Вчера я побывал в городе Подольск. Заметив там новенький деревянный храм - я зашёл внутрь. Это оказался Храм Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла, но я увидел в нём и кое что другое!
Наша шатровая архитектура никакого отношения к христианским (визант) образцам не имеет. Много уже упоминалось параллелей с индуистскими храмами. Даже многоглавость не византийская традиция. Один "идол" - одна глава, много "идолов" - много глав. В византиях многоглавлсть появляется после активного знакомства греков со славянами, да и то на землях населенных последними - Салоники, Македония. Так что ничего удивительного в в том, что современные храмы соответствуют описаниям дохристианских - особенно деревянные.
Поддержу автора первого коммента: славянская деревянная архитектура с христианской византийской традицией общего ничего не имеет. Время назад была не переформате работа по этому поводу, весьма убедительная.
А насчет резбы по стенам - Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и Георгиевский в Юрьеве-Польском - тоже вполне себе примеры. Ведь такая традиция работы по камню (изначально - по дереву?) тоже не из Козлограда пришла. Да и в Западной Европе прямых аналогов нет.
Кстати, резьба именно по стенам срубной конструкции кажется менее вероятной, чем по вертикальным доскам (а-ля Гросс-Раден). Здесь скорее ожидался бы декор типа орнамента, нежели человеческие фигуры в полный рост.
Да - эти соборы и правда своей резьбой отсылают нас именно к резьбе на языческих храмах. Да собственно, там и сюжеты часто настоящие языческие - например, на сколько помню, на одном из этих храмов, под резной фигурой есть подпись "Даждьбог". Что там вообще делают все эти христианские иконостасы в таком случае - вообще непонятно! ;)
Да - наверное там были доски, типа обшивки. А может быть - резные панно крепились снаружи, к бревенчатым стенам храма? Жаль - что от этого храма не осталось вообще ничего и даже сама та территория, на которой он стоял - давно упала в море...
Но на современных - ни на каменных, ни даже на деревянных подобной резьбы мы обычно не видим. Хотя есть некоторые примеры скульптурного и узорного оформления внешних стен - например на Христе Спасителе, или изразцы на Спасе на Крови. Но это, полагаю - другая опера.
Абсолютно языческие. Вот упоминание Даждьбога там я что-то не припомню, хотя в свое время много там полазал... Зато птицы на мировом древе там в клювах нечто шарообразное держат )
Тоже вполне вероятно, кстати. А вокруг - по бревнам многофигурные композиции поясами! Представляете?!
Конечно ))) Это уже "псевдорусский" стиль. Думаю, тут сыграло роль то, что Залесские, вятичские земли крестились позже (Муромские святогоны - конец 12. века), и традиция за счет того сохранилась полней.
Меня этот вопрос уже много лет терзает. С доброй храминой и погоды не страшны, и стеречь ее от уродов всяческих проще, да и кумиры сохранней от той же погоды...
Обратную позицию, насколько я знаю, аргументируют необходимостью слияния с Природой... И все, по-моему.
Comments 41
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А насчет резбы по стенам - Успенский и Дмитровский соборы во Владимире и Георгиевский в Юрьеве-Польском - тоже вполне себе примеры. Ведь такая традиция работы по камню (изначально - по дереву?) тоже не из Козлограда пришла. Да и в Западной Европе прямых аналогов нет.
Кстати, резьба именно по стенам срубной конструкции кажется менее вероятной, чем по вертикальным доскам (а-ля Гросс-Раден). Здесь скорее ожидался бы декор типа орнамента, нежели человеческие фигуры в полный рост.
Reply
Да - наверное там были доски, типа обшивки. А может быть - резные панно крепились снаружи, к бревенчатым стенам храма? Жаль - что от этого храма не осталось вообще ничего и даже сама та территория, на которой он стоял - давно упала в море...
Но на современных - ни на каменных, ни даже на деревянных подобной резьбы мы обычно не видим. Хотя есть некоторые примеры скульптурного и узорного оформления внешних стен - например на Христе Спасителе, или изразцы на Спасе на Крови. Но это, полагаю - другая опера.
Reply
Тоже вполне вероятно, кстати. А вокруг - по бревнам многофигурные композиции поясами! Представляете?!
Конечно ))) Это уже "псевдорусский" стиль. Думаю, тут сыграло роль то, что Залесские, вятичские земли крестились позже (Муромские святогоны - конец 12. века), и традиция за счет того сохранилась полней.
Reply
Reply
Reply
Меня этот вопрос уже много лет терзает. С доброй храминой и погоды не страшны, и стеречь ее от уродов всяческих проще, да и кумиры сохранней от той же погоды...
Обратную позицию, насколько я знаю, аргументируют необходимостью слияния с Природой... И все, по-моему.
Reply
Reply
Reply
А вообще на Руси сложилась своя уникальная традиция постройки храмов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment