов соответствующего периода, включая всех их сыновей, указывая все их особенности, а также малейшие перипетии жизни - но о Рорике не упоминает ничего. Также ни малейшего упоминания о деятельности какого-либо Рорика не оставил и весьма словоохотливый Саксон Грамматик, главной целью которого было вообще, по сути, отметить любого из данов (даже не обязательно королевского рода), кто хоть чем-то прославился в истории. Саксон в это время живописует деяния знаменитого Рагнара Лодброка. Не знает о Рорике и Роскилльская хроника - также достаточно подробный датский текст.
Рорик, художник Arturas Slapsys.
Подобное молчание указанных источников, привело к тому, что, как описывает Л.П.Грот, нынешние датские медиевисты даже не считают Рорика представителем высшей знати данов. А равно и совершенно не рассматривают его нашим Рюриком. Это относится, например, к работам Юханнеса Брэндстеда, и Эльси Роэсдаль. Но они даже не называют Рорика “конунгом”, а только “предводителем” (hövding). Этот термин может относиться как к представителю локальной племенной знати, так и к вожаку разбойничьей шайки (rövarhövding).
Однако, объясняется этот странный феномен, вероятно достаточно просто. Возможно, в более поздних источниках, имя Рорик смешивается с другими, относительно похожими именами. По крайней мере - другие детали некоторых упоминаний явно соответствуют Рорику.
Так, Адам Бременский рассказывает про Харальда, крестившегося в Майнце, а также говорит про его брата, по имени Хорик (Horuch), о котором сообщает, что тот получил часть Фризии в качестве надела, то есть речь явно о Рорике. “Роскилльская хроника”, вторя Адаму, брата Харальда, крестившегося в Майнце, называет Эриком (Hericus). У Саксона Грамматика также говорится об Эрике, брате Харальда, крестившегося в Майнце в 826 году и воевавшего с Регнером (Рагнаром Лодброком). Причём, помимо этого Харальда (Хериольда “Младшего” по франкским источникам), которого он упоминает как “некого беглеца” при полулегендарном Регнере, он упоминает и Эрика (то есть Орика-Хорика Старшего, одного из сыновей Готфрида - врага Харальда и Рорика). Который упомянут им как некий “тиран”, захвативший власть.
То есть, спустя пару веков, сведения о Хериольде и его брате Рорике в Дании видимо, сохранялись. Но указанные источники, смешивают Рорика с королём Хориком-Ориком (или Эриком) “Старшим”, с которым Хериольд и Рорик, на самом деле боролись, и который погиб в сильной распре 854 года. После этой междоусобицы из всего тогдашнего датского королевского рода в живых остался только один мальчик (“Фульдские анналы”), носивший то же самое имя (“Ксантенские анналы” сообщают об этом под 856 годом), то есть это был Хорик “Младший” (он упоминается также в “Житии святого Ансгария”). Именно по соглашению с этим маленьким Хориком, Рорик и получил часть датского королевства в 857 году, что он неудачно пытался сделать также ещё и в 855 году, вместе со своим племянником Годефридом (сыном Хериольда “Младшего”).
То, что у Адама Бременского, Саксона Грамматика и в Роскилльской хронике вместо Рорика братом Харальда, крестившегося в Майнце, назван Хорик (он же Эрик) пытался в своё время "согласовать" ещё автор “Деяний Данов” 17 века, Арнгрим Йонсон. В 16 главе, он упоминает Харальда, а равно и его брата: "Харек, которого обычно называли Рэрек".
Получается, всё-таки, саму эту личность датчане времён Адама и Саксона ещё помнили, но имя Рорик было для них, вероятно достаточно чужим и странным, поэтому они его искажали и путали с другими именами.
Вот это и есть все основные деяния Рорика, брата того самого Хериольда “Младшего”, который крестился в Майнце и получил лен во Фризии, а до того, вместе с другим своим братом, побывал, некоторое время, датским королём. Рорик сбежал от заточившего его вместе с братом в крепость франкского короля Хлотаря к другому франкскому королю Людовику II (Немецкому). Его брат погиб, но ему удалось спастись. И далее, из земель, подконтрольных Людовику II, он воевал с Лотарем, которому при разделе империи Людовика I досталась Фризия, вернув в результате свои фризские владения, пожалованные Людовиком I ещё брату. Также Рорик вёл борьбу за власть в Дании, в том числе, захватил на время южную часть Ютландии, к северу от Нордальбингии. Он владел своими землями во Фризии до 70-ых годов 9 века. А в упоминаниях 80-ых годов, Рорик, брат Хериольда уже указывается как бывший владелец этого лена, перешедшего к его племяннику - Годефриду, сыну Хериольда “Младшего”.
Рорик “Вендский”.
Однако, в Ксантенских анналах, есть ещё одна запись от 845 года, которая сообщает о некоем Рорике, названном “королём язычников”, напавших на Франкскую империю. И герой этого сообщения не соответствует рассмотренному нами Рорику по целому ряду признаков. Вероятно, там упоминается кто-то другой. Давайте, подробно изучим это. Сначала приведём сам текст.
“Ксантенские анналы” (“Annales Xantenes”):
845. “В округе Вормсфельд дважды произошло землетрясение: первый раз в ночь на вербное Воскресение, второй раз в святую ночь воскрешения Христовa. В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч. Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан. В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели”.
Рорик, брат Хериольда, на тот момент королём точно не являлся, и только в 857 году захватил удел в южной части Дании. Да и то - скорее всего не получил вместе с ним титул короля. Ибо королём Дании тогда оставался Хорик “Младший”, Рорик же стал одним из датских лендлордов. Ожидать вольностей такого рода в титуловании действующих лиц со стороны франкских хронистов того периода не приходится. За подобными вопросами следили строго. Даже брат Рорика Хериольд после своего изгнания с датского престола, в источниках больше никогда не именовался королём. Самих же датских королей, франкские источники называют всегда именно королями. При этом, когда далее, в тех же Ксантенских анналах речь заходит действительно о датском Рорике - уточняется, что это “Норманн Рорик, брат упоминавшегося уже юного Гериольда” (точнее “Младшего”). То есть, автор источника, видимо хорошо понимал, что это были разные Рорики.
Кроме того, Саксон Грамматик рассказывает, о том, что Харальд (Хериольд “Младший”) воевал против Рагнара Лодброка, что также можно расценить, как довод не отождествлять Рорика, воевавшего на одной стороне с Регинхери, из приведённого отрывка Ксантенских анналов, с Рориком, братом Хериольда “Младшего”. При этом, Рорик брат Хериольда, на 845 год, уже долгое время жил в империи Франков (как минимум с момента изгнания его брата с датского престола) и не нападал на Франконию. Возможно, он уже боролся с Лотарём во Фризии, но, франкам, как таковым, он врагом никогда не был. При этом Людовик II, упоминающийся в тексте Ксантенских анналов - был прямым сюзереном и главным союзником Рорика в его войне против Хлотапя за Дорестадский лен! Сначала Рорик являлся вассалом Людовика I, после его смерти стал подданным Хлотаря, далее из-за опалы, сбежал к Людовику II, и нападая с его земель на земли Лотаря, отвоевал у последнего права на свой Дорестад - в 850 году, после чего снова присягнул Лотарю, включая обязанность выплачивать налоги (о чём прямо сообщают “Фульдские анналы”).
По этой причине, “короля язычников Рорика” расценивают иногда, как упоминавшегося уже нами тогдашнего датского короля Хорика (Орика) “Старшего”, о нападении которого и заключении мира с Людовиком Немецким в том же году говорится в “Бертинских анналах”. Так что, возможно, в “Ксантенских анналах”, под именем Рорик упоминаются две разные личности: Рорик, брат Харальда “Младшего”, и Хорик (“Старший”), тогдашний датский король, которых смешивают. При этом, более поздний источник, известный, как “Хроникон о деяниях норманнов во Франкии” (“Chronicon de Gestis Normannorum”) полностью цитируя свидетельства из Бертинских анналов о нападении Хорика (Орика) на владения Людовика II - упоминает уже его самого как Рорика: заменив исходную форму “Oricus” на “Roricus”. Однако, не всё так просто, ибо Хорик, тоже был норманном, так что Рорик из сообщения 845 года, которого Ксантенские анналы отличают от Рорика-норманна, вероятно, на самом деле, мог иметь всё же иную этническую принадлежность.
Другое объяснение “королю язычников Рорику” предлагает, в частности, Андрей Пауль. Он сопоставил рассказ о смертной каре, постигшей язычников из рассматриваемого отрывка “Ксантенских анналов”, повторяющийся в весьма похожем виде во многих других источниках Северной Европы той поры (что может свидетельствовать о какой-то эпидемии, случившейся тогда на юго-западе Балтике) со сведениями из текста, известного как “Сказание о гамбургских мучениках, погребённых в Эбсторфе”. В котором повествуется о славянском князе Барухе, сильно притеснявшем христиан к северу от Эльбы, после захвата Гамбурга. Рассматривая различные обстоятельства, предшествовавшие столкновениям 845 года, и изучив совпадения в описаниях божьих кар, которые постигли язычников, Пауль предположил, что имя “Барух” может являться искажением имени Рорик. Латинские литеры B и R действительно довольно похожи, да и само имя язычника - славянина могло быть сближено с иудейским, известным по Ветхому Завету, по причине “нечистости”, как тех, так и других, с точки зрения христиан. При этом, “славянское имя” Барух - является достаточно странным. Да и из приведённого отрывка “Ксантенских анналов” также вполне может вытекать, что этот Рорик был королём именно язычников-вендов! Давайте рассмотрим аргументацию А. Пауля, изложенную в его книге Балтийские славяне. От Рерика до Старигарда, М., 2016, на страницах 302-365, а также в контексте возможных связей с нашим Рюриком в главе 6 на страницах 482-484.
Во-первых, описывая предысторию данного сообщения, Андрей отмечает, что в ту эпоху, между Франкским государством и многочисленными соседними славянскими племенными союзами, или княжествами, велась перманентная война. Которая выражалась как в регулярных походах франков, или уже подконтрольных им саксов на земли славян, так и в ответных походах славян. Это же справедливо сказать и о скандинавах - немецкие земли подвергались постоянным нападениям со стороны данов, а немецкие воины в ответ ходили на них. При этом, описывая все эти не прекращающиеся столкновения с соседними варварами, летописцы Франкской империи не всегда конкретизировали о ком именно идёт речь, иногда не различая их. Порой - они указывали, что это были славяне, или венды (гораздо реже конкретизируя их племенную принадлежность), иногда говорили о норманнах, или данах. Но нередко также называли и тех, и других общим термином - просто “язычниками”. Употребление этого термина, в некоторых случаях, не позволяет определить точно, о ком из них именно идёт речь. В немалой степени, этой путанице способствует также то, что даны нередко нападали на Саксонию совместно с ободритами, заключая с ними союз и координируя свои действия. В то же время происходили и не менее частые набеги самих данов на Саксонию, Фризию и Францию. Борьба и с теми, и с другими представлялась франкским хронистам, войной с язычниками, “варварами”, приходящими с севера: чужими и дикими народами, которые писавшие анналы хронисты, не особенно различали, да и не стремились к этому различению.
В 840-ые сообщения о войнах со славянами появляются ежегодно. В 844 году “Фульдские анналы” сообщают о походе Людовика II на ободритов, “замышлявших измену”, в результате чего погиб ободритский король Гостомысл (Goztimuizlo). “Ксантенские анналы” также сообщают об убийстве в этом году Гостомысла, называя его “одним из вендских королей”, одновременно с которым существовали и другие ”вендские короли”, присягнувшие Людвигу, но тут же снова от него отпавшие. Так же и “Бертинские анналы” сообщают о многих ”царьках” славян, на которых Людовик II совершил поход в 844 году.
В следующем, 845 году имели место сразу несколько нападений каких-то язычников, включая конкретно норманнов на разные регионы франков, а также состоялось большое сражение саксов под предводительством Людовика II со славянами и данами в низовьях Эльбы, около Гамбурга, закончившееся победой саксов. О чём сообщают “Бертинские” и “Фульдские анналы”. Причём один источник говорит конкретно о Гамбурге, другой же о некоем “славянском городе”. Именно об этой серии войн в том же году повествуют и “Ксантенские анналы”, описывая как неких “язычников”, так и непосредственно “вендов”. А также упомянув “короля язычников” с тем же именем, что и у хорошо известного в дальнейшем по франкским хроникам, “Рорика, брат Хериольда Младшего”.
Христианская притча о страшной смерти, постигшей язычников после нападения на христиан и чудесном их исцелении с помощью поста, главным героем которой оказался “король язычников, Рорик”, помещенная в “Ксантенских анналах” в 845 году, сразу после рассказа о нападениях язычников на Франкские земли, ввиду отсутствия каких-либо пояснений или перехода, представляется связанной с рассказом о походе Людовика II на язычников-вендов. Что выглядит ещё более логичным, учитывая сообщение о его предыдущем походе против них в 844 году и убийстве короля Гостомысла.
Продолжение в части 2